История жизни. Философия и афоризмы артура шопенгауэра

Биография Шопенгауэра – кратко знаменитый немецкий философ (1788–1860). В юности он вместе с родителями объехал Германию, Австрию, Швейцарию, Францию и Англию (1803–1805). Вернувшись из путешествия, Шопенгауэр по желанию отца поступил (1805) в ученье к одному крупному коммерсанту, но когда отец вскоре умер, решил посвятить себя ученому поприщу. В 1809 он поступил на факультет медицины в гёттингенском университете, затем занимался философией в Берлине и Иене. По окончании своего главного труда «Мир как воля и представление» (издан в Лейпциге, 1819) Шопенгауэр отправился в Испанию. По возвращении оттуда он безуспешно добивался кафедры в берлинском университете, а в 1831 уехал во Франкфурт-на-Майне, который считал самым здоровым городом в Германии и предался исключительно философским занятиям. В 1895 ему был поставлен во Франкфурте памятник.

Философия Шопенгауэра примыкает к критике разума Канта и прежде всего, как и философия Фихте , к её идеалистической стороне. Шопенгауэр, как и Кант, объявляет данные нам в пространстве и времени вещи простыми явлениями, а сами пространство и время – субъективными, априорными формами сознания . Нашему интеллекту суть объективных вещей остаётся неизвестной, ибо мир, созерцаемый посредством субъективных форм восприятия (времени и пространства), нельзя отождествлять с реальным. Мир, данный нам в разумном сознании, – лишь «мир как представление», фикция интеллекта или (по выражению самого Шопенгауэра) пустой «мозговой призрак». (Подробнее об этом - см. в статьях Шопенгауэр и Кант , Шопенгауэр о метафизической потребности человека)

Но всё это касается только деятельности разума . Оценивая её, Шопенгауэр (как и Фихте) идет в идеалистическом субъективизме гораздо дальше Канта. Однако, за другой психической функцией ­– волей ­­­– он, напротив, категорически признает полную объективность и достоверность. У Канта единственным органом познания является интеллект. Шопенгауэр же подчёркивает огромную роль в данных нам восприятиях ещё и человеческой воли, которая, по его мнению, постигает данные своего опыта не только отчетливо, но и «непосредственно». «Воля» и образует нашу главную и истинную душевную сущность. То, что Кант в своей философии почти не обратил внимания на эту важнейшую сторону нашей личности, является крупной ошибкой. Словом «воля» философия Шопенгауэра обозначает не только сознательное желание, но также бессознательный инстинкт и действующую в неорганическом мире силу. Реальный «мир как воля» отличается от воображаемого «мира как представления». Если «мир как представление» в качестве «мозгового феномена» существует только в интеллекте, «сознании», то «мир как воля» действует без интеллекта и сознания – как «бессмысленная», «слепая», не знающая усталости «воля к жизни».

Пессимизм и иррационализм Шопенгауэра

Согласно философии Шопенгауэра, эта воля бессмысленна. Поэтому наш мир является не «лучшим из возможных миров» (как провозглашает теодицея Лейбница), а «худшим из возможных». Человеческая жизнь не имеет ценности: сумма вызываемых ею страданий гораздо значительнее, чем доставляемые ею наслаждения. Шопенгауэр противопоставляет оптимизму самый решительный пессимизм – и это полностью соответствовало его личному душевному складу. Воля иррациональна, слепа и инстинктивна, ибо при развитии органических форм свет мысли загорается впервые лишь на высшей и конечной ступени развития воли – в человеческом мозгу, носителе сознания. Но с пробуждением сознания появляется и средство «преодолеть бессмыслие» воли. Придя к пессимистическому выводу, что непрерывная, иррациональная воля к жизни вызывает невыносимое состояние преобладающего страдания, интеллект вместе с тем убеждается, что избавление от него может быть достигнуто (по буддийскому образцу) путем бегства от жизни, отрицания воли к жизни. Однако Шопенгауэр подчёркивает, что это отрицание, «квиетизм воли», сравнимый с переходом в буддийскую нирвану, в свободную от страданий тишину небытия, никоим образом не должно отождествляться с самоубийством (к которому позже стал призывать испытавший его влияние философ Эдуард Гартман ).

Между волей и отдельными вещами стоят еще, по Шопенгауэру идеи ­– ступени объективации воли, которые отражаются не во времени и пространстве, а в бесчисленных отдельных вещах. Мы можем возвышаться до познания этих идей, когда перестаём рассматривать отдельные вещи во времени, пространстве и причинной связи, а постигаем их не путем абстракции, а путем созерцания. В моменты, когда мы это делаем, мы освобождаемся от муки жизни и становимся субъектами познания, для которых уже нет ни времени, ни страдания. Идеи составляют содержание искусства, которое обращено к неизменным в вечной смене явлений сущностям.

Значение Шопенгауэра в истории философии

Своим успехом (хотя и поздним) Шопенгауэр был обязан как оригинальности и смелости своей системы, так и рядом других качеств: красноречивой защите пессимистического мировоззрения, своей горячей ненависти к «школьной философии», своему дару изложения, свободному (особенно в мелких сочинениях) от всякой искусственности. Благодаря этому, он (как и высоко ценимые им популярные английские и французские мыслители) сделался преимущественно философом «светских людей». Он имел много приверженцев невысокого ранга, но очень мало способных продолжателей своей системы. «Школы Шопенгауэра» не возникло, однако он всё же сильно повлиял на целый ряд оригинальных мыслителей, развивших собственные теории. Из философов, опиравшихся на Шопенгауэра, особенно знамениты Гартман и ранний Ницше . К ним же относится большинство представителей позднейшей «философии жизни », чьим истинным основателем Шопенгауэр имеет полное право считаться.

Очень высоко оценивал основные работы Иммануила Канта , называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий» , ценил философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишад , а также Эпиктета , Цицерона и других. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте . Называл существующий мир, в противоположностьсофистическим , как он выражался, измышлениям Лейбница , - «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма » .

Основной философский труд - «Мир как воля и представление» (1818), комментированием и популяризацией которого Шопенгауэр занимался до самой смерти.

Произведённый Шопенгауэром метафизический анализ воли, его взгляды на человеческую мотивацию (именно он впервые употребил этот термин) и желания, афористичный стиль письма оказали влияние на многих известных мыслителей, включая Фридриха Ницше , Рихарда Вагнера , Людвига Витгенштейна , Эрвина Шрёдингера , Альберта Эйнштейна , Зигмунда Фрейда , Отто Ранка , Карла Юнга , Льва Толстого и Хорхе Луиса Борхеса .

Биография .

Отец философа, Генрих Флорис Шопенгауэр, был образованным человеком, ценителем европейской культуры. Часто ездил по торговым делам в Англию и Францию. Его любимым писателем был Вольтер . Мать Артура, Иоганна , была моложе своего мужа на 20 лет. Она была писательницей и хозяйкой литературного салона.

В 9 лет отец увёз Артура во Францию и оставил в Гавре на 2 года, в семье знакомого. В том же 1797 году родилась сестра Артура, Луиза Аделаида Лавиния , или Адель.

Свободно владел немецким, латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками. Больше всего времени проводил в кабинете своей двухкомнатной квартиры, где его окружали бюст Канта, портретыГёте , Декарта и Шекспира , бронзовая позолоченная тибетская статуя Будды, шестнадцать гравюр на стенах с изображением собак .

Шопенгауэр, как и многие другие философы, много времени проводил за чтением книг: «Не будь на свете книг, я давно пришёл бы в отчаяние…». В его библиотеке было 1375 книг. Однако Шопенгауэр весьма критически относился к чтению - в своём произведении «Parerga und Paralipomena» он писал, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения заимствует чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы додумался до них сам, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает черпать идеи из внешних источников, а не из собственной головы. Шопенгауэр с презрением относился к «философам» и «учёным», деятельность которых в основном состоит из цитирования и исследования книг (чем, например, известна схоластическая философия) - он выступает за самостоятельное мышление .

Из книг у Шопенгауэра наибольшей любовью пользовались Упанишады в переводе с санскрита на латынь .

Философия .

Эстетический мистицизм Шопенгауэра .

Если мир есть «арена, усеянная пылающими угольями», которую нам надлежит пройти, если правдивейшим его изображением служит Дантовский «Ад», то причиной этому служит то, что «воля к жизни» непрестанно порождает в нас неосуществимые желания; являясь активными участниками жизни, мы становимся мучениками; единственным оазисом в пустыне жизни служит эстетическое созерцание: оно анестезирует, притупляет на время гнетущие нас волевые импульсы, мы, погружаясь в него, как бы освобождаемся от ярма гнетущих нас страстей и прозреваем в сокровенную сущность явлений... Прозрение это интуитивное, иррациональное (сверхразумное), т. е. мистическое, но оно находит себе выражение и сообщается другим людям в форме артистической художественной концепции мира, которую даёт гений. В этом смысле Шопенгауэр, признавая ценность за научной доказательностью в сфере теории познания, в то же время видит в эстетической интуиции гения высшую форму философского творчества: «Философия - это художественное произведение из понятий. Философию так долго напрасно искали потому, что её искали на дороге науки вместо того, чтобы искать ее на дороге искусства».

Теория познания .

Теория познания изложена у Шопенгауэра в его диссертации: «О четверичном корне достаточного основания». В познании могут быть два односторонних стремления - сводить число самоочевидных истин к чрезмерному минимуму или чрезмерно умножать их. Оба эти стремления должны уравновешивать друг друга: второму следует противопоставить принцип гомогенности : «Entia praeter necessitatem non esse multiplicanda», первому - принципспецификации : «Entium varietates non temere esse minuendas». Только принимая в расчет сразу оба принципа, мы избежим односторонности рационализма, стремящегося все познание извлечь из какого-нибудь A=A , и эмпиризма, останавливающегося на частных положениях и не достигающего наивысших ступеней обобщения. Исходя из этого соображения, Шопенгауэр переходит к анализу «закона достаточного основания», чтобы выяснить природу и число самоочевидных истин. Исторический обзор тех толкований, которые давали прежде закону достаточного основания, обнаруживает многие неясности, из которых важнейшая, замечаемая у рационалистов (Декарт, Спиноза), заключается в смешении логического основания (ratio) с фактической причиной (causa). Чтобы устранить эти неясности, надо прежде всего указать на ту коренную особенность нашего сознания, которой определяются главные разновидности закона достаточного основания. Это свойство сознания, образующее «корень закона достаточного основания», есть неотделимость субъекта от объекта и объекта от субъекта: «все наши представления суть объекты субъекта и все объекты субъекта суть наши представления. Отсюда вытекает, что все наши представления находятся между собой в закономерной связи, которую можно определить a priori в том, что касается формы; в силу этой связи ничто изолированное и независимое, одиноко, особняком стоящее, не может стать нашим объектом» (в этих словах Шопенгауэр почти буквально воспроизводит формулу идеализма, какую даёт Фихте в трёх теоретических положениях «Наукоучения»). Из «корня» разветвляются четыре вида закона достаточного основания.

  • Закон достаточного основания «бывания» (principium rationis sufficientis fiendi) или закон причинности .
  • Закон достаточного основания познания (principium rationis sufficientis cognoscendi). Все животные обладают умом, т. е. инстинктивно упорядочивают ощущения в пространстве и времени и руководствуются законом причинности, но ни одно из них, за исключением человека, не обладает разумом , т. е. способностью из конкретных единичных представлений вырабатывать понятия - представления, отвлечённые от представлений , мыслимые и символически обозначаемые словами. Животные неразумны - не обладая способностью к выработке общих представлений, они не говорят и не смеются. Способность образовывать понятия весьма полезна: понятия содержанием беднее единичных представлений, они являются в нашем уме заместителями целых классов, заключающихся под ними видовых понятий и единичных объектов. Такая способность при помощи одного понятия охватывать мыслью существенные признаки объектов, не только непосредственно данных, но также принадлежащих и прошедшему, и будущему, возвышает человека над случайными условиями данного места и времени и даёт ему возможность размышлять , между тем как ум животного почти всецело прикован к потребностям данного мгновения, его духовный горизонт и в пространственном, и во временном смысле чрезвычайно узок, человек же в рефлексии может даже «отмыслить прочь» самое пространство.
  • Закон достаточного основания бытия (pr. rationis sufficientis essendi).
  • Закон мотивации (princ. rationis sufficientis agendi). Наши воления предваряют наши действия, причём влияние мотива на поступок познаётся не извне опосредствованным образом, как другие причины, но непосредственно и изнутри, поэтому мотивация есть причинность, рассматриваемая изнутри .

Соответственно четырем типам закона существует четыре вида необходимости: физическая , логическая , математическая и моральная (т. е. психологическая).

Указанное подразделение закона достаточного основания на четыре типа может быть положено в основу классификации наук:

  • A) Науки чистые или априорные :
    • 1) учение об основании бытия :
      • а) в пространстве : геометрия;
      • б) во времени : арифметика, алгебра.
    • 2) Учение об основании познания : логика.
  • B) Науки эмпирические или апостериорные : все основаны на законе достаточного основания бывания в его трёх формах:
    • 1) учение о причинах :
      • а) общих : механика, физика, химия;
      • б) частных : астрономия, минералогия, геология;
    • 2) учение о раздражениях :
      • а) общих : физиология (а также анатомия) растений и животных;
      • б) частных : зоология, ботаника, патология etc.;
    • 3) учение о мотивах :
      • а) общих : психология, мораль;
      • б) частных : право, история.

Метафизика .

Хотя мировая воля едина, но в мире-представлении ее воплощения образуют ряд ступеней объективации . Низшей ступенью объективации является косная материя: тяжесть, толчок, движение и т. д. представляют аналог влечениям - в основе их, как внутреннее ядро так называемых материальных явлений, лежит воля, единая сущность мира. Органические формы растительные и животные возникли из низших видов материи, но их происхождение не сводимо к физико-химическим процессам: вся природа образует устойчивую иерархию сущностей; этим ступеням воплощения воли соответствует мир неподвижных образов для воплощения воли, мир Идей в Платоновском смысле слова. Описывая ступени объективации воли в природе, Шопенгауэр отмечает в ней удивительную целесообразность , проявляющуюся в соответствии строения организма окружающей среде, соответствии органов животных и растений их назначению, в изумительной полезности инстинктов и, наконец, в явлении симбиоза . К этому следует, однако, добавить, что целесообразные продукты природы целесообразны лишь в весьма условном и ограниченном смысле слова: в растительном и животном мире (включая как высшую ступень объективации воли - человека) происходит ожесточённейшая борьба всех против всех - воля, распадаясь на множественность индивидуумов, как бы приходит в столкновение в своих частях за обладание материей. Следовательно, в конечном итоге организованный мир, при всём относительном соответствии своего устройства условиям существования, обречён на жесточайшую борьбу, происходящую между особями и группами за обладание материальными благами, что является источником величайших страданий.

Шопенгауэр был трансформистом, т. е. предполагал происхождение высших животных форм из низших, а последних из косной материи путем generatio aequivoca. Возникает вопрос, как совместить идеализм с эволюционизмом? Ведь сознание появилось в мире лишь с появлением животных. Его нет у минералов, у растений есть лишь quasi-сознание, лишенное познания. Как же объяснить эти существования до сознательного бытия? Шопенгауэр отвечает: «Предшествовавшие всякой жизни на земле геологические перевороты не существовали ни в чьём сознании, ни в собственном, которого у них нет, ни в чужом, ибо его тогда не было. Следовательно, за отсутствием всякого субъекта, они вовсе не имели объективного существования, т. е. их вообще не было, или что же после этого должна означать их прошедшая бытность?» «Оно (т. е. объективное существование) в сущности гипотетично , т. е. если бы в то первоначальное время существовало сознание, то в нём изображались бы такие процессы. К этому приводит каузальный регресс явлений, следовательно, в вещи в себе заключалась необходимость изображаться в таких процессах». Итак, вся эволюция досознательного мира обладает эмпирической реальностью , как регрессивно строящаяся моим научным воображением перспектива прошлого мира, при этом в вещи в себе заложена возможность именно таких, а не иных форм этой иллюзорной, но строго закономерной объективации природы в ряде ступеней . За растениями, обладающими quasi-сознанием без познания, следуют, как высшая ступень объективации, животные, как существа, обладающие умом, а из последних (по всей вероятности, из орангутанга или шимпанзе) возник и человек , обладающий разумом . В человеческих индивидуумах воля находит себе окончательное и полное воплощение: не человечеству, как роду, но каждому человеку соответствует особая Идея или потенция в мировой воле; следовательно, в человеке воля индивидуализируется во множественности единичных «умопостигаемых характеров ».

В психологическом учении Шопенгауэра часто отмечали противоречие между его идеалистической теорией познания и материалистическим описанием взаимодействия физического и психического (мышление для мозга то же, что пищеварение для желудка, в философии Канта надо везде на место «познавательная способность» ставить «мозг» и т. п.). Эти упреки, делаемые философу, едва ли основательны, если допустить понятие воли, какпсихоматерии . Самое первичное, исконное, коренное в человеке - то, чем характеризуется его сущность, это - воля (чувствования и страсти Шопенгауэр включает в понятие воли, в противоположность познавательным процессам). Интеллект - другая основная психическая способность - играет по отношению к воле служебную роль. Нами постоянно руководит воля - она всячески влияет на интеллект, когда он расходится с ее стремлениями. Шопенгауэр не находит достаточно ярких красок, чтобы показать, как часто страсть фальсифицирует доказательность доводов разума (см. его статью «Эристика»). «Здоровый слепец, несущий на плечах немощного зрячего» - вот символ отношения воли к познанию. Господство воли над интеллектом и её вечная неудовлетворённость является источником того, что жизнь человека есть непрерывный ряд страданий: разлад между разумом и ненасытной волей - вот корень пессимистического взгляда Шопенгауэра на жизнь. Шопенгауэр, по замечанию Э. Гартмана, не подвергает проблему пессимизма методическому исследованию, но даёт ряд ярких картин бедствий человечества, картин, поражающих нередко силой изображения, но односторонних в смысле беспристрастной оценки жизни. Важнейшие его доводы сводятся к указанию на непрочность , мимолётность наслаждений и на ихиллюзорный характер. Неудовлетворённость составляет главную подкладку наслаждения. Как только желаемое достигнуто нами, снова возникает неудовлетворенность, и мы вечно переходим от страдания к скуке и обратно через кратковременные промежутки неполного удовлетворения. Но этого мало, самое удовольствие не реально - страдание есть нечто положительное, удовольствие же сводится к простому контрасту с минувшим страданием, т. е. к непродолжительному отсутствию страдания. Прелесть молодости , здоровья и свободы , лучших даров жизни, начинает ощущаться нами лишь после потери их. К этому следует прибавить всю ту массу зла, которую вносит в мир несчастный случай , человеческие эгоизм , глупость излоба . Честные, умные и добрые люди - редкое исключение. Прекрасная душа подобна «четырёхлистному клеверу»: она чувствует себя в жизни, как «благородный политический преступник на каторге среди обыкновенных преступников». Если в индивидуальной жизни не может быть истинного счастья, то ещё в меньшей степени можно ожидать такового для всего человечества. История есть калейдоскоп случайностей: в ней нет никакого прогресса, никакого плана, человечество неподвижно. Даже умственный прогресс, не говоря о нравственном, Шопенгауэр подвергает сильному сомнению. Немногими оазисами в земном существовании служат философия, наука и искусство, а также сострадание другим живым существам. По Шопенгауэру, распадение воли на множественность индивидуальных существований - утверждение воли к жизни есть вина , и искупление её должно заключаться в обратном процессе - в отрицании воли к жизни . Относясь презрительно к иудейской религии, Шопенгауэр, однако, высоко ценит сказание огрехопадении (это «блестящий пункт»). В связи с этим взглядом у Шопенгауэра можно найти своеобразное воззрение на половую любовь. В этом явлении просвечивает метафизическая основа жизни. Любовь есть неудержимый инстинкт, могучее стихийное влечение к продолжению рода. Влюблённый не имеет себе равного по безумию в идеализации любимого существа, а между тем всё это «военная хитрость» гения рода, в руках которого любящий является слепым орудием, игрушкой. Привлекательность одного существа в глазах другого имеет в основе своей благоприятные данные для произведения на свет хорошего потомства. Когда природой эта цель достигнута, иллюзия мгновенно рассеивается. Такой взгляд на любовь между полами, естественно, делает женщину главной виновницей зла в мире, ибо через неё происходит постоянное новое и новое утверждение воли к жизни. Природа, создавая женщину, прибегла к тому, что на театральном жаргоне называется «трескучим эффектом». «Узкоплечий, широкобёдрый, низкорослый пол» лишён всякой истинной оригинальности духа, женщины не создали ничего истинно великого, они легкомысленны и безнравственны. Женщины, как и дети, должны состоять под опекой государства.

Итак, подтверждение воли к жизни ведёт человечество лишь к бедствиям. Философское познание, а также эстетическое созерцание, мораль сострадания и аскетический «квиетив воли» смягчают тягостность существования и содействуют облегчению процесса искупления.

Эстетика .

С раннего детства Шопенгауэр, имея возможность путешествовать, мог развивать свой эстетический вкус, а чувство красоты пробудилось в нём с особенной силой при знакомстве с классическим миром. Учителем греческого языка в Веймаре у Шопенгауэра был хороший классик; под его руководством Шопенгауэр изучал Гомера, и его безмерное восхищение перед античным гением выразилось в курьёзном парафразе «Отче наш» («Отче наш, Гомер, ...»). В эстетическом наслаждении впоследствии Шопенгауэр нашёл великое облегчение в житейских невзгодах: оно оазис в пустыне жизни. Сущность искусства сводится к наслаждению безвольным созерцанием вечно совершенных Архетипов-Идей и мировой воли; идей, поскольку последние находят себе выражение в образах чувственной красоты. Сами идеи вневременны и внепространственны, но искусство, пробуждая в нас чувство красоты в прекрасных образах, даёт нам возможность прозревать сверхразумным мистическим путём сокровенную сущность мира. Отдельные искусства и их роды соответствуют преимущественно отображению определённой ступени объективации мировой воли. Так, например, архитектура и гидравлика, применённые с художественной целью (искусственные водопады, фонтаны), отображают низшие ступени объективации воли в мире - в них проявляется в эстетической оболочке идея тяжести. Изящное садоводство и ландшафтная живопись символизируют растительный мир. Скульптура животных (Шопенгауэр вспоминает о ватиканской коллекции) - следующую ступень объективации. Наконец, человеческий дух, помимо скульптуры и живописи, находит наиболее полное выражение в поэзии, особенно в драме и трагедии, которые и раскрывают перед нами истинное содержание и смысл человеческой жизни. Трагедии - истинная противоположность всякого филистерства. Так называемая поэтическая справедливость придумана филистерами, «дабы добродетель хоть в конце концов дала бы какую-нибудь прибыль». Греческие трагики, «Фауст» Гёте, Шекспир, Байрон с его «Каином», «Inferno» Данте приводятся Шопенгауэром как наивысшие образцы поэзии. Но есть ещё одно искусство, самое высокое среди всех других, это - музыка. Музыка не есть выражение какой-нибудь ступени объективации воли, она есть «снимок самой воли», она есть полнейшее мистическое выражение её глубочайшей сущности. Поэтому связывать музыку с текстом, делать её орудием для выражения специальных чувствований (например, в опере) - это значит сужать её значение: она воплощает в себе (например, в симфонии Моцарта) волю во всей ее полноте. Высоко ценя трагическое в искусстве, Шопенгауэр отводит надлежащее место и комическому, предлагая особую теорию смешного. Смешное должно было обратить на себя внимание Шопенгауэра как эстетическое освещение мировой дисгармонии. Сущность смешного заключается в неожиданном подведении известного конкретного факта, известной интуиции под несоответствующий концепт (понятие). Всё смешное можно выразить в форме силлогизма, где бо́льшая посылка неоспорима, а меньшая неожиданна и проскальзывает, так сказать, в рассуждение незаконным путём. Так, например, однажды, когда в Париже было запрещено пение «Марсельезы», театральная публика стала требовать от актёров, чтобы они её исполнили. На сцене появился жандарм и заявил шумящей толпе, что на сцене не должно появляться ничего такого, что не значится в афише. «А вы-то сами значитесь на афише?!» - крикнул кто-то из публики, чем и вызвал смех в театре. В своей эстетике Шопенгауэр ограничивается преимущественно указанием метафизического содержания искусства, сравнительно менее он останавливается на формальных условиях красоты; на исторической эволюции прекрасного Шопенгауэр вовсе не останавливается.

Этика .

Кроме художественного прозрения в сущность мира, есть ещё другой путь к освобождению себя от страданий, это - углубление в моральный смысл бытия. Πρώτον ψευδος Канта - голословное принятие абсолютной обязательности нравственного закона, на самом деле нравственный закон гипотетичен, а не категоричен: его императивный характер Кант втихомолку заимствовал у Моисея; на самом деле категорический императив - фетиш. «Морали приходится иметь дело с действительными поступками человека, а не с априористической постройкой карточных домиков...». Кроме бессодержательного формализма, этика Канта страдает ещё, по мнению Шопенгауэра, тем, что ограничивается исследованием только моральных отношений между людьми, совершенно забывая о животных.

Моральную проблему Шопенгауэр тесно связывает с вопросом о свободе воли. Воля едина, но, как сказано, она включает в себя мистическим образом множественность потенций объективации в виде Идей и, между прочим, некоторую множественность «умопостигаемых характеров», численно равную числу человеческих индивидуумов в опыте. Этот «умопостигаемый характер» каждого человека, кроющийся в единой воле, напоминает «homo no ü menon» Канта. Характер каждого человека в опыте строго подчинён законам достаточного основания, строго детерминирован. Ему свойственны следующие черты: 1) он прирождён , мы появляемся на свет, наследуя строго определённый характер от отца , умственные свойства от матери . Трусы рождают трусов, подлецы - подлецов. 2) Он эмпиричен , т. е. по мере нашего развития мы постепенно узнаём его и иногда против собственного ожидания открываем в себе какие-то присущие нам черты характера. 3) Он постоянен . В своих существенных чертах характер неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы; великий знаток человеческого сердца Шекспир именно такими изображает своих героев. Поэтому нравственное воспитание с точки зрения Шопенгауэра, строго говоря, невозможно; американская пенитенциарная система тюремного заключения, состоящая в стремлении не исправить морально преступника, а заставить его быть полезным обществу, единственно правильная. Воля человека, как эмпирической личности, строго детерминирована. Когда нам кажется, что мы можем в известном случае поступить, как нам угодно, т. е. располагаем абсолютно свободным выбором, то в этом случае нас можно уподобить воде, которая рассуждала бы следующим образом: «Я могу вздыматься высокими волнами (да, но в море и во время бури!), могу стремительно течь (да, именно в русле реки!), могу низвергаться с пеной и шумом (да, в водопаде!), могу свободной струёй подниматься в воздухе (да, в фонтане!), могу, наконец, выкипеть и испариться (да, при соответствующей температуре!); однако теперь я ничего не делаю, а остаюсь добровольно спокойной и ясной в зеркальном пруду». Итак, каждое звено в цепи поступков, образующих жизнь отдельного человека, строго обусловлено и предопределено причинной связью, весь его эмпирический характер детерминирован. Но та сторона воли, которая кроется в «умопостигаемом характере» человека, и, следовательно, принадлежит воле, как вещи в себе, внепричинна, свободна, ей присуща aseitas. Воплощение умопостигаемого характера в эмпирический, представляющее довременный свободный акт воли, и есть та первоначальная вина её, что, по мнению Шопенауэра, удачно выражено христианством в учении о грехопадении. Вот почему чувство свободы воли и нравственной ответственности ищется в каждом человеке, оно имеет метафизическое основание во вневременном утверждении воли к жизни в умопостигаемом характере. Утверждение воли к жизни есть исконная вина каждого индивидуума, отрицание воли к жизни - единственный путь к искуплению. Это учение о свободе воли заключает в себе противоречия: воля в себе вневременная , между тем она совершает акт свободного выбора; она едина, а между тем заключает в себе множественность умопостигаемых характеров, и т. п. Но, отмечая этот факт, не следует забывать, что сам Шопенгауэр считался с ним. В письме к Беккеру (см. книгу Фолькельта «Артур Шопенгауэр, его личность и учение», русский перевод, стр. 332) он пишет: «Свобода - это такая мысль, которая, хотя мы её и высказываем и отводим ей известное место, на самом деле не может быть нами отчётливо мыслима. Следовательно, учение о свободе мистично».

Человеческой деятельностью руководят три главных мотива: злоба , эгоизм и сострадание . Из них только последний есть мотив моральный . Представим себе двух молодых людей A и B , из которых каждый хочет и может безнаказанно убить соперника в любви, но затем оба отказываются от убийства; A мотивирует свой отказ предписаниями этики Канта, Фихте, Хатчесона, Адама Смита, Спинозы, B же просто тем, что пожалел противника. По мнению Шопенгауэра, более нравственными и чистыми были побуждения В . Признание сострадания единственным мотивом моральной деятельности Шопенгауэр обосновывает психологически и метафизически . Раз счастье - химера, то и эгоизм, как стремление к призрачному благу, сопряжённое с утверждением воли к жизни, не может быть моральным двигателем. Раз мир во зле лежит, и человеческая жизнь преисполнена страданий, остаётся лишь стремиться к облегчению этих страданий путём сострадания . Но и с метафизической точки зрения сострадание есть единственный моральный мотив поведения. В деятельном сострадании, приводящем нас к самоотречению, к забвению о себе и своём благополучии во имя чужого блага, мы как бы снимаем эмпирические границы между своим и чужим «я». Глядя на другого, мы как бы говорим: «Ведь это ты же сам». В акте сострадания мы мистическим образом прозреваем в единую сущность мира, в одну волю, лежащую в основе призрачной множественности сознаний. По поводу первого соображения Шопенгауэра следует заметить, что, говоря о сострадании как моральном принципе, он отвергает сорадование как психологическую невозможность: если радость иллюзорна, естественно, что и сорадование немыслимо. Поэтому, говоря о деятельной любви, Шопенгауэр всегда разумеет любовь в односторонней форме сострадания, между тем как фактически это гораздо более сложное явление. С указанием на сострадание как на путь к отрицанию воли к жизни Шопенгауэр соединяет проповедь аскезы. Аскеза, т. е. пренебрежение всем, привязывающим нас к плотскому, земному, приводит человека к святости . Христианство постольку истинно, поскольку оно есть учение об отречении от мира. Протестантизм - «выродившееся христианство», это «религия любящих комфорт женатых и просвещённых лютеранских пасторов». Святость подготовляет нас к полному уничтожению в виде плотской индивидуальности. По мнению Шопенгауэра, однако, простое самоубийство ещё не есть истинное моральное отрицание воли к жизни. Очень часто, наоборот, самоубийство бывает конвульсивным выражением жадного, но не удовлетворённого утверждения воли к жизни. В этом смысле оно недостаточно для подготовки нас к блаженству погружения в небытие. Конечный пункт системы Шопенгауэра - учение о Нирване - небытии воли, отрёкшейся от жизни. Это небытие не есть голое отрицание бытия, это - какое-то «claire-obscure» между бытием и небытием. Возвратившаяся в своё лоно воля - это «царство благодати». В нём, сверх того, Шопенгауэр считает не невозможным сохранить и тень индивидуальной воли, какой-то суррогатбессмертия не сознания индивидуума, но его потенции, его умопостигаемого характера, как некоторого оттенка в единой воле. Отсюда видно, что введение единой воли, как вещи в себе, с логической необходимостью порождает в системе Шопенгауэра цепь противоречий . Иррационализм проходит по всем разделам философии Шопенгауэра от метафизики до философии религии. В этом смысле весьма характерно его заявление, что ему симпатичнее в религии «супернатуралисты», чем «рационалисты» - эти «честные люди», но «плоские ребята» (см.: Фолькельт).

Моя философия не дала мне совершенно
никаких доходов, но она избавила меня
от очень многих трат

(нем.Arthur Schopenhauer) - немецкий философ, один из самых известных мыслителей иррационализма. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, изучал философию Канта и философские идеи Востока. Называл существующий мир "наихудшим из возможных миров" , за что получил прозвище "философа пессимизма".

Основные сочинения Шопенгауэра: "Мир как воля и представление", "О свободе воли", "Об основе морали", "О религии", "Метафизика любви", "Афоризмы житейской мудрости".

Родился Шопенгауэр в Данциге 22 февраля 1788 года в культурной купеческой семье. По отцовской линии Шопенгауэр был наследником известного данцигского семейства. Его прадед Андрей Шопенгауэр как самый зажиточный и уважаемый гражданин Данцига (ныне польский город Гданьск) даже принимал у себя в доме русского царя Петра I с супругой Екатериной во время их путешествия по Германии.

Отец философа Генрих Флорис Шопенгауэр унаследовал от предков не только коммерческий талант, но и стремление к просвещенности. Во время деловых поездок в Англию и Францию он основательно знакомился с европейской литературой, а его любимым писателем был Вольтер. В 38 лет Генрих Флорис женился на 18-летней Анне Генриетте Трозинер, дочери хотя и уважаемого, но не очень состоятельного торговца. 22 февраля 1788 г. у супругов родился первенец, которому при крещении дали имя Артур.

Отец страстно желал, чтобы сын согласно семейной традиции стал купцом. Но, к его великому огорчению, Артур уже в ранние годы не обнаружил ни малейшей склонности к торговому делу , зато проявил огромный интерес к отвлеченным наукам.

Образование будущий философ начал в 1799 году в Рунгенской гимназии, где обучались сыновья самых знатных граждан, готовясь к занятиям коммерцией. В 1803 недолго проучился в Уимблдоне в Англии, где наряду с общеобразовательными предметами, преподавались рисование, верховая езда, фехтование, танцы и музыка.

В январе 1805 г. Артур, окончив гимназию, по желанию отца поступил в торговую контору гамбургского коммерсанта и сенатора Иениша. Но через несколько месяцев Генрих Флорис неожиданно умер в результате несчастного случая. Смерть отца была воспринята семнадцатилетним Артуром как личная трагедия.

Потрясенный кончиной отца, Артур из уважения к памяти покойного родителя некоторое время еще продолжал работать в торговой конторе. Но рядом с бухгалтерскими книгами на его столе всегда лежала и философская литература.

Наконец мать сжалилась над сыном, предоставив ему полную свободу действий в выборе жизненного пути. Артур переселился в Веймар, чтобы подготовиться к поступлению в университет.

Тем временем фрау Шопенгауэр, ставшая к тому времени довольно известной писательницей, открыла литературный салон. В ее доме часто бывали такие знаменитости, как Гете, Виланд Гримм, братья Шеллинги.

В 1809 г. Артур Шопенгауэр поступил в Геттингенский университет. Сначала он записался на медицинский факультет, но затем, увлекшись Кантом и Платоном, перешел на философский. Будучи по характеру человеком замкнутым, Артур никогда не принимал участия в шумной студенческой жизни, и круг его знакомств ограничивался лишь несколькими близкими по духу студентами.

Его кумиром стал не Наполеон, бывший тогда в зените славы, а великий Гете, который при знакомстве с Артуром в салоне матери благосклонно отнесся к молодому философу. Благоговение перед поэтом сохранялось у Шопенгауэра до конца жизни.

В 1811 г. Шопенгауэр переехал в Берлин, куда его привлекла высокая философская репутация Иоганна Фихте . Помимо философии, Артур продолжал усердно изучать естественные науки - физику, химию, астрономию, физиологию, анатомию, уделяя в то же время серьезное внимание классическим языкам. Шопенгауэр в совершенстве владел латинским, английским, французским, итальянским и испанским языками .

Правда, смутные времена не особенно способствовали научным занятиям. Чтобы быть подальше от шумных военно-политических кампаний, Шопенгауэр переехал в Саксонию, где невдалеке от городка Рудольштадта начал составлять план сочинения «О четверояком корне закона достаточного основания». В начале октября 1812 г. Йенский университет на основании присланной Шопенгауэром диссертации заочно объявил соискателя доктором философии.

Зиму 24-летний Шопенгауэр провел в Веймаре, где окончательно обозначились его разногласия с матерью . В характере Артура развились задатки пессимизма, которые наложили отпечаток на его жизнь и философские взгляды. Кроме того, ему были свойственны и другие черты, не встречавшие понимания у родных, - вера в свою непогрешимость, угрюмость, замкнутость, мания величия. Не последнюю роль здесь сыграли врожденные расстройства нервной системы. Однако можно лишь сожалеть, что рядом с Шопенгауэром не оказалось ни одного близкого человека, который бы понял особенности его душевного состояния и поддержал его. Не стала ему другом и сестра Адель, которая по характеру и поведению была полной противоположностью брату.

В те же 1810-е годы могла бы решиться и личная жизнь Артура Шопенгауэра. Он познакомился с известной в то время актрисой Ягеман и серьезно ею увлекся. Были даже определенные виды на женитьбу. Но этим намерениям не суждено было сбыться.

Он остался старым холостяком, славился своей внутренней и душевной свободой, пренебрегал элементарными субъективными благами, здоровье ставил на первое место, отличался резкостью суждений. Был крайне честолюбив и мнителен.

Больше всего времени философ проводил в кабинете своей двухкомнатной квартиры, где его окружали бюст Канта, портреты Гёте, Декарта и Шекспира, бронзовая позолоченная тибетская статуя Будды, шестнадцать гравюр на стенах с изображением собак.

В 1819году Шопенгауэр опубликовал свой основной труд «Мир как воля и представление» . В 1820 году получил звание доцента и начал преподавать в Берлинском университете . Однако уже в 1831 году из-за эпидемии холеры покинул Берлин и поселился во Франкфурте-на-Майне.

В 1839 году Артур Шопенгауэр получил премию Королевского Норвежского научного общества за конкурсную работу "О свободе человеческой воли".

Теоретические источники идей Шопенгауэра - философия Платона,трансцендентальная философия Канта и древнеиндийский трактат Упанишады. Это одна из первых попыток слияния западной и восточной культур . Трудность этого синтеза в том, что западный стиль мышления - рационален, а восточный - иррационален. Иррациональный стиль мышления носит ярко выраженный мистический характер, то есть основан на вере в существование не подчиняющихся неподготовленному разуму сил, управляющих жизнью.

Чем же удивлял философ своих современников и что актуального можно найти в его творениях сегодня?

Главное положение в философии Шопенгауэра о том, что воля представляет собой образ абсолютного , родилось под влиянием Иммануила Канта и Иоганна Фихте . Теорией идей, или «ступенями волевого феномена», Шопенгауэр обязан Платону, а общим, трезво-пессимистическим взглядом на мир - буддизму.

По мнению Шопенгауэра, мир является таким, каким мы его себе представляем. Следует только различать «мир в себе» , независимый от чувств (о нем судить невозмож­но), и тот, который мы видим и познаем, то есть феноменальный.

Следовательно, существует два мира. Один - как представление , другой отделен от него непреодолимой границей. Это мир реальностей, мир-воля. В первом царит причинность, то есть все, что относится к пространству и времени. Второй мир не связан с этими категориями, он свободен от пределов и никем не создан. По Шопенгауэру, провести различия между этими двумя мирами - первая задача философа.

Способность различать понятия воли и познания составляет важнейшую особенность философии Шопенгауэра . Он двигался не от бытия к человеку, а от человека к бытию. По мнению философа, воля многолика и вездесуща, она проявляется во всяком стремлении и желании. Верхушка дерева тянется к свету, а корень ищет влагу. Гриб выталкивает камень, а цветок пробивается сквозь асфальт. Животное ищет пищу, а человек стремится к прекрасному или самореализации. Все это проявления воли.

В эти же годы из-под его пера вышла одна из самых умных и светлых философских книг - «Афоризмы житейской мудрости» . Это сочинение не является сборником крылатых выражений, а представляет собой изложение этической системы, позволяющей, по замыслу автора, свободно ориентироваться в мире материальном и духовном. Тем более что в «Афоризмах» философ постоянно возвращался к своему основному труду «Мир как воля и представление», разъясняя те или иные идеи.

В «Афоризмах житейской мудрости» нет и намека на безысходность человеческого существования. Наоборот, трактат проникнут глубоким интересом к жизни, стремлением дать верное ее понимание и соответствующим образом строить свое поведение. Опираясь на этику Аристотеля, который разделил блага человека на три группы- внешние, духовные и телесные, - Шопенгауэр предложил собственную концепцию, ставшую основой для всех последующих, в том числе и современных истолкований нашего бытия.

21 сентября 1860 года Шопенгауэр скончался от пневмонии. На могильном камне философа - всего два слова: "Артур Шопенгауэр". Рихард Вагнер посвятил Шопенгауэру свой оперный цикл "Кольцо нибелунгов".

Спустя десятилетия наследие великого философа получило-таки должное признание. Его произведения, не оцененные по достоинству современниками, в XX в. превзошли по популярности труды многих известных мыслителей. Впрочем, признание своей философии предсказал и сам Шопенгауэр: "Когда наконец наступит время, что меня станут читать, тогда увидят, что моя философия подобна стовратным Фивам: в нее можно проникнуть со всех сторон и через каждые ворота дойти до центра".

А мы воспользуемся прекрасными воротами, которые создал философ в течение всей жизни - это его мудрые мысли и афоризмы, которые поражают глубиной мысли и краткостью формы.

Артур Шопенгауэр - немецкий философ-иррационалист; предложенная им система взглядов дала основание называть его философом-пессимистом. Шопенгауэр родился в г. Данциг (совр. Гданьск) 22 февраля 1788 г. Его отцом был обеспеченный торговец, образованный человек, горячий поклонник Вольтера . Мать будущего философа являлась писательницей и держала литературный салон.

Систематического образования Шопенгауэр в детские годы не получил. Девятилетним мальчиком Артур оказался в Гавре: туда его отправил отец к своему партнеру и другу для обучения коммерции. В 1799 г. он становится воспитанником частной гимназии в Рунге - элитарном заведении. Несколько месяцев в течение 1803 г. он получал образование в Уимблдоне, побывал в других европейских странах.

Обучаться премудростям торгового дела продолжил в 1705 г., когда его устроили в контору крупной гамбургской компании. Артур следовал, скорее, воле отца, чем собственным устремлениям. Тем не менее будущий философ на всю жизнь сохранил благодарность родителям за то, что имел возможность заниматься любимым делом, не думая о заработке.

Весной 1705 г. Шопенгауэр-старший погиб, и мать дала возможность Артуру выстраивать жизнь по собственному сценарию. Потратив два года на подготовку, в 1809 г. Шопенгауэр становится студентом медицинского факультета Геттингенского университета, а спустя полгода, не забывая о медицине, переводится на философский факультет, особый интерес проявляя к наследию И. Канта . В 1811 г. он переезжает в Берлин и в октябре этого же года становится доктором философии - эту степень присвоил Шопенгауэру Йенский университет, получив от него диссертацию.

Вскоре увидела свет первая его работа - «О четверояком корне закона достаточного основания». В марте 1818 г. был окончен первый том главного труда жизни - «Мир как воля и представление». Его философ написал в Дрездене, куда переехал в 1814 г. после серьезного ухудшения отношений с матерью. Первое издание имело несчастливую судьбу и стало причиной глубокого разочарования. Расстроенный Шопенгауэр уезжает путешествовать в Италию, а летом 1820 г. обосновывается в Берлине и получает в местном университете звание приват-доцента. Известен и такой факт из его биографии: пробные лекции Шопенгауэра совершенно не понравились Гегелю . Профессором ему так и не удалось стать, поэтому он уволился из университета и весной 1822 г. снова отправился на юг Европы.

Вернувшись на родину, он в 1831 г. на долгие годы покидает Берлин в связи с эпидемией холеры; новым местом его жительства становится Франкфурт-на-Майне. Все, что выходило из-под его пера, представляло собой дополнение к первому тому главного сочинения или же предназначалось для его популяризации. В 1839 г. Шопенгауэр стал обладателем премии Королевского норвежского научного общества: таким образом была отмечена его конкурсная работа «О свободе человеческой воли». В 40-ых гг. он заявил о себе как один из первых в стране членов зоозащитных организаций. В 1843 г. увидело свет новое издание труда «Мир как воля и представление», который становится двухтомным. Последняя работа – «Парерга и паралипомена» (1851) - имела большой успех, Шопенгауэр становился все более и более знаменитой личностью, однако духовное одиночество было его постоянным спутником.

Учение Шопенгауэра, изложенное в его главной работе и дополнениях к ней, получило название пессимистической философии. Шопенгауэр считал этот мир наихудшим из возможных, говорил о бессмысленности жизни, невозможности достичь удовлетворения, что становится глубинной причиной неотвратимых страданий, ждущих каждого человека, считал счастье иллюзорным. Распространенной его система воззрений стала во 2-ой половине XIX ст.; его идеи, а также афористичность стиля работ оказали влияние на мировоззрение целого ряда крупных мыслителей, среди которых был Фридрих Ницше , З. Фрейд, К. Юнг, Альберт Эйнштейн , Льва Толстого .

Точку в биографии Артура Шопенгауэра поставила пневмония. Он скончался во Франкфурте-на-Майне 21 сентября 1860 г.

Артур Шопенгауэр появился на свет 22 февраля 1788 года в прусском Данциге (ныне это Гданьск). Он был родом из состоятельной и весьма культурной семьи. Его отец, будучи известным в округе коммерсантом и банкиром, часто колесил по всей стране. Мать пробовала себя в литературном творчестве и была хозяйкой салона, куда нередко захаживали очень знаменитые личности, включая самого Гёте.

Когда Артуру исполнилось девять лет, родители отправили его на учебу в Гавр. Позже мальчика отдали в очень престижную гимназию в Гамберге. Там учились отпрыски знатных немецких коммерсантов. В возрасте пятнадцати лет Шопенгауэр полгода провел в Уимблдоне. Затем последовало дальнейшее обучение в Веймарской гимназии и Гёттингенском университете: там молодой человек изучал естественные науки и философию. В 1811 году Артур перебирается в Берлин и усердно посещает лекции Шлеймахера и Фихте. Через год Шопенгауэр становится доктором философии университета в Йене.

Шопенгауэр и его «философия пессимизма»

Артур Шопенгауэр развивал идею о том, что счастья не существует. Причина тому проста: неосуществленные желания людей причиняют им боль. Если же стремления осуществляются, то ведут лишь к пресыщению. Любые цели философ объявляет лишенными смысла, сравнивая их с «мыльными пузырями». Будучи раздутой до большого размера, цель попросту лопается.

Ключевое место в учении Шопенгауэра занимают вопросы воли и мотивации. Философ спорил с теми учеными, кто на первое место в жизни человека ставил интеллект. Воля – вот что является первоосновой человека, считал Шопенгауэр. Эта вечная субстанция самодостаточна, она не может исчезнуть и определяет, каким будет мир.

Прозванный «философом пессимизма», Шопенгауэр превозносил идеи Гегеля и Фихте. При жизни немецкий философ не находился на первых ролях в научном мире. Однако его труды оказали немалое влияние на пришедшие ему на смену поколения философов.

Свой главный научный труд, получивший название «Мир как воля и представление», Шопенгауэр опубликовал в 1819 году. В этой работе философ отразил свои взгляды на волю как истинную реальность. Годом позже Шопенгауэр стал читать курс лекций в Берлинском университете. Однако ему не удалось привлечь к своим работам того внимания, которое получил его коллега Гегель.

Популярным Шопенгауэр при жизни не был. Однако в 1839 году за конкурсную работу «О свободе человеческой воли» философ был удостоен почетной премии Королевского норвежского научного общества.

Личная жизнь философа

Шопенгауэр сторонился общества и женщин. В его жизни была девушка, которая заронила в чувствительную душу философа зерно женоненавистничества. Однажды молодой человек без памяти влюбился в Каролину Джегерман. Любовь была так сильна, что он даже решил создать семью. Однако его избранница не захотела обременять себя семейными узами с пессимистично настроенным философом. Она попросила Артура оставить ее в покое.

В голове Шопенгауэра молнией блеснула мысль: все женщины по природе своей отличаются глупостью. Эти недалекие существа не способны строить будущее. В женщине философ стал видеть лишь греховность и порок.

На склоне лет

Холодное отношение к идеям Шопенгауэра и личные неурядицы принесли ему разочарование. Он не остался в Берлине, а перебрался во Франкфурт-на-Майне. Официальной причиной переезда стала эпидемия холеры. На новом месте философ провел в полном одиночестве остаток своей жизни. Жители немецкого города надолго запомнили этого весьма неприветливого, излишне мрачного человека. Шопенгауэр обычно был угрюмым и не любил пустые разговоры. Он избегал людей и не доверял им. В человеке Шопенгауэр видел дикое животное, полное страстей, которые сдерживает лишь узда цивилизации.

В 1860 году философ заболел пневмонией; 21 сентября его не стало. Могильный камень философа отличается предельной скромностью. На нем высечена надпись «Артур Шопенгауэр». Интерес к творчеству немецкого мыслителя стал пробуждаться в обществе лишь после его смерти.

mob_info