Налог считается уплаченным налогоплательщиком с момента. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов

Анализируя данный вопрос, Пленум ВАС РФ обоснованно отсылает к п. 1 ст. 458 ГК, требующему от продавца подготовки товара для передачи (в том числе индивидуализации) и направления уведомления покупателю (см. п. 18 постановления от 22.10.1997 N 18). Последний аспект порождает наибольшее число проблем на практике.
Как правило, суды не признают поставщика исполнившим обязанность по предоставлению товаров для выборки, если он не направил покупателю уведомление об их готовности (см. постановления ФАС ВСО от 30.09.2004 N А33-15137/03-С4-Ф02-4064/04-С2, ФАС УО от 16.06.2004 N Ф09-1807/04ГК, ФАС ЦО от 29.05.2001 N А35-196/01-С22). С этим подходом, думается, можно согласиться. Гораздо дальше от закона находится позиция федеральных окружных судов, согласно которой при установлении в договоре срока выборки товара дальнейших уведомлений о его готовности от поставщика не требуется (см. постановления ФАС ВВО от 07.07.2004 N А43-1333/2004-27-33, ФАС СЗО от 28.04.2001 N А56-33695/00).
83. Каковы особенности применения ст. 511 ГК к договорам поставки, заключенным с условием об их исполнении к строго определенному сроку (п. 2 ст. 457 ГК)?

Как мы помним, согласно п. 2 ст. 457 ГК договор купли-продажи, заключенный с условием об исполнении к строго определенному сроку, - это такой договор, при нарушении срока передачи товара по которому покупатель утрачивает интерес к договору. Соответственно, данная категория вполне применима и к отношениям поставки, а значит, существует и проблема модификации норм ст. 511 ГК для отношений со строго определенным сроком передачи товара.
Пленум ВАС РФ разъяснил по этому поводу следующее (см. п. 11 постановления от 22.10.1997 N 18). Во-первых, восполнение недопоставки согласно п. 1 ст. 511 ГК по договору со строго определенным сроком возможно лишь с согласия покупателя. Во-вторых, специального отказа от принятия просроченных товаров, предусмотренного п. 3 ст. 511 ГК, не требуется.
84. Является ли обязанность поставщика восполнить недопоставленные товары в следующих периодах поставки (п. 1 ст. 511 ГК) основанием для освобождения его от ответственности за просрочку передачи товара, в том числе от уплаты процентов, предусмотренных п. 4 ст. 487 ГК?

Президиум ВАС РФ отвечает на поставленный вопрос отрицательно (см. постановление от 08.11.2005 N 8233/05). Это и понятно. Пункт 1 ст. 511 ГК надлежит толковать как дополнительную гарантию получения (в конечном счете) покупателем подлежащих поставке товаров, но уж не как индульгенцию для просрочившего поставщика. В то же время возложение на поставщика обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 511 ГК, достаточно очевидно исключает возможность истребования у него предоплаты, внесенной покупателем за недопоставленный в рамках данного периода товар.
85. Остается ли в силе обязательство поставщика по восполнению недопоставки, предусмотренное п. 1 ст. 511 ГК, после истечения срока действия договора поставки?

Отрицательный ответ на поставленный вопрос дается как ВАС РФ, так и арбитражными судами кассационной инстанции (см. постановления Президиума ВАС РФ от 24.08.1999 N 1971/98, от 30.05.2000 N 6088/99, от 08.02.2002 N 2478/01, ФАС ДО от 25.05.2004 N Ф0-3А51/04-1/1105, ФАС ПО от 17.04.2007 N А65-23180\06, ФАС СКО от 18.05.2006 N Ф08-1735/06, ФАС ЦО от 07.02.2005 N А36-124/6-04). Таким образом, согласно сложившейся арбитражной практике, истечение срока действия договора поставки влечет невозможность понуждения поставщика к исполнению обязанности по восполнению недопоставки в натуре. В то же время, разумеется, с истечением данного срока не прекращаются обязательства поставщика по возврату полученной за недопоставленный товар предоплаты, а также не исключается применение к нему мер ответственности. Последний аспект заслуживает более детального анализа. Согласно сложившейся арбитражной практике с момента истечения срока для восполнения недопоставки (т.е. срока действия договора), в полном соответствии со ст. 521 ГК, прекращается начисление договорной неустойки за просрочку передачи товара (см. постановления ФАС ВСО от 14.11.2002 N А19-10730/02-16-Ф02-3360/02-С2, от 15.11.2002 N А19-10731/02-16-Ф02-3361/02-С2). Если за товар была внесена предоплата, мы не видим препятствий для начисления с указанного момента вплоть до фактического возврата предоплаты процентов в соответствии с п. 4 ст. 487 ГК.
Отдельный интерес представляет применение п. 1 ст. 511 ГК к весьма распространенным на практике договорам, срок действия которых определен как "до полного выполнения сторонами принятых на себя обязательств" (иной аналогичной формулой). ФАС МО справедливо заключил, что в подобной ситуации требование о восполнении недопоставки может быть предъявлено и удовлетворено судом в пределах срока исковой давности (см. постановление от 26.09.2006 N КГ-А40/9385-06).

Еще по теме 82. В какой момент поставщик может считаться исполнившим обязанность по предоставлению товара для выборки покупателем?:

  1. 2. Укажите, с какого момента считается недействительной а) ничтожная сделка, б)
  2. Физические и юридические лица, как правило, осуществляют гражданские права и обязанности, в том числе
  3. МОЖЕТ ЛИ СВОБОДА ВЫСКАЗЫВАНИЯ МНЕНИЙ БЫТЬ ВРЕДНОЙ ДЛЯ ОБЩЕСТВА; НЕ ВРЕДНЕЕ ЛИ В ЭТОМ ОТНОШЕНИИ ПРИНУЖДЕНИЕ, ЧЕМ ПОЛНАЯ СВОБОДА
  4. § 19. Возражения, а) Исключительная направленность внимания на какой-либо признак как момент [предмета] не выделяет его индивидуальность
  5. 92. С какого момента строительной готовности возникает объект незавершенного строительства? Могут ли в составе объекта незавершенного строительства быть выделены помещения как самостоятельные объекты гражданских прав?
  6. 205. С какого момента начинает течь срок давности по требованию, основанному на применении нормы о возврате действительной стоимости имущества в случае его утраты и невозможности реституции (ст.167 ГК)?

В соответствии с п.2 ст.45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации.
Согласно ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента либо при отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со ст.47 НК РФ.
В соответствии со ст.47 НК РФ взыскание налога за счет имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу - исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных ст.47 НК РФ.
Согласно ст.9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" судебный пристав - исполнитель обязан принять к исполнению исполнительный документ от органа, его выдавшего, и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению.
При этом судебный пристав - исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав - исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, который не может превышать пять дней со дня возбуждения исполнительного производства, и уведомляет должника о принудительном исполнении вышеуказанных требований по истечении установленного срока с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.
Учитывая вышеизложенное, в случае добровольного исполнения налогоплательщиком требований судебного пристава - исполнителя обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк в установленный судебным приставом - исполнителем срок.
Вместе с тем в случае неисполнения налогоплательщиком в добровольном порядке требований судебного пристава - исполнителя обязанность по уплате налога считается исполненной с момента реализации имущества налогоплательщика - организации или налогового агента - организации и погашения задолженности налогоплательщика - организации или налогового агента - организации за счет вырученных сумм (п.5 ст.47 НК РФ).
Необходимо иметь в виду, что условия взаимодействия территориальных органов МНС России и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов о взыскании налога, сбора и (или) пеней за счет имущества должника - организации и иных исполнительных документов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", определены в Порядке взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов, утвержденном Приказом МНС России N ВГ-3-10/265 и Минюста России N 215 от 25.07.2000.
В.Н.Воробьева
Советник налоговой службы
Российской Федерации II ранга
Подписано в печать
16.01.2003
"Налоговый вестник", 2003, N 2

Статья 44. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога или сбора

1. Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;

2) с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;

3) со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном Российской Федерации. Задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.

Статья 45. Исполнение обязанности по уплате налога или сбора

1. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налогов досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке , в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 настоящего Кодекса, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 настоящего Кодекса.

Взыскание налога с организаций производится в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица производится в судебном порядке.

Взыскание налога с организации не может быть произведено в бесспорном порядке, если обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом:

1) юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами;

2) юридической квалификации статуса и характера деятельности налогоплательщика.

2. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области связи. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет (внебюджетный фонд), а также если на момент предъявления налогоплательщиком в банк поручения на уплату налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, предъявленные к счету, которые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации исполняются в первоочередном порядке, и налогоплательщик не имеет достаточных денежных средств на счете для удовлетворения всех требований.

Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса, решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с настоящим Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.

3. Обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации. Иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами , обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

4. Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Правила настоящей статьи применяются также в отношении сборов.

Статья 46. Взыскание налога, сбора, а также пени за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации в банках

1. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках.

2. Взыскание налога производится по решению налогового органа (далее - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

3. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

4. Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк , где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

5. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога должно содержать указание на те счета налогоплательщика или налогового агента, с которых должно быть произведено перечисление налога, и сумму, подлежащую перечислению.

Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов.

Взыскание налога с валютных счетов налогоплательщика или налогового агента производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату продажи валюты. При взыскании средств, находящихся на валютных счетах, руководитель (его заместитель) налогового органа одновременно с инкассовым поручением направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты налогоплательщика или налогового агента.

Не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога.

6. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

7. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствии информации о счетах налогоплательщика и налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.

8. При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 настоящего Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика или налогового агента в банках.

9. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

10. Положения настоящей статьи применяются также при взыскании сбора.

Статья 47. Взыскание налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации

1. В случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика-организации, налогового агента-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Общие основания возникновения налоговой обязанности:

  1. наличие у налогоплательщика объекта налогообложения;
  2. истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.

Особенные основания возникновения налоговой обязанности:

  • самостоятельные юридические факты, формирующие сложный фактический состав (например, обязательное уведомление налогоплательщика об уплате налога - в отношении налогов, исчисление которых производят налоговые органы (транспортный и земельный налог, налог на имущество физических лиц).

Подробнее

Первичным элементом налоговой обязанности является момент, с которого данная обязанность начинает существовать . Налоговое законодательство связывает обязанность уплаты налога с моментом возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяются по-разному.

Сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период, исчисляется налогоплательщиком самостоятельно на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Следовательно, основанием возникновения налоговой обязанности служит налоговая база . Уплате будет подлежать сумма, оставшаяся от объекта налогообложения после применения необходимых вычетов и налоговых льгот.

Относительно некоторых налогов юридический факт, лежащий в основе обязанности по уплате этих налогов, состоит не только из материальных, но и из процессуальных обстоятельств. Так, в случаях, предусмотренных налоговым законодательством РФ, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Правоотношения по уплате подобных налогов возникают на основании фактического состава (сложного юридического факта), составными частями которого выступают налоговая база и нормативный акт налогового органа . Необходимость наличия сложного юридического факта всегда указывается в гипотезе налогового закона.

Исполнение налоговой обязанности четко определено временными рамками. Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока уплаты налога допускается только по правилам, установленным Налоговым кодексом РФ. Так, Федеральным законом от 23.11.2015 N 320-ФЗ срок уплаты имущественных налогов (земельного, транспортного и налога на имущество физических лиц) установлен не позднее 1-го декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

При уплате налогов со сложным юридическим составом (т.е. когда расчет налоговой базы производится налоговым органом) налоговая обязанность возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Нарушение срока уплаты налога влечет начисление пени.

Срок уплаты налога является одним из обязательных элементов закона о налоге и должен быть определен по каждому налогу или сбору. Вместе с тем в определенных случаях налоговые органы имеют право изменять сроки уплаты налогов, но только в порядке, предусмотренном НК РФ. Например, при создании, ликвидации или реорганизации организации в отношении тех налогов, по которым налоговый период составляет календарный месяц или квартал, возможно изменение сроков уплаты налогов по согласованию с налоговым органом.

Основания для прекращения налоговой обязанности (п. 3 ст. 44 НК РФ)

  1. уплата налога и (или) сбора;
  2. смерть физического лица - налогоплательщика или с объявление его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ (задолженность по налогам, указанным в п. 3 ст. 14 и ст. 15 НК РФ, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками);
  3. ликвидация организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ;
  4. возникновение иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора, к которым можно отнести:
    • принудительное взыскание налога за счет безналичных денежных средств либо иного имущества налогоплательщика (ст. 46-48 НК);
    • уплату налога реорганизованной организации ее правопреемником (ст. 50 НК);
    • уплату налога лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства, за безвестно отсутствующего налогоплательщика (п. 1 ст. 51 НК);
    • уплату налога опекуном за недееспособного налогоплательщика (п. 2 ст. 51 НК);
    • списание безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК);
    • уплату налога поручителем за налогоплательщика (ст. 74 НК) и др.

Налоговая обязанность, как и любая другая обязанность, прекращается надлежащим исполнением . Исполнением налоговой обязанности считается уплата налога в полной сумме и в установленный срок.

В общем случае в соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Однако Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ была разрешена уплата налога за налогоплательщика иным лицом (см. также Информацию ФНС России "О налоговых платежах, перечисленных иным лицом" ).

В исключительных случаях, установленных только налоговым законодательством, исполнение налоговой обязанности может быть возложено на других лиц:

  • налоговых агентов (ст. 24 НК РФ);
  • правопреемника реорганизованного предприятия (ст. 50 НК РФ);
  • законного или уполномоченного представителя (ст. 26 НК РФ);
  • поручителя (ст. 74 НК РФ).

Подробнее об исполнении обязанности при реорганизации юридического лица

Согласно ст. 50 НК РФ исполнение обязанностей по уплате налогов реорганизованного юридического лица возлагается на его правопреемника (правопреемников) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом указанных обязанностей. При этом правопреемник (правопреемники) должен уплатить все пени , причитающиеся по перешедшим к нему обязанностям.

  • по общему правилу:
    1. момент предъявления в банк поручения на уплату налога ;
    2. день внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для уплаты налога;

  • при взимании налога у источника выплаты - с момента удержания обязательного платежа налоговым агентом;
  • в порядке зачета переплаченной ранее суммы налога в соответствии со ст. 78 НК РФ - со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.

Следовательно, Налоговый кодекс РФ различает уплату налога как действие самого налогоплательщика и реальное перечисление налога в бюджет как действие банка (иной уполномоченной организации), обслуживающего плательщика налога (сбора). Исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога посредством предъявления в банк надлежаще оформленного и обеспеченного денежными средствами платежного поручения влечет прекращение налогового правоотношения между налогоплательщиком и государством (муниципальным образованием) и возникновение бюджетных отношений.

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента

Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента осуществляется в два этапа:

  1. имущество должно быть реализовано судебным приставом-исполнителем;
  2. за счет вырученных денежных сумм должна быть погашена налоговая задолженность частного субъекта.

Налоговая обязанность физического лица или организации считается исполненной только при выполнении названных условий.

Исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов при ликвидации организации отличается от общего порядка:

  • наличием налогового представителя ликвидируемой организации в лице ликвидационной комиссии (однако это не означает изменения стороны в налоговом правоотношении);
  • обязанным субъектом и, следовательно, надлежащим ответчиком будет оставаться сама ликвидируемая организация;
  • применением субсидиарной ответственности учредителей (участников) ликвидируемой организации по ее налоговым долгам (в случае недостаточности денежных средств ликвидируемой организации остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) этой организации - п. 2 ст. 49 НК РФ);
  • очередностью исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, определяемой по правилам ст. 64 ГК РФ, в соответствии с которой задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды погашается в 3-ю очередь.

Т.И. Отческая,

судья Федерального арбитражного суда
Западно-Сибирского округа,
кандидат юридических наук

Кодекс надо чтить. А он устанавливает не только гарантированные законом права, а еще и не всегда приятные, но необходимые обязанности. В частности, обязанность по уплате налогов.

Для налогоплательщика это, кроме всего прочего, регулярное отвлечение денежных средств. А с ними, как известно, никто не любит расставаться. Однако, когда есть и средства, и готовность их внести в соответствующий бюджет, практика показывает, что дело это обстоит не так просто, как кажется.

На первый взгляд все легко: исчислил, отнес поручение в банк (деньги на счете у организации имеются), получил соответствующую отметку банка о переводе денежных средств – и свободен от обязанностей перед бюджетом до следующего платежа. Тем более, что Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) именно так и трактует этот вопрос в пункте 2 статьи 45. В постановлении Конституционного Суда РФ от 12.10.98 № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 28.12.91 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» прямо указано, что обязанность налогоплательщика – юридического лица по уплате налога считается исполненной в день списания денежных средств с его расчетного счета в кредитном учреждении независимо от времени зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет .

В Определении от 25.07.01 № 138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» Конституционный Суд РФ дополнительно отметил, что такой подход распространяется только на добросовестных налогоплательщиков .

В отношении недобросовестных банков и предприятий этот порядок не действует, так как по существу от исполнения своих обязанностей они уклонились.

Таким образом, для принятия судами законного решения наиболее важным вопросом является квалификация действий налогоплательщика с целью определить степень его добросовестности.

Число арбитражных дел данной категории, поступивших на рассмотрение с кассационными жалобами в ФАС Западно-Сибирского округа, значительно возросло.

Анализ показывает, что суды при рассмотрении этих дел в основном полно и всесторонне исследуют все обстоятельства перечисления налогов в бюджет. В частности, выясняется:

– была ли у налогоплательщика необходимость уплаты текущих платежей (погашения задолженности по налогам) или же налоги перечислены не в установленный срок;

– имелись ли у налогоплательщика счета в других платежеспособных банках, с которых ранее производились платежи, или же счет открыт исключительно в целях перечисления налоговых платежей;

– когда у обслуживающего банка была отозвана лицензия;

– произведена ли отгрузка продукции, в счет оплаты которой на расчетный счет зачислены средства.

Приведу несколько примеров.

ДОБРОСОВЕСТНЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

ООО «Ривьера-Т» обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с иском о признании бездействия должностных лиц Госналогинспекции, выразившегося в неотражении в лицевых налоговых счетах ООО «Ривьера-Т» оплаты налогов, произведенных через филиал «Тюменский АКБ «Инкомбанк» по 8 платежным поручениям за сентябрь–октябрь 1998 г. на сумму 22 380 рублей 33 копейки.

Материалами дела подтверждалось, что отдельные суммы по уплате налогов, списанные со счета ООО «Ривьера-Т» в филиале «Тюменский АКБ «Инкомбанк», не поступили в бюджет и не были проведены Госналогинспекцией по лицевым счетам в качестве уплаты налога, всего на сумму 22 380 рублей 33 копейки.

В феврале 1999 года 000 «Ривьера-Т» обратилось в Госналогинспекцию с просьбой внести произведенную оплату в лицевые счета. ИМНС 20.05.99 вручила ООО «Ривьера-Т» требование об уплате налоговых сумм, которые общество просило провести по лицевым счетам.

В августе 1999 года ООО «Ривьера-Т» вновь обратилось в Инспекцию с аналогичной просьбой.

В удовлетворении просьбы было отказано со ссылкой на постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.98 № 24-П. Обществу с ограниченной ответственностью «Ривьера-Т» было направлено новое требование об уплате задолженности.

Арбитражный суд Тюменской области своим решением иск предприятия к ИМНС удовлетворил.

Кассационная инстанция ФАС Западно-Сибирского округа признала данное решение законным.

Денежные средства по платежам в бюджет со счета ООО «Ривьера-Т» были списаны банком 08.09.98, 07.10.98 и 29.10.98.

Довод Госналогинспекции о том, что положение, согласно которому обязанность по уплате налога в бюджет считается исполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика, действует только после 12.10.98, признан не основанным на законе и не подтвержденным никакими нормативными актами.

Действия ООО «Ривьера-Т» признаны соответствующими требованиям пункта 2 статьи 45 НК РФ, тем более что налоговый орган не представил суду доказательств отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика , достаточных для уплаты налогов, и что списание денежных средств со счета 000 было произведено после отзыва лицензии банка.

ЗАО «Миэль – недвижимость» обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к ИМНС РФ по Центральному административному округу г. Омска о зачете в счет будущих платежей излишне уплаченной суммы единого и подоходного налогов в размере 11 700 рублей.

В судебном заседании было установлено, что 17.09.98 ЗАО «Миэль – недвижимость» были предъявлены в филиал «Омский» АКБ «Инкомбанк» платежные поручения на перечисление единого и подоходного налогов в сумме 11 700 рублей и банком произведено списание указанной суммы при наличии достаточного денежного остатка на счете истца, что подтверждено документально.

Поскольку указанная сумма не поступила в бюджет, по требованию налогового органа истцом было повторно произведено перечисление налогов в бюджет. Эти обстоятельства в судебном заседании налоговым органом не оспаривались.

Дело рассмотрено в суде первой и апелляционной инстанций Арбитражного суда Омской области, обстоятельства спора исследованы полно и всесторонне. Факт отсутствия денежных средств на корреспондентском счете банка на момент предъявления платежных поручений и списания сумм налогов со счета налогоплательщика не расценен судами как недобросовестность налогоплательщика. Арбитражный суд Омской области правильно применил к возникшим правоотношениям постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.98 № 24-П, т. к. путем списания сумм налогов с расчетного счета истца при наличии достаточного денежного остатка произошло изъятие имущества плательщика. Повторное взыскание налогов с добросовестного налогоплательщика признано недопустимым.

С учетом всех названных обстоятельств Арбитражный суд Омской области решением от 19.12.2000 удовлетворил исковые требования ЗАО «Миэль – недвижимость».

Апелляционная инстанция решение по делу оставила без изменения.

Суд кассационной инстанции оставил в силе состоявшиеся по делу судебные акты, указав, что налоговые органы обязаны доказывать недобросовестность налогоплательщиков путем проведения проверок и предъявления соответствующих требований, поскольку из пункта 7 статьи 3 НК РФ следует презумпция добросовестности налогоплательщиков .

Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 28.06.01 ИМНС РФ г. Новосибирска было отказано в удовлетворении иска о взыскании с ООО «Ива» налога на добавленную стоимость в сумме 3 072 рублей. Признана исполненной обязанность ООО «Ива» по уплате этого налога.

Материалами дела подтверждено, что ООО «Ива» был заключен с АКБ «Сибирский банк» договор банковского счета на расчетно-кассовое обслуживание. В связи с реорганизацией счетов, через 2 месяца, т. е. 18.05.98, ООО открыт расчетный счет. Как следует из выписки АКБ «Сибирский банк», им выполнены операции по восстановлению на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью «Ива» 4 513 рублей 51 копейки по 18 платежным поручениям, которые были возвращены на основании письма общества об отзыве поручений на оплату за услуги клиентам в связи с нарушением сроков исполнения поручений на перечисление средств.

Из приобщенного к материалам дела платежного поручения и выписки из банковского лицевого счета № 066 следует, что денежные средства в бюджет не поступили, поскольку корреспондентский счет банка находился на картотеке.

Эти обстоятельства не свидетельствовали о недобросовестности налогоплательщика, поскольку на его счете был достаточный денежный остаток, хотя лицензия на осуществление деятельности у АКБ «Сибирский банк» была отозвана 05.02.99.

Поскольку налоговым органом не доказана недобросовестность налогоплательщика по перечислению налога, суд правомерно в соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ исходил из того, что общество уплатило налог на добавленную стоимость через АКБ «Сибирский банк» в сумме 3 072 рублей.

Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа признала данное решение соответствующим требованиям закона и оставила без изменения.

НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК

При рассмотрении в Арбитражном суде Ханты-Мансийского автономного округа дела по иску ООО «Запсибгазпром» к Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Сургуту о признании исполненной обязанности по уплате налогов в федеральный бюджет за I полугодие 1999 года в сумме 9 116 780 рублей; признании незаконными действий должностных лиц налогового органа по начислению пени, по учету на лицевом счете истца недоимки, а также об обязании ответчика отразить на лицевом счете и в налоговой отчетности факт уплаты налогов в названной сумме было установлено, что ООО «Запсибгазпром» открыло расчетный счет в АКБ «Миссон-банк» 20.07.99. Ранее истец клиентом этого банка не являлся, счет открыт в связи с погашением векселя этого же банка № 000141 на сумму 9 200 000 рублей. Денежные средства по погашению векселя зачислены на расчетный счет истца мемориальным ордером от 27.07.99. Фактически ценные бумаги не могли быть оплачены АКБ «Миссон-банк», поскольку на момент гашения векселя, т. е. на 27.07.99, на корреспондентском счете банка было только 39 984 руб. 97 коп. и зачисление денежных средств на расчетный счет истца в сумме 9 200 000 рублей носило формальный характер.

Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа, прекращая производство по делу в части обязания ответчика отразить на лицевом счете истца факт уплаты налогов в сумме 9 116 780 рублей и отказывая в удовлетворении других исковых требований, обоснованно указал, что мемориальный ордер является внутрибанковским бухгалтерским документом, указывающим корреспонденцию счетов бухгалтерского учета, и не может являться доказательством зачисления денежных средств на расчетный счет истца.

Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа признала, что нормы части 2 статьи 45 НК РФ судом Ханты-Мансийского автономного округа применены правильно, и оставила решение и постановление апелляционной инстанции по делу без изменения.

Из мотивировочной части постановления Конституционного Суда РФ от 12.10.98 № 24-П следует, что в рамках конституционного обязательства по уплате налогов на налогоплательщика возложена публично-правовая обязанность уплатить законно установленные налоги и сборы. Обязанность по уплате налогов считается исполненной в тот момент, когда изъятие части имущества добросовестного налогоплательщика в рамках публично-правовых отношений фактически произошло. Поэтому остаток денежных средств на счете налогоплательщика должен быть реальным . Как следует из материалов дела, изъятия денежных средств с расчетного счета истца не произошло.

Copyright (С) «Арбитражная налоговая практика», 2002, № 6.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Индексы 81213 и 80214 по каталогу «Газеты, журналы» (Роспечать).
Подписка в любом почтовом отделении.
Подписка в Интернете:

mob_info