Анализ внешней и внутренней среды медицинской организации. Факторы формирования доходов медицинской организации

ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА МЕНЕДЖМЕНТ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

А.А. Громов, кандидат экономических наук, доцент кафедры общественных наук Харьковского национального медицинского университета

Актуальность изучения влияния внешней среды на функционирование любой организации обусловлена ее постоянно возрастающей ролью в эффективном менеджменте. В современном глобализирующемся мире внешняя среда динамично изменяется, побуждая организации формировать адаптивные реакции к неконтролируемым факторам их развития. В современных условиях совершенствование менеджмента связано не столько с внутренней средой, сколько обусловлено целями, которые достигаются как раз во внешней среде. Не является исключением управленческая политика медицинских учреждений и фирм. Ее содержание вызывает особый интерес, ибо социальные по сути и предоставляемым услугам организации вынуждены действовать в открытой рыночной среде и в условиях глобальной конкуренции.

Известно, что внешняя среда медицинской организации – это совокупность факторов и условий, которые существуют вне ее, но оказывают влияние на процесс принятия управленческих решений. Представляется, самое большое воздействие на деятельность медицинских производителей оказывают неконтролируемые факторы (опережающий рост средних издержек медицины по сравнению с этим ростом в других сферах экономики, монополизм клиник и фармацевтических ТНК, система высшего и среднего медицинского образования).

Причина закономерного опережающего роста средних издержек медицинского обслуживания – в институциональных особенностях рынка медицинских услуг, таких как асимметрия информации об их качестве и стимулирование спроса на них самим предложением. На рост издержек влияет естественный монополизм больниц, которые практически не конкурируют между собой, а также такой феномен рынка медицинских услуг, как оплата лечения не самим пациентом, а третьей стороной (государством, страховой компанией, фирмой и др.).

На рост издержек медицинского обслуживания оказывает влияние и появление новых медицинских открытий. Зарубежная практика свидетельствует, что осведомленность о принципиально новых лечебно-диагностических методиках и стремление ими воспользоваться является фактором стремительного роста ожиданий многих людей. Следует заметить, что лишь часть этих ожиданий обусловлена реальными потребностями в улучшении здоровья, остальные – дань моде.

Один из важнейших факторов влияния – завышенные требования к дополнительным медицинским услугам, стимулирующие разносторонний и зачастую агрессивный маркетинг фармацевтических компаний.

На опережающий рост средних издержек медицинского обслуживания влияет также изменение структуры заболеваний и появление, например, СПИДа, атипичной пневмонии, птичьего гриппа. При этом расходы только на создание вакцины от СПИДа достигают более 1 млрд долларов в год.

Главная причина повышения спроса на медицинские услуги заключается в существенном росте ВВП, который служит основой роста доходов граждан. Постоянно растущие доходы переключают спрос населения на более дорогостоящие лекарства и медицинские услуги, срабатывает «парадокс Гиффена»: рост доходов приводит не только к возрастанию уровня спроса, но и к изменению его структуры – повышению доли потребления тех услуг, которые можно приравнять к предметам роскоши.

Существенным фактором влияния внешней среды является монополизм производителей. Монопольное положение обычно занимают крупные специализированные клиники или крупные многопрофильные больничные комплексы. Экономические преимущества крупных производителей состоят в том, что срабатывает положительный эффект масштаба, позволяющего повышать производственную эффективность. Другой вариант монополизма – естественная монополия в рамках конкретной территории. С точки зрения внешнего рынка большое влияние на медицинские организации оказывает монополизм иностранных фармацевтических компаний, которые способствуют завышению издержек медицинского обслуживания за счет поддержки коррупционных схем во время тендерных сделок, высоких цен на лекарства и оборудование, подчинение себе врачей с помощью инструментов сетевого маркетинга.

Известно, монополизм опасен стагнацией и ростом цен. Однако ему противостоит конкуренция на рынке менеджеров. Более действенная конкуренция возникает в случае формирования квазирынка медицинских услуг. Поэтому менеджеры должны быть заинтересованы в его формировании и проводить активную политику, направленную на заключение контрактов с местными органами власти и получение государственного заказа. Это означает замену механизма бюджетного распределения медицинских услуг актом купли-продажи.

Существенное влияние на эффективность менеджмента медицинских учреждений оказывает система подготовки медицинских кадров, которая находится в состоянии реформирования, что оказывает существенное влияние на качество подготовки специалистов. Меняется содержание образования – отменяется студенческая практика, сокращается ряд теоретических дисциплин, увеличивается работа с фантомами, а не с пациентами, и т. п. Эти обстоятельства должны учитываться современным менеджментом при заключении контрактов с работниками и выпускниками медицинских вузов.

Таким образом, эффективный менеджмент в современной медицинской организации возможен лишь при условии адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Рост издержек медицинского обслуживания остановить невозможно, однако можно находить иные резервы рационального использования ресурсов, новые формы организационных структур, более высокую степень автономности подразделений внутри медицинской организации, побуждающей к экономии и эффективности, грамотный маркетинг платных услуг и т. п.

Важным и современным фактором менеджмента в настоящее время становится инициирование перемен, которое должно превратиться в решающую стратегию управления медицинской организации.

Тема: Внутренняя и внешняя среда организации здравоохранения Выполнил: Кайдаулов М.К. Проверила:к.м.н, Алтынбекова У.А.

План Введения 1 Внутренняя среда медорганизации 2 Внешняя среда медорганизации Заключение

Введения Медицинская организация - организация, осуществляющие деятельность в области здравоохранения или оказания медицинских услуг,

Введения
Медицинская организация - организация,
осуществляющие деятельность в области
здравоохранения или оказания медицинских услуг,
поддерживающая развитие медицины как науки,
занимающаяся мероприятиями по поддержанию
здоровья и оказания медицинской помощи людям
посредством изучения, диагностики, лечения и
возможной профилактики болезней и травм.
Факторов которые влияют на деятельность медицинских
организации можно разделить на 2 группы
* Внутренние факторы
* Внешние факторы

1 Внутренняя среда медицинских организации

Цель – конкретное конечное состояние или желаемый результат,
которого стремится добиться организация
Структура организации – это логические взаимоотношения
уровней управления и функциональных областей, построенные в
такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать
целей организации.
Технология – это сочетание квалификационных навыков,
оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих
технических знаний, необходимых для осуществления желаемых
преобразований в материалах, информации или людях.
Кадры – движущая сила медорганизации

1 Цель и видение медорганизации Пример № 6 поликлиника Стремится к непрерывному улучшению своей деятельности, применяя управленческие, ме

1 Цель и видение медорганизации
Пример № 6 поликлиника
Стремится к непрерывному улучшению своей деятельности, применяя
управленческие, медицинские и информационные Инновации, для
поддержания взаимного Доверия между поликлиникой и пациентами,
с целью сохранения самого Ценного, что есть у человека - его
здоровья.
Наше видение
Городская поликлиника №6 - мобильная, динамично развивающаяся
медицинская организация, гарантирующая пациентам точность и
надежность результатов.

2 Структура медорганизации

3 Технологии Технология- средства, процесса и инструменты используемые в лечений пациента. * Прием и осмотр врача по разным направлениям * К

3 Технологии
Технология- средства, процесса и инструменты используемые в
лечений пациента.
* Прием и осмотр врача по разным направлениям
* Консультативная помощь
* Диагностическая услуга: УЗИ, ЭКГ, Флюрография, эндоскопия
* Клинико-диагностическое исследование: виды анализов
* Амбулаторная хирургия: перевязка, снятие швов,
ректороманоскопия, гипсовые повязки, удаление инородных тел
* Физиотерапевтические услуги
* Стоматологические услуги

4 Людские ресурсы

Административный персонал
Врачебный персонал:
ВОП, медсестры, работники
функциональной диагностики, узкие
спеицалисты,
Вспомогательный персонал: инженеры,
электрики, охранники

Внешние факторы Внешние переменные – это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешня

Внешние факторы
Внешние переменные – это все те факторы, которые находятся за
пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя
среда, в которой приходится работать организации, находится в
непрерывном движении, подвержена изменениям. Способность
организации реагировать и справляться с этими изменениями
внешней среды является одной из наиболее важных составляющих
ее успеха.
По характеру воздействия на организацию выделяют внешнюю
среду прямого воздействия и внешнюю среду косвенного
воздействия

10. Внешние факторы прямого воздействия

1 Поставщики ресурсов: технологические ресурсы,
финансовые, медикаментозные ресурсы,
поставщики услуг
2 Потребители: Пациенты, их покупательская
способность, спросы
3 Конкуренты: сильные и слабые стороны,
предоставляемые услуги
4 Государственные органы: Местные органы, УЗ,
МЗ

11. Внешние факторы косвенного воздействия

1 Социальные СТЭП-факторы включают в себя изменение
демографической ситуации, образовательного уровня, системы
здравоохранения и социального обеспечения
2 Технологические СТЭП-факторы – под ними понимаются такие
изменения в научно-технической сфере как научно-технический
прогресс, устаревание знаний, внедрение новых технологий.
3 Экономические СТЭП-факторы включают динамику уровня
инфляции, процентной ставки (ставки дисконта), налоговых ставок,
валютных курсов, уровня доходов населения
4 Политические СТЭП-факторы связаны с общей внешней и
внутренней политикой правительства, стабильностью политической
ситуации

12. Заключение Вышеперечисленных внутренних и внешних факторов медицинских организации являются неотъемлемой частью деятельности этих орга

Заключение
Вышеперечисленных внутренних и внешних факторов
медицинских организации являются неотъемлемой частью
деятельности этих организации. Анализ внутренних и
внешних факторов улучшает стратегическое планирования
медицинских организации и повышает чувствительность
медорганизации к изменением факторов внешней среды

13. Использованные ресурсы 1 Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 ноября 2009 года № 791 Об утверждении Квалификационны

Использованные ресурсы
1 Приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 26 ноября
2009 года № 791 Об утверждении Квалификационных характеристик
должностей работников здравоохранения
2 www.gp6.kz
3 www.google.kz

Деятельность любой системы осуществляется через выявление основных присущих ей характеристик и свойств. С этой точки зрения система рассматривается как набор элементов (служб, звеньев, подразделений), имеющих определенные свойства, и набор связей между этими элементами и их свойствами, объединенных единой целью деятельности. Параметрами являются вход, процесс, выход, управление с помощью обратной связи и ограничение.

Важным средством характеристики системы являются ее свойства, которые проявляются через целостность, взаимодействие и взаимозависимость через ее функциональность, структуру, связи, внешнюю среду. Свойства - это качество параметров объектов и факторов, т.е. внешние проявления способа, с помощью которого получают знания об этих объектах и факторах внешней среды. Свойства дают возможность описывать объекты и факторы системы количественно, выражая их в единицах определенной размерности.

Свойства - это внешние проявления того процесса, с помощью которого получают знания об объекте, ведут за ним наблюдение. Свойства обеспечивают возможность описывать объекты системы количественно, выражая их в единицах, как имеющие определенную размерность.

Свойства объектов системы здравоохранения изменяются под воздействием лечебно-оздоровительных мероприятий. В этом контексте принято выделять следующие основные свойства системы:

Совокупность ее компонентов в виде структурных преобразований субъектов системы здравоохранения;

Наиболее существенные между ними связи;

Особенности ее организации, определяющие возможность ее создания. Среди этих факторов - социально-экономические и экологоклиматогеографические, условия труда и т.д., а также организации здравоохранения и их количественные связи;

Интегративные свойства, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее компонентов в отдельности. Поэтому, разделяя систему на отдельные части, нельзя познать все ее свойства в целом.

Касаясь условий, присущих системе здравоохранения, отметим следующее:

Она функционирует во времени и пространстве, находясь в движении и в процессе реформирования;

Структурные подразделения системы относительно автономны в организационном отношении и зависимы друг от друга в функциональном;

Для системы характерно наличие единого основания классификации ее подразделений;

Система обладает единством.

Функционируя в окружении среды и испытывая на себе ее воздействие, здравоохранение, в свою очередь, все больше влияет на экономические результаты и социальные преобразования, достигаемые в стране, регионах, хозяйственных отраслях. Взаимосвязь среды и сферы здравоохранения можно считать одной из основных особенностей функционирования этой системы, внешней ее характеристикой, в значительной степени определяющей ее свойства (т.е. внутренние характеристики).

Важнейшее свойство рассматриваемой сферы - ее целостность, заключающаяся в несводимости ее свойств к свойствам ее структурных подразделений, и наоборот.

Системе здравоохранения присущи свойства реформироваться и развиваться, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям. Это достигается через реформирование действующих структур и их элементов, путем создания новых связей и инноваций, форм медицинской деятельности со своими локальными целями и средствами их достижения.

Важнейшими из этих свойств системы здравоохранения являются целостность и обособленность. Если каждая часть системы так соотносится с каждой другой частью, что изменения в некоторой части вызывают изменения во всех других частях и в системе в целом, то говорят, что система ведет себя как целостность.

Подотраслям системы здравоохранения присущи основные свойства сложных систем, требующие применять к их анализу и синтезу системный подход, а именно сложность, подвижность, адаптивность. В развернутом виде совокупность этих подотраслей характеризуется такими признаками, как:

Наличие большого числа составных компонентов;

Сложный характер взаимодействия между ними;

Сложность функций, выполняемых этими подотраслями;

Наличие сложноорганизованного управления;

Воздействие на систему большого количества системообразующих факторов внешней среды.

Под адаптивностью, реформируемостью и реструктуризацией системы здравоохранения понимают способность системы изменять свою структуру и необходимость для организаторов здравоохранения выбирать оптимальные варианты поведения сообразно с новыми целями здравоохранения под воздействием факторов внешней среды. От них зависит способность приспособления отрасли к изменяющимся условиям и факторам внешней среды. Системная инерция отрасли определяет время, необходимое для ее перевода из одного состояния в другое при заданных параметрах управления ею.

Выделим несколько основных признаков изучаемой системы: ее целостность, интегративность, преобладание целостного свойства над суммой свойств составных элементов, наличие совокупностей составных компонентов, их взаимосвязей и отношений, наличие обмена ресурсами, информацией, основными фондами с другими системами и со средой.

Принципиальной особенностью системы здравоохранения является то, что неотъемлемой ее частью выступают пациент, проблемы его здоровья, повышение качества оздоровительной и лечебной помощи. Это предполагает наличие у системы здравоохранения особых свойств, принципиально отличающих ее функционирование от такового других систем, работающих в соответствии с жестко заданными законами. В отличие от последних, системе здравоохранения присущи следующие особенности:

Информационность происходящих оздоровительных и лечебных процессов;

Изменчивость отдельных параметров системы;

Уникальность и предсказуемость происходящих процессов в конкретных условиях;

Наличие у системы предельных возможностей, определяемых имеющимися ресурсами;

Способность изменять, реформировать свою структуру, сохраняя целостность, и формировать варианты поведения;

Способность противостоять разрушающим систему тенденциям и адаптироваться к изменяющимся условиям;

Способность и стремление к целеобразованию, в отличие от закрытых систем, которым цели задаются извне;

Ограниченность формализованного описания.

Эти особенности целесообразно принимать за основу при разработке моделей и методик системного анализа служб, звеньев и секторов здравоохранения. При этом надо учитывать целостность системы, различные типы связей (в том числе системо- и факторообразующие), структуру и организацию, многоуровневость и наличие иерархии уровней, управление,

цель и целесообразный характер функционирования, самоорганизацию, функционирование, реформирование и развитие здравоохранения. Важно знать, какая неопределенность в постановке задачи имеет место на начальном этапе ее реформирования и рассмотрения.

Системный анализ организаций здравоохранения и состояния здоровья людей выявляет высокую степень взаимозависимости различных элементов и аспектов социально-экономического и политического развития. Эти аспекты становятся все более тесно взаимосвязанными, о чем можно судить по результатам анализа уровня здоровья и демографических процессов в экономически развитых странах мира. Эффективное развитие системы здравоохранения вызывает позитивные последствия в других секторах национальной экономики.

Общесистемное свойство этой сферы жизнеобеспечения заключается в том, что изменение (ослабление) любого ее элемента, например профилактического звена, оказывает негативное воздействие на все другие ее службы и подразделения, приводят к ухудшению работы системы в целом. И наоборот, любое позитивное изменение профилактического звена резко улучшает деятельность всех компонентов системы.

Наиболее характерные признаки, присутствующие во многих определениях системы здравоохранения, сводятся к следующим:

Движение к целостности и функциональному единству;

Увеличение разнообразия структурных подразделений системы и выполняемых ими функций;

Усложнение процессов реформирования и функционирования;

Наличие и расширение связей: количественных и качественных, положительных и отрицательных, одноплановых и многоплановых, внутрисистемных и межсистемных;

Сложность (полифункциональность) поведения, нелинейность характеристик;

Повышение уровня информатизации;

Нерегулярное, статистически не распределенное во времени поступление воздействий (факторов внешней среды);

Многоаспектность: медико-социальная, экономическая, психологическая, экологическая, технико-технологическая;

Контринтуитивность (причина и следствие жестко однозначно не связаны ни во времени, ни в пространстве);

Нелинейность.

Для полноты параметров и свойств системы здравоохранения необходимо выделить еще организационно-управленческие характеристики. Создание управляемой системы здравоохранения требует выявления таких элементов и отношений между ними (структурного устройства системы), которые реализуют целенаправленное ее функционирование. Элементы любого содержания, необходимые для реализации функции, называются частями или компонентами системы. Совокупность частей (компонентов) системы образует ее элементный (компонентный) состав. Упорядоченное множество отношений между частями, необходимое для реализации функции, образует структуру (строение, расположение, порядок) системы, т.е. совокупность ее элементов и взаимосвязей между ними. При этом понятие «связи» может характеризовать одновременно и строение (статику), и функционирование (динамику) системы.

Материальная структура является носителем конкретных типов и параметров элементов системы и их взаимосвязей. Под формальной структурой понимается совокупность функциональных элементов и их отношений, необходимых и достаточных для достижения системой поставленных целей.

Организационная структура системы - одно из основных понятий теории управления здравоохранением. Эта структура определяется как совокупность служб, секторов, подсистем, объединенных иерархическими взаимосвязями. Они осуществляют распределение функций управления между руководителями служб, подотраслей (главными специалистами), с одной стороны, и подчиненными им структурами для достижения целей системы - с другой.

Организационная структура объединяет кадровые, материальнофинансовые ресурсы, задействованные в управлении подразделениями отрасли; упорядочивает связи между ними. Организационно структуру системы здравоохранения определяют следующие характеристики:

Звено (отдел) - это один из организационно-обособленных, относительно самостоятельных органов управления, выполняющий определенные функции управления. Связи между звеньями одного уровня иерархии называются горизонтальными и выражают отношение взаимодействия (координации);

Уровень (ступень) иерархии - это группа звеньев, в которых организаторы здравоохранения имеют примерно одинаковые полномочия. Связи между уровнями иерархии называются вертикальными и выражают отношение подчинения нижних уровней верхним. Для каждого звена управления связи со всеми подчиненными уровнями называют внутренними, а остальные - внешними. Иногда уровень иерархии определяется как отношение числа исходящих связей к числу входящих;

Степень централизации (децентрализации) управления. Система управления называется централизованной, если принятие решений осуществляется только в центральном (старшем) органе системы. Центральный орган управления имеет право распоряжаться всеми материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами системы, принимать решения, перераспределять ресурсы из одной части системы в другую, координировать деятельность всех ее частей.

Система управления называется децентрализованной, если решения принимаются отдельными элементами (уровнями) системы независимо от других элементов и не корректируются центральным органом управления. Децентрализованная система обладает тем преимуществом, что в ней органы управления максимально приближены к объектам управления.

В реальной действительности часть решений принимается централизованно, а часть - децентрализованно.

При неправильном делении системы на звенья, сектора, а также нарушении управленческих связей между подсистемами, расположенными на различных иерархических уровнях, возникают так называемые патологические структуры. Их простейший пример - двойное подчинение, когда для некоторых медико-производственных (фармацевтических) организаций существуют две системы управления, существенно снижающие эффективность их работы.

Вопросы для повторения

1. Что входит в понятие «свойства системы»?

2. Назовите основные свойства системы.

3. Перечислите условия, присущие системе здравоохранения.

4. Назовите основные признаки подотраслей системы здравоохранения.

5. В чем заключаются особенности функционирования системы здравоохранения?

6. Назовите характерные признаки функционирования системы здравоохранения.

7. Что представляет собой организационная структура системы здравоохранения?

8. Назовите основные характеристики организационной структуры системы здравоохранения.

Здравоохранение как система

В природе традиционно выделяют системы биологические (индивид), социально-экономические (организация) и санитарно-экологические (природа), а также механические. Система, системный подход, системный анализ и др. являются важными категориями при изучении здравоохранения, какую бы его подсистему, службу, звено или элемент мы не рассматривали. В настоящее время, наряду с такими качествами руководителя здравоохранения (менеджера), как знания, умения, навыки, особенно актуализируется такая категория, как системное мышление. Можно утверждать, что наши успехи связаны с тем, насколько мы системно мыслим и подходим к решению тех или иных проблем охраны здоровья, а наши неудачи вызваны отступлением от системности. Данное утверждение особенно актуализируется для врачебного сообщества, всех работников системы здравоохранения, ее руководителей. Именно они имеют дело со всеми известными системами: биологическими, социальными, экономико-управленческими, технико-кибернетическими, информационными.

Цельность системы не означает ее однородности и неделимости: наоборот, в системе можно различать определенные составные части - службы, звенья, подотрасли, их элементы.

Делимость системы охраны здоровья на части не означает изолированности ее структур друг от друга. Цельность этой системы основана на том, что внутренние связи частей (служб, звеньев), образующих структуру системы, в определенном отношении сильней, существеннее, важнее, чем их внешние связи.

Целостность системы обусловлена тем, что как единое целое она обладает такими свойствами, которых нет и не может быть у составляющих ее частей и элементов. Изъятие или ослабление работы какого-либо звена (например, профилактического) приводят к утрате его существенных системных свойств.

Открытость системы здравоохранения означает, что она входит в какую-то большую систему - экономическую, социальную, политическую.

Внутренняя и внешняя целостность систем обобщаются, объединяются, синтезируются в понятие цели, которая как бы диктует и структуру, и

функции системы... Структура системы выступает при этом как вариант реализации цели.

Системы, особенно здравоохранения, не являются застывшими. Они находятся в динамике (жизненный цикл: развитие - рост - равновесие - убыль - деградация; рождение - жизнь - смерть) и др.

Необходимость объединения различных служб, секторов и подотраслей, сфер деятельности, направленных на укрепление и охрану здоровья в единую систему, обусловлена общностью целей их деятельности и тесными взаимоотношениями, существующими между ними. Функционирование здравоохранения в новых условиях хозяйствования еще более способствует установлению взаимосвязей и взаимодействий между ее составными подсистемами и элементами. В первую очередь такие связи возникают между такими взаимодополняющими друг друга подсистемами, как лечебно-профилактическая, лекарственная и санаторно-курортная помощь, санэпиднадзор, медицинская промышленность, протезно-ортопедическая и др.

Эффективное обеспечение охраны и укрепления здоровья нации в значительной степени зависит от того, насколько согласованно развиваются все перечисленные выше подсистемы и службы единой системы здравоохранения страны. Любое рассогласование в их функционировании грозит обществу дополнительными социальными и экономическими потерями. Поэтому при определении путей развития каждого элемента этой народнохозяйственной системы нельзя не учитывать ее взаимосвязь с другими службами и секторами здравоохранения.

Решение проблемы оптимальной стратегии функционирования отрасли здравоохранения невозможно без создания системной концепции ее развития. В свою очередь, научно обоснованная концепция развития здравоохранения не может быть разработана без системного подхода к всеобъемлющим мерам по охране, поддержанию и укреплению здоровья нации, улучшению демографической политики. Существующий же пока бессистемно-фрагментарный, дезинтеграционный подход к развитию здравоохранения на государственном уровне приводит к снижению эффективности предлагаемых мер в этой социально значимой сфере деятельности как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Системный подход к реформированию и развитию здравоохранения необходим с точки зрения учета потребностей населения в конкретных формах и видах медицинской помощи, распределения ресурсов как между всеми подсистемами и элементами отрасли, так и между отдельными лечебнопрофилактическими организациями; повышения эффективности и точности оценки объемов лечебно-диагностических процедур в зависимости от функционального назначения объектов и структурных образований единой системы здравоохранения. Объединенные межэлементными связями и механизмами, ее службы и сектора, отдельные подсистемы тесно взаимодействуют между собой. Любые существенные изменения в одних из них неизменно порождают соответствующие изменения в других подсистемах. По законам диалектики, такой подход предполагает взаимодополнение, взаимоподдержку взаимодействующих подотраслей и подсистем, а неизбежно возникающий при этом эффект становится дополнительным источником развития здравоохранения в целом, более качественной лечебно-профилактической помощи населению. Интегрированные подсистемы создают

предпосылки для наиболее полного раскрытия способности здравоохранения к изменению, реформированию и развитию.

Известно, что расширение номенклатуры лекарственных средств и повышение их эффективности, появление новых уникальных препаратов и образцов медицинского оборудования (а иногда и просто улучшение их клинических параметров) - действенный стимул к разработке более совершенных лечебно-диагностических и оздоровительно-реабилитационных технологий. При этом существенно повышается устойчивость системы здравоохранения к воздействию негативных факторов: сокращению объемов бюджетного финансирования, ограничению факторов риска возникновения заболеваний и их « вклада» в формирование уровня здоровья граждан и т.д.

Для единой системы здравоохранения характерно наличие определенных интегральных свойств, принадлежащих ей как системе, но не присущих ни одной из ее подсистем - так называемый синергический эффект. Система - это совокупность взаимосвязанных элементов, образующая целостность или целое, состоящее из частей, упорядоченных по определенному закону или принципу. При этом целое не является арифметической суммой частей. Взаимодействие элементов в системе для достижения определенных целей позволяет получить совершенно новое качество.

Понятно, что качество здоровья населения, медико-демографических процессов в стране, хотя во многом зависит от эффективной работы отдельных структурных элементов и подсистем системы здравоохранения, от их функциональных характеристик, однако полностью ими не определяются.

Таким образом, формирование и развитие системы здравоохранения требуют системного и комплексного подходов в рамках национальной экономики к ресурсам, организационно-правовым формам функционирования, реализации возможностей поиска и осуществления эффективных вариантов медико-социальной и лечебно-профилактической помощи. При таком подходе возможны преодоление узковедомственной направленности управления здоровьем населения и достижение более эффективного развития взаимоувязанных между собой отраслей и сфер деятельности в здравоохранении.

Алма-атинская конференция ВОЗ (1978) по первичной медицинской помощи кардинально изменила парадигму здравоохранения во всем мире и привела к разработке новой концепции здравоохранения - концепции, определяющей границы ответственности государства за здоровье населения. Это позволило ВОЗ в 70-х годах прошлого века сформировать такие концепции, как «Здоровья для всех», «Охрана здоровье», «Здоровый город» и др., которые определили новые направления деятельности системы здравоохранения и показали, что здравоохранение - это не только медицинское обслуживание, а широкий комплекс разнообразных мероприятий профилактического характера.

Одна из основных проблем современного здравоохранения - обеспечение его доступности и высокого качества с учетом ограниченных ресурсов, демографической структуры (постарение населения) и состояния окружающей природной и социальной среды.

По определению ВОЗ (1960-е годы), здоровье есть состояние полного физического, духовного и социального благополучия, позволяющее максимально реализовать имеющиеся функциональные возможности человека.

В 1977 г. ВОЗ расширила определение здоровья, дополнив его понятием социальной и экономической продуктивности индивида, и поставила задачу достижения к 2000 г. такого состояния здоровья населения всего мира, при котором народы смогут вести продуктивную в социальном и экономическом смысле жизнь.

В 1995 г. ВОЗ, учитывая, что в развивающихся странах меняются демографические, политические и экономические условия, а в развитых странах увеличиваются потребности систем здравоохранения, призвала весь мир принять обязательство «добиться значительного прогресса к улучшению здоровья и обеспечить соответствующее развитие медицинских служб», для чего были определены следующие задачи:

Превратить проблемы здравоохранения и условий жизни в аспект политического мировоззрения;

Обеспечить больным общедоступную медицинскую помощь;

Активизировать деятельность в области охраны здоровья;

Заняться профилактикой и контролем социальных болезней.

Эти положения вошли в основу деятельности всех национальных систем здравоохранения.

Здоровье отдельных людей и целых популяций определяется не только их генетическими свойствами, но и воздействием патогенных факторов и доступностью медицинской помощи.

Взаимосвязь бедности, плохих санитарных условий труда и быта и уровней заболеваемости населения ни у кого не вызывает сомнений. Однако считалось, что наличие общедоступной медицинской помощи должно сгладить региональные и классовые различия в состоянии здоровья. Тем не менее на примере Великобритании, где существует общедоступное медицинское обслуживание, в начале 80-х годов прошлого века было доказано, что, несмотря на наличие гарантированной общедоступности в медицинской помощи, люди из бедных слоев общества болеют значительно чаще, чем более обеспеченное население.

Это заставило серьезно пересмотреть роль социальных факторов и определить 3 важнейших составляющих социально-экономического статуса людей, оказывающих большое косвенное влияние на здоровье: образование, род занятий, уровень доходов.

К факторам, усиливающим влияние на здоровье перечисленных выше составляющих социально-экономического статуса, относятся: рискованное поведение, социально-психологические стрессы, вредные для здоровья условия труда и быта, отсутствие самоконтроля за собственным здоровьем, неадекватная поддержка семей и социально незащищенных групп населения со стороны властных структур и общественных организаций.

Отсюда следует вывод, что в современном здравоохранении к задачам по обеспечению доступности медицинской помощи добавляются задачи по ограничению воздействия на людей вредных социальных, физических и психологических факторов, обучению людей формам и методам укрепления здоровья и самоконтроля в отношении собственного здоровья, активному вовлечению населения в решение вопросов здравоохранения.

В связи с этим основными задачами современного здравоохранения являются эффективное управление системами здравоохранения при активном участии правительственных и неправительственных (общественных) организаций и защита прав всех социальных групп населения на получение высококачественной медицинской помощи.

С учетом этих обстоятельств на проводившемся ВОЗ в 1994 г. в Амстердаме Европейском совещании была принята «Декларация о развитии прав пациентов в Европе». В Декларации говорится, что концепция здравоохранения, принятая в данном документе, основана на принципах резолюции о здоровье для всех Всемирной ассамблеи здравоохранения (май 1977 г.) и соответствующей модели здравоохранения, представленной на Алма-атинской конференции ВОЗ (сентябрь 1978 г.), т.е., таким образом, в здравоохранение входит полный круг служб, охватывающий такие направления деятельности, как укрепление и охрана здоровья населения, профилактика заболеваний, диагностика, лечение, уход и реабилитация. В разделе Декларации «Цель документа» говорится, что по своей сути и направленности данный документ отражает стремление людей не только к улучшению качества получаемой ими лечебно-профилактической помощи, но и к более полному признанию их прав как пациентов.

Формулирование прав пациентов способствует более полному осознанию людьми своей доли ответственности как при обращении за медицинской помощью, так и в ходе получения такой помощи. Это, в свою очередь, служит гарантией обоюдной поддержки и уважения во взаимоотношениях пациентов и работников здравоохранения.

Пациенты должны знать, что они тоже могут вносить важный практический вклад в улучшение деятельности системы здравоохранения.

Роль пациентов в повышении качества лечебно-профилактической помощи приобретает особое значение в современных условиях, когда существующие сложные системы здравоохранения финансируются в значительной мере из коллективных источников и когда работники здравоохранения и пациенты могут быть в равной мере заинтересованы в экономном и справедливом использовании имеющихся ресурсов.

Цели и задачи Декларации:

Подтвердить основные права человека в области здравоохранения и обеспечить защиту достоинства и целостности пациента как личности;

Предложить странам-членам ВОЗ общие принципы, лежащие в основе прав пациентов, которые могут быть использованы при пересмотре политики национальных систем здравоохранения;

Содействовать пациентам в получении максимальной пользы при контактах с системой здравоохранения;

Способствовать развитию атмосферы взаимной поддержки в отношениях между пациентами и работниками здравоохранения;

Усилить взаимоотношения (диалог) между организациями, представляющими интересы пациентов, работниками здравоохранения, органами управления здравоохранением, властными структурами;

Развивать международное сотрудничество в этой области;

Гарантировать защиту основных прав человека и способствовать гуманизации помощи всем категориям пациентов, особенно наиболее уязвимым, таким, как дети, пациенты психиатрического профиля, тяжелобольные.

Таким образом, деятельность любой современной системы здравоохранения должна быть прежде всего основана на неукоснительном соблюдении прав пациентов с учетом их ответственности за свое здоровье.

Важным аспектом понимания сущности деятельности здравоохранения является рассмотрение вопросов, касающихся возможностей вмешательства здравоохранения в процесс здоровье-болезнь (рис. 1).

Рис. 1. Процесс здоровье-болезнь и возможности вмешательства в него

В соответствии с возможностями вмешательства здравоохранения в процесс здоровье-болезнь на уровне государства, его региональных структур разрабатывается комплексная программа охраны здоровья населения, в рамках которой система здравоохранения осуществляет свою деятельность.

В структуру комплексной программы входят разделы:

Управление и охрана здоровья - комплекс законодательных, социальных и экономических мер, направленных на устранение или ограничение факторов риска болезней, травматизма и смерти на уровне индивида, социальной группы и общества в целом.

Первичная профилактика включает меры, направленные на предотвращение болезней:

Санитарно-гигиенические мероприятия по устранению неблагоприятных факторов труда, быта, экологических нарушений;

Санитарно-противоэпидемические мероприятия (вакцинация, карантинные меры, бактериологический инфекционный контроль, дезинфекция, дезинсекция);

Санитарное просвещение; пропаганда здорового образа жизни;

Оздоровление здоровых людей.

Вторичная профилактика - активное выявление и эффективное лечение болезни на ранних стадиях. Центральное место при проведении мероприятий вторичной профилактики занимает диспансерный метод (диспансеризация групп населения с высоким риском заболевания: дети, подростки, беременные, работники вредных для здоровья производств, лица, проживающие в неблагоприятных экологических условиях).

Третичная профилактика - предотвращение осложнений у лиц, перенесших тяжелые заболевания, а также диспансеризация лиц, страдающих хроническими соматическими заболеваниями, с целью предупреждения обострения их течения. Исходя из перечисленных выше направлений деятельности системы здравоохранения, можно схематично представить ее основные структуры (рис. 2).

Рис. 2. Связь между основными компонентами здравоохранения

Однако, если данную структуру системы здравоохранения рассмотреть с точки зрения функций субъектов (организаций системы), разделение будет достаточно условным, поскольку практически все они активно взаимодействуют между собой. Например, организации, оказывающие медицинскую помощь пациентам, одновременно с клинической деятельностью проводят большую профилактическую работу (вакцинация, диспансеризация, санитарное просвещение).

Суентаева Г . Р .

магистрант “Almaty Management University”

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

Существующая практика планирования формирования и распределения доходов в организациях здравоохранения должна быть реформирована в пользу ориентации на тенденции развития тех или иных видов медицинских услуг. Организации здравоохранения должны совершенствования свой потенциал в процессе формировании и распределении расходов, планирования доходов и расходов организации, составлении инвестиционных планов, введении инновационных медицинских продуктов и пр..

Ключевые слова: организация здравоохранения, доходы, факторы формирования доходов

Suentaeva G.R.

undergraduate of “Almaty Management University”

FACTORS OF FORMATION OF INCOME HEALTH ORGANIZATIONS

Abstract

The current practice of planning the formation and distribution of income in health care organizations should be reformed to focus on trends in the development of certain types of medical services. Health organizations have the potential of improving the process of formation and distribution costs, planning revenues and expenses, preparation of investment plans, the introduction of innovative medical products.

Keywords: health organization, revenues, income generation factors

Представляется, что задачам комплексного анализа дохода медицинской организации удовлетворяет классификация факторов по следующим признакам:

  1. По влиянию внешней и внутренней среды медицинской организации.

Всю совокупность факторов внешней среды медицинской организации можно дифференцировать на 2 группы: факторы микросреды и факторы макросреды .

Микросреда представлена факторами, имеющими непосредственное отношение к медицинской организации и его возможностям. К ним относятся факторы, которые прямо и непосредственно влияют на доход медицинской организации:

  • государство выступает регулирующим, защищающим и руководящим звеном;
  • поставщики;
  • потребители: физические лица и предприятия;
  • конкуренты.

Макросреда представлена факторами более широкого плана, которые оказывают косвенное влияние на микросреду, такими как факторы политического, экономического, научно-технического, социального, демографического характера:

  • к экономическим факторам можно отнести финансовое состояние страны, покупательную способность населения, уровень инфляции, реальные доходы населения;
  • научно-технические факторы имеют решающее значение для появления технологических инноваций в области медицины. Рост дохода, развитие и эффективность функционирования любой медицинской организации возможны только тогда, когда оно в полной мере использует все достижения научно-технического прогресса;
  • к социальным факторам внешней среды относится система здравоохранения и потребительская культура населения, нравственные нормы его поведения, профессиональные и личностные качества медицинских работников, уровень здравоохранения;
  • демографические факторы, с одной стороны, определяют реальные возможности обеспечения медицинской организации трудовыми ресурсами, а с другой – формируют уровень и масштабы рыночных потребностей;
  • политические факторы определяют степень стабильности в обществе, что имеет значение для привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных и развитие внешнеэкономической деятельности медицинской организации;
  • экологические факторы представлены установленными законодательством ограничениями по объемам загрязнения окружающей среды и выражены нормированием сбросов в водоемы, выбросов в атмосферу, а также взиманием платы как за нормативные, так и за сверхнормативные загрязнения окружающей среды.

Влияние внутренней среды на величину дохода медицинской организации характеризуется следующими основными факторами и их характеристиками:

  • производство медицинской услуги: объем, структура услуг медицинской организации; обеспеченность сырьем и материалами; медицинское оборудование; местонахождение организации и наличие инфраструктуры; контроль качества услуг, издержки; технологии; нововведения; информация;
  • медицинский персонал: трудовой потенциал, количественный состав работников, структура персонала, продуктивность труда, текучесть кадров, затраты на оплату труда, интересы и потребности работников;
  • организация управления: организационная структура, система управления; уровень менеджмента и пр;
  • маркетинг: доля на рынке; маркетинговый бюджет и его исполнение; маркетинговые планы и программы; имидж, репутация и качество медицинских услуг; реклама, ценообразование;
  • финансы и учет: собственные и заемные средства и их соотношение; эффективная система учета, в том числе учета издержек, формирования бюджета, планирования прибыли.
  1. По компонентам деятельности человека.

В классификации экономических ресурсов, во всех видах деятельности человека можно выделить 3 компоненты:

1. Регламентированный труд, выполняемый по заданной технологии, инструкции, схеме, когда исполнитель работы не вносит в неё никаких элементов новизны, собственного творчества. Такой труд называется α-трудом.

2. Творческий труд – создание новых идей, методов, изделий, технологий. Эта компонента называется β-трудом.

  1. Мотивационно-координационный труд, направленный на обеспечение эффективного взаимодействия людей и социальных групп. Эта деятельность обозначается как ɣ-труд.

Все факторы на основе результатов творческого труда могут быть подразделены на направления технического, организационного, экономического и социального характера, которые в совокупности образуют тот инструментарий, с помощью которого и достигается рост дохода медицинской организации. Эти направления весьма многообразны, к числу важнейших из них можно отнести:

  • совершенствование организации медицинских услуг и труда;
  • научно-технический прогресс и его внедрение;
  • совершенствование форм и методов управления;
  • повышение качества медицинских услуг;
  • развитие концентрации, специализации, кооперирование, комбинирование;
  • совершенствование системы мотивации медицинского персонала;
  • повышение культурного, профессионального и квалификационного уровня медицинских работников и другие.

Так или иначе, все перечисленные направления творческого труда содействуют развитию и совершенствованию экономических систем, то есть способствуют росту дохода. Поэтому можно считать, что творческий труд – это комплексный фактор роста дохода.

Регламентированный α-труд преобладает в деятельности среднего медицинского персонала, а также в деятельности секретарей, рядовых бухгалтеров, экономистов, юристов медицинской организации. Творческий труд характерен для врачей, докторов, исследователей. β-труд может также составлять значительную долю деятельности врачей-рационализаторов, проектировщиков систем организации труда, права и управления.

Мотивационно-координационный труд является основным в деятельности руководителей; доля ɣ -труда особенно важна в деятельности тех, кто относится к высшей иерархии предприятия. Наряду с ɣ-трудом, деятельность эффективных руководителей может содержать значительную часть β-труда, результаты которого обычно не оформляются в виде изобретений и рацпредложений.

Как следует из теоремы о рентабельности компонент труда , наибольший вклад в увеличение дохода предприятия вносят результаты (β-труда в виде изобретений, новых медицинских технологий, рацпредложений, компьютерных программ и т. п.

Учёт названных компонент труда особенно важен при анализе путей увеличения объёма медицинских услуг. За счёт α-труда это возможно только в результате увеличения численности медицинских сотрудников или интенсивности их работы, то есть в данном случае имеет место линейная зависимость. Принципиально иные возможности β-труда. Здесь решающую роль играют творческие способности человека и условия их реализации. При использовании этих ресурсов (то есть благодаря новым техническим и организационным идеям) объём медицинских услуг может быть увеличен при неизменной или уменьшенной численности персонала. Иными словами, влияние β-труда на объём продукции характеризуется нелинейными эффектами. Подобные эффекты характерны для α-труда, хотя и в меньшей степени.

Третья компонента (ɣ-труд) создаёт условия для эффективной реализации творческих способностей человека благодаря системе этических и правовых норм, традиций, социальной атмосфере в стране и в медицинских организациях, которая существенно зависит от личных качеств руководителей всех уровней.

III. Институциональные факторы.

По аналогии с факторами продуктивности , факторы дохода медицинской организации можно классифицировать по видам институциональных норм (правил).

Исходя из определения категории “институт” можно выделить два основных вида институциональных факторов:

  • неформальные факторы, к которым относятся традиции, обычаи, культура, нормы морали, социальные условности, корпоративная культура и другие;
  • формальные факторы, существующие в форме официальных текстов, зафиксированные в правовых документах К ним относятся: Конституция государства, законы, нормативно-правовые акты, контракты между участниками рыночных отношений и т. д.

Все институциональные факторы, оказывающие влияние на результаты деятельности конкретноймедицинской организации, можно подразделить на пять уровней: международный, государственный, региональный, отраслевой, внутрипроизводственный.

К числу основных институциональных факторов международного уровня можно отнести: международное разделение и кооперацию труда, валютно-кредитные отношения, правила обмена в области науки и техники, миграционные отношения, международный бизнес-этикет, движение капиталов и зарубежные инвестиции и др.

На уровне региона институциональные факторы реализуются соответствующими органами управления. В пределах своей компетенции регионы предоставляют медицинским организациям заказы на коммерческой основе, льготы по тарифам за пользование электрической, тепловой энергией, по арендной плате. Центр тяжести реализации социальной политики переносится на региональный уровень, особенно в части жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, социальной защиты, повышения занятости и т.д. Расширяются их возможности в регулировании оплаты труда на основе соглашений между объединениями профсоюзов, работодателей и органов местной власти.

Отраслевые институциональные факторы реализуются государственными и региональными органами управления и включают мероприятия общеотраслевого и межотраслевого характера. К их числу можно отнести мероприятия по развитию, концентрации и специализации выпуска продукции межотраслевого и отраслевого применения, регулирование исследовательских работ отраслевого характера, разработке и внедрению общеотраслевых нормативов расходования ресурсов и др.

На внутриорганизационном уровне институциональные факторы охватывают обширный комплекс организационно-технических, экономических и социальных мероприятий, призванных решать проблемы повышения эффективности в масштабе медицинской организации. Данные факторы включают различные варианты регулирования на основе формальных и неформальных правил.

  1. По степени управляемости медицинской организации, факторы можно разделить на:
  • регулируемые;
  • слаборегулируемые;
  • нерегулируемые.

К регулируемым относятся факторы, характеризующие качество управления, уровень организации предоставления медицинских услуг и медицинского труда, степень использования ресурсов и др.

Под слаборегулируемыми чаще всего понимаются факторы, обладающие большой инертностью, изменение которых за определённый период времени мало зависит от управленческих решений. К таким факторам можно отнести: объём и структура основных фондов, характеристики уровня оснащенности медицинским оборудованием и др.

К нерегулируемым факторам относятся факторы, характеризующие налоговое законодательство, природно-климатические условия и пр..

Таким образом, в данной статье нами разработана классификация факторов дохода медицинской организации по четырем признакам: по влиянию внешней и внутренней среды медицинской организации; по компонентам деятельности человека; по видам институциональных норм (правил); по степени управляемости.

Литература

  1. Выварец А.Д. Экономика предприятия: Учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 312 с.
  2. Ефремов B.C. Бизнес-системы постиндустриального общества; О труде, капитале и прибыли коммерческого предприятия // Менеджмент за рубежом. 2009. № 5. – С. 164

References

  1. Vyvarets A.D. Business Economics: A textbook for university students. – M .: UNITY-DANA, 2012. – 312 p.
  2. Efremov B.C. Business of post-industrial society; On labor, capital and profits of business management // abroad. 2009. № 5. – S. 164
  3. Lopez – Navidad A, Domingo P, Viedma MA. Professional characteristic of the transplant coordinators. Transplant Proc 2014. – 333 c.

Главными факторами сохранения здоровья россиян являются социально-экономическая ответственность государства и работодателей за состояние здоровья населения и работников, инвестиции государства и бизнеса, а также инвестиции в свое здоровье самих граждан.

Современными принципами политики развития здравоохранения являются:

Нацеленность на преодоление демографического кризиса в стране,

Приоритетность в решении актуальных задач здравоохранения,

Профилактическая направленность,

Всеобщая доступность и высокое качество медицинской помощи,

Необходимая ресурсная обеспеченность,

Экономическая эффективность использования ресурсов,

Повышение экономической ответственности и заинтересованности всех субъектов за здоровье и жизнь граждан,

Программно-целевой подход.

Политика развития системы здравоохранения должна быть активной и направленной на медицинскую и социальную профилактику заболеваемости, инвалидности и смертности населения и реабилитацию больных, а не пассивной политикой развития здравоохранения – это «медицина болезней», направленная на расширение амбулаторного и стационарного

лечения растущего числа больных.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

Совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем гражданам Российской Федерации (в рамках государственных гарантий);

Развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

Наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Российской Федерации.

На современном этапе можно выделить несколько механизмов финансово-экономического реформирования здравоохранения:
- внедрение ресурсосберегающих технологий хозяйственной деятельности медицинских учреждений, что позволит значительно сократить расходы, не влияющие на количество и качество оказываемой медицинской помощи;
- введение финансирования медицинских учреждений по принципу за пролеченного больного, что будет способствовать наиболее справедливому финансированию;
- стандартизация медицинских услуг позволит провести стоимостную оценку оказываемых медицинских услуг;
- реформирование отношений собственности, заключающееся в повышении эффективности использования имеющихся материально-технических ценностей;
- развитие платной медицины в рамках государственных учреждений здравоохранения, направленное в первую очередь на формирование новых качественных взаимоотношений медперсонал-пациент, во-вторых, на сокращение государственных расходов, связанных с повышением культуры, качества обслуживания, при сохранении государственных гарантий бесплатной медицинской помощи или точнее говоря медицинской помощи оплачиваемой за счет либо федерального, либо субъекта федерации бюджета;
- развитие частной медицины, не как альтернативы государственному сектору, а как равноправного партнера на рынке медицинских услуг.
Факторы, влияющие на прогнозные показатели развития здравоохранения.


1. Обеспеченность финансовыми ресурсами государственных гарантий населению в сфере здравоохранения.
2. Совершенствование организации медицинской помощи населения.
3. Реформирование медицинского образования и кадровой политики
4.Совершенствование организации лекарственного обеспечения.
2. Понятие и виды инвестиций. Сущность инвестиционного проекта. Особенности инвестиционного проектирования в здравоохранении.

Инвести́ции - долгосрочные вложения капитала в экономику с целью получения дохода.

Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) - кредит и проценты необходимо возвращать в оговоренные сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен - инвестиции могут быть утрачены.

Инвестиции обеспечивают динамичное развитие фирмы и способствуют решению таких задач, как:

· расширение собственной предпринимательской деятельности за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

· покупка новых предприятий;

· диверсификация деятельности вследствие освоения новых областей бизнеса.

Критерии классификации инвестиций следующие:

1) объект вложения капитала: реальные (прямые) инвестиции – вложения, направленные на увеличение основных фондов фирмы как производственного, так и непроизводственного назначения; осуществляются путем нового строительства основных фондов, расширения, технического перевооружения или реконструкции действующих предприятий; финансовые (портфельные) инвестиции – приобретение активов в форме ценных бумаг для извлечения прибыли; формирование портфеля ценных бумаг;

2) периодичность инвестирования: краткосрочные инвестиции – вложения денежных средств на период до одного года (финансовые инвестиции фирмы); долгосрочные инвестиции – вложения денежных средств в реализацию проектов, которые обеспечивают получение предприятием выгод в течение периода, превышающего один год (преобладающая форма долгосрочных инвестиций предприятия – капитальные вложения в воспроизводство основных средств);

3) характер участия фирмы в инвестиционном процессе: прямые инвестиции, которые подразумевают непосредственное участие фирмы-инвестора в выборе объектов вложения капитала; непрямые инвестиции, которые подразумевают участие в процессе выбора объекта инвестирования посредника, инвестиционного фонда или финансового посредника (чаще всего это инвестиции в ценные бумаги);

4) форма собственности инвестируемых средств: частные инвестиции, которые характеризуют вложения средств физических лиц и предпринимательских организаций негосударственных форм собственности; государственные инвестиции – вложения средств государственных предприятий, государственных предприятий, государственного бюджета разных его уровней и государственных внебюджетных фондов.

В теории инвестирования отдельно выделяют венчурные инвестиции и аннуитет. Венчурные инвестиции обусловлены необходимостью финансирования мелких инновационных фирм в областях новых технологий. Аннуитет – вид инвестиций, приносящий вкладчику определенный доход через регулярные промежутки времени.

Инвестиционный проект - объект реального инвестирования, намечаемый к реализации в форме приобретения, нового строительства, расширения, реконструкции и т.п. на основе рассмотрения и оценки бизнес-плана. Совокупность реализуемых инвестиционных проектов представляет собой инвестиционную программу (например, инвестиционная программа жилищного строительства, переработки сельскохозяйственной продукции, создания социальной инфраструктуры и т.п.).

Первая прединвестиционная фаза представляет собой комплекс действий по обоснованию инвестиционного проекта, поиску и привлечению к проекту заинтересованных организаций и фирм. Она включает в себя следующие мероприятия:

Поиск инвестиционных концепций (бизнес-идей).

Предварительная подготовка инвестиционного проекта,

Формулировка проекта и оценка его технико-экономической и финансовой приемлемости.

Финальное рассмотрение проекта и принятие по нему решений.

При положительном решении логическим продолжением первой фазы является вторая - инвестиционная фаза.Инвестиционная фаза реализации проекта укрупненно состоит из следующих мероприятий:

Установление правовой, финансовой, организационной основ проекта.

Детальное инженерно - техническое проектирование.

Строительство объектов, входящих в проект.

Монтаж оборудования.

Предпроизводственный маркетинг.

Набор и обучение персонала.

Сдача в эксплуатацию и пуск.

Инвестиционная фаза - это комплекс действий посозданию новых производственных фондов и инфраструктуры для их нормальной эксплуатации. Это фаза внедрения проекта, в течение которой формируются активы предприятий, заключаются контракты на поставку сырья, комплектующих, производится набор рабочих и служащих, формируется портфель заказов. На данном этапе особо важен мониторинг проекта - наблюдение за степенью обеспечения или обоснованного изменения его параметров.

Третья - эксплуатационная фаза представляет собой комплекс действий по эксплуатации созданных основных фондов с замещением амортизированного оборудования. Она существенно влияет на эффективность вложенных средств в проект. В течение эксплуатационной фазы осуществляются мероприятия:

Достижение полной производственной мощности.

Создание центров ремонта и дилерской сети.

Расширение и модернизация.

Текущий мониторинг экономических показателей проекта.

Некоторые экономисты-практики выделяют четвертую фазу разработки и реализации инвестиционного проекта.Ликвидационная фаза - комплекс действий, направленных на ликвидацию основных фондов, созданных в результате осуществления проекта. Она заключается в ликвидации или консервации объекта проектирования. Соответствующие затраты и остаточная стоимость учитываются уже при проведении исследований и разработке технико-экономического обоснования.

В условиях рыночной экономики решающим условием развития и устойчивой жизнеспособности фирм любого профиля является эффективность вложения капитала в тот или иной инвестиционный проект. Принятие фирмой решения об инвестировании проекта обуславливается целями, которые она ставит перед собой.

Существует несколько типов классификации инвестиционных проектов:

· 1. Вынужденные капитальные вложения, осуществляемые с целью повышения надежности производства и техники безопасности, направляемые на выполнение требований окружающей среды в соответствии с новыми законодательными актами в этой сфере и учитывающие прочие элементы государственного регулирования.

· 2. Вложения с целью сохранения позиций на рынке (поддержания стабильного уровня производства)

· 3. Вложения в обновление основных производственных фондов (поддержание непрерывной деятельности)

· 4. Вложения с целью экономии текущих затрат (сокращение издержек)

· 5. Вложения с целью увеличения доходов (расширение деятельности – увеличение производственной мощности)

· 6. Рисковые капитальные вложения (новое строительство, внедрение новых технологий)

Эта классификация является составным элементом управления инвестиционным процессом корпорации.

Инвестиционное проектирование – это разработка комплекса технической документации, содержащей технико-экономическое обоснование (чертежи, пояснительные записки, бизнес-план инвестиционного проекта). Его неотъемлемой частью является разработка сметы, определяющей стоимость инвестиционного проекта.

От качества технологического обоснования и уровня проектных решений во многом зависят эффективность инвестиций, сметная стоимость строительства объекта инвестирования, сроки его осуществления.

Проект предприятия или сооружения включает: технологическую, строительную, экономическую части.

Технологическая часть содержит проектные решения, определяющие технологию и организацию производства товара (продукции, работ, услуг), характер и виды оборудования, уровень механизации и автоматизации труда.

Строительная часть включает объемно-планировочные (основные размеры здания и сооружения, дороги, расположение и размеры их отдельных частей, этажность и т.п.) и конструктивные.

Экономическая часть проекта содержит расчеты, позволяющие сделать выбор места строительства, определить мощность и состав предприятия, уровень производительности труда его работников.

Этапы проектирования:

· а) предпроектная разработка

· б) задание на проектирование

· в) работа над проектом

Таким образом, инвестиционный проект – это, прежде всего, комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строительство, приобретение технологий и оборудования, подготовку кадров и т.д., направленных на создание нового или модернизацию действующего производства товаров (продукции, работ, услуг) с целью получения экономической выгоды.

Инвестиционное проектирование - это разработка комплексной стратегии финансирования бизнес-подразделения или предприятия в целом. Основой инвестиционного проектирования является детальный анализ рынка, прогноза производства и сбыта, а также структуры капитала.

Поэтому инвестиционный проект должен решать следующие вопросы:

формирование (или анализ существующего) спроса и определение потенциальной емкости рынка сбыта

выявление ключевых факторов, лежащих в основе успеха будущего проекта и определяющих основную идею проекта

детальное описание продукта с точки зрения удовлетворения потребностей

После предварительного расчета проектных показателей определяются потребности в финансировании. При этом определяется объем денежных средств, необходимый и достаточный для покрытия дефицита капитала в каждый расчетный момент времени. На основании полученных данных разрабатывается стратегия финансирования предприятия - привлечение акционерного или заемного капитала. На основании детального финансового анализа рассчитываются финансовые показатели, финансовые коэффициенты и оценивается финансовая устойчивость проекта.

Детальный финансовый план и бюджет представляют собой количественное выражение маркетинговых и производственных планов и отражают степень их сбалансированности.

Таким образом, в результате финансового анализа определяются:

· цель проекта;

· размер кредита (инвестиции)

· предполагаемые сроки погашения кредита (окупаемости капитала)

· размер и структура собственных средств

· потенциальные инвесторы

Для оценки проектов по приобретению новой техники требуется знание, так называемого, инновационного менеджмента, что особенно необходимо в условиях дефицита бюджетных ресурсов и конкуренции на рынке медицинской техники.

Медицинское оборудование стоимостью свыше 20 тысяч рублей входит в состав основных средств и может рассматриваться в качестве объекта инвестиций, требующих составления бизнес-плана. Однако, для бюджетных учреждений, не получающих реальной платы за оказанные услуги, составление бизнес-плана в классическом его понимании затруднено по следующим причинам:

Ввиду отсутствия выручки от реализации невозможно оценить базовые показатели хозрасчётной эффективности: прибыль от реализации, денежный поток (cash-flo), рентабельность продаж, срок окупаемости оборудования (Payback period,PP)

Возникают трудности с расчётом «экзотических» для бюджетной сферы показателей чистой приведённой стоимости (Net present value, NPV), внутренней доходности проекта (Internal rate of return, IRR)

Руководители бюджетных учреждений, являясь получателями бюджетных средств, не имеют права привлекать средства кредитных организаций

Разные источники финансирования обязательных медицинских услуг ЛПУ (бюджет и средства ОМС) не всегда дают целостное представление о стоимости отдельной услуги, тем более отсутствуют требования о расчёте себестоимости бесплатных услуг

При калькулировании услуг используется временная (!)Инструкция по расчету стоимости медицинских услуг, утвержденная Министерством здравоохранения N 01-23/4-10 и Российской академией медицинских наук N 01-02/41 от 10.11.1999, в которой не отражены последние изменения бюджетной классификации, Бюджетного Кодекса РФ, нового порядка составления бухгалтерской отчётности.

Имеющиеся противоречия не должны являться препятствием для финансовых аналитиков системы здравоохранения при выборе методов оценки капитальных затрат.

В бюджетных организациях в роли инвестора, финансирующего затраты на оснащение и переоснащение основных средств, выступает, в основном, государство. Именно оно законодательными актами определяет порядок поставок товаров для государственных и муниципальных нужд, а также мониторинг по поставкам диагностического медицинского оборудования и санитарного автотранспорта.

Базовым документом, регламентирующим дорогостоящие поставки для бюджетных учреждений стоимостью свыше 100 тысяч рублей в квартал, является Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ). Указанный документ детально прописывает все процедуры, связанные с поставками товаров и оказанием услуг для бюджетных учреждений за счёт бюджетных средств, что позволяет жёстко контролировать исполнение Федерального закона N 94-ФЗ на всех этапах его реализации. С этой точки зрения Закон безупречен. Однако, ещё до этапа закупки медицинского технологического оборудования, необходимо провести тщательную прединвестиционную подготовку, желательно с использованием, так называемого, анализа чувствительности проекта, отвечающего на вопрос: «Что будет, если …?»

Выбор финансовой модели оценки проекта.Ключевым моментом для оценки привлекательности проекта и его мониторинга является выбор финансовой модели анализа и оценки рисков на всех этапах его реализации. Целью построения финансовой модели применительно к отрасли здравоохранения может являться оценка экономической эффективности перевода ресурсов в медицинские услуги и определение временных перспектив эффективности.

На наш взгляд, этим условиям вполне удовлетворяет метод «cost-effectiveness analysis», основанный на калькулировании затрат по принципу разделения на постоянные и переменные расходы (директ-костинг). Дословно этот метод переводится как «затратно-эффективный анализ», в российской практике инвестиционного проектирования он чаще называется как «операционный» с определением точки безубыточности проекта.

В качестве примера рассмотрим вариант покупки дополнительного аппарата для проведения гемодиализа для отделения нефрологии и гемодиализа ФГУ «Северный медицинский центр им. Н. А. Семашко».

Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации за последнее десятилетие проводилась работа по улучшению диализной помощи. В большинстве территорий организованы Центры амбулаторного диализа или отделения гемодиализа при стационарах, и количество последних ежегодно увеличивается. Вместе с тем количество отделений диализа в 3,5 раза отстает от потребности. В Архангельской области обеспечение диализной помощью также недостаточное. По области ежегодно на диализ берут 15-16 человек из 120-140 человек, которым необходима гемодиализная терапия. В целом по Архангельской области один аппарат «искусственная почка» обеспечивает в среднем 472 процедуры гемодиализа в год при норме - 600. Рентабельность использования диализного оборудования особенно низкая в отделениях, где количество диализных мест не превышает 3, и максимальная в отделениях, где гемодиализных мест 6 и более.В теории инвестирования понятие «инвестиции» определяется неоднозначно.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

При подготовке бизнес-плана медицинского учреждения проводится анализ объема и структуры рынка платных медицинских услуг, в ходе которого используются материалы специализированных изданий, статистические сборники с данными о рынке медицинских услуг или проводятся собственные исследования. Также анализируются тенденции развития рынка платного медицинского обслуживания и рынков обязательного и добровольного медицинского страхования, ситуация на которых влияет на объем спроса на платные медицинские услуги. В бизнес-плане должна содержаться информация об основных сегментах рынка платных медицинских услуг и типах медицинских организаций. В рамках анализа рынка также должна быть представлена информация о конкурентах, о существующих программах медицинского обслуживания и стоимости рассматриваемых медицинских услуг.

В бизнес-плане описывается концепция медицинского учреждения, которое может представлять собой многопрофильную клинику или специализированное лечебное учреждение. При разработке концепции медицинского учреждения учитываются данные о наиболее популярных платных медицинских услугах и структуре спроса на платное медицинское обслуживание с учетом предполагаемого места расположения медицинского центра.

Для оценки доходов при подготовке бизнес-плана проводится анализ спроса на платные медицинские услуги со стороны различных групп клиентов: частных клиентов, приобретающих полисы на обслуживание по одной из предлагаемых программ, корпоративных клиентах, оплачивающих медицинское обслуживание для своих сотрудников, а также клиентов, которые разово обращаются в коммерческие медицинские центры.

Оценка доходов проводится на основании информации о долях услуг, оказываемых обладателям полисов ДМС и разовым клиентам медицинского центра. Также для оценки доходов используются данные о средней стоимости полиса ДМС и средних расходах на одно посещение коммерческого медицинского центра. При этом учитываются сезонные колебания спроса на услуги платных медицинских центров.

Для анализа возможностей медицинского учреждения по привлечению клиентов используются результаты опросов, выявляющих факторы, влияющие на выбор медицинского учреждения для различных групп потребителей медицинских услуг. При разработке маркетинговой стратегии учитываются демографические характеристики основных потребителей по видам медицинских услуг, а также информация об источниках информации, принимаемой во внимание при выборе медицинского учреждения.

В бизнес-план должно быть включено описание места осуществления проекта и преимуществ выбранного места с точки зрения создания медицинского учреждения. В бизнес-плане содержится информация о первоначальных затратах, в том числе расходах на строительство или аренду помещения для медицинского учреждения, а также расходах на приобретение и установку необходимого оборудования. В качестве текущих расходов рассматриваются заработная плата специалистов учреждения, расходы на покупку лекарственных препаратов и различных материалов, ремонт и замену оборудования, а также на оплату коммунальных услуг.

В бизнес-плане медицинского учреждения содержится информация о документах, необходимых для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, и о требованиях, предъявляемых региональным Комитетом здравоохранения к квалификации специалистов медицинского центра. В расходах по проекту учитывается сумма лицензионного сбора и прочие затраты, которые требуется осуществить для сбора и подготовки необходимых документов.

В бизнес-плане должен быть описан график осуществления проекта, учитывающий время, необходимое для строительства и оборудования центра, а также для поиска квалифицированных сотрудников. В графике получения доходов учитывается постепенный рост числа клиентов медицинского учреждения.

В рамках финансового и экономического анализа проекта рассчитываются основные показатели эффективности проекта, а также должен быть представлен отчет о движении денежных средств и отчет о прибылях и убытках для рассматриваемого проекта. Кроме того, в бизнес-план включается анализ рисков, в рамках которого анализируется изменение эффективности проекта при наступлении неблагоприятных изменений на рынке платных медицинских услуг или в случае отклонения параметров проекта от ожидаемых величин.

mob_info