Валентин Гафт: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото. Народный артист россии валентин гафт Какого года рождения валентин гафт

Валентин Иосифович Гафт (род. 2 сентября 1935 года, Москва) - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1984).

Биография

Валентин Гафт родился в Москве, в еврейской семье из Полтавской области (Прилуки). Его отец - Иосиф Рувимович Гафт (1907-1969) военюрист 3-го ранга, участник Великой Отечественной войны (с 1941 года по март 1944 года воевал на Западном фронте, награждён медалью «За боевые заслуги»), после войны работал адвокатом в юридической консультации на Ленинградском шоссе; мать, Гита Давыдовна Гафт (1908-1993), была домохозяйкой.

Ещё в школе Валентин начал участвовать в самодеятельности, играл в школьных спектаклях. Поступать в театральное училище решил тайком и подал документы сразу в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ. Случайно, за два дня до экзаменов, Гафт встретил на улице знаменитого актёра Сергея Столярова и попросил «прослушать» его. Столяров удивился, но не отказал и даже помог советами. В Щукинском училище Валентин Гафт прошёл первый тур, но не прошёл второй. Однако в школу-студию МХАТ он поступил с первой попытки, сдав экзамен на «отлично».

В 1957 году окончил Школу-студию МХАТ (мастерская В. О. Топоркова), дебютировал на сцене Театра имени Моссовета (с рекомендациями от Д. Н. Журавлёва). Через некоторое время перешёл в Московский драматический театр (ныне Театр на Малой Бронной). Настоящие работы начали получаться только у А. В. Эфроса в Театре имени Ленинского комсомола (ныне «Ленком»). С 1969 года - актёр театра «Современник».

Дебютировал в кино в 1956 году в фильме «Убийство на улице Данте» (в роли одного из эпизодических персонажей - убийцы). Пользовался большой популярностью в ролях «кинозлодеев», обладая ярко выраженной отрицательной харизмой. Многим запомнился яркими ролями в остросоциальных картинах Эльдара Рязанова «Гараж» и «О бедном гусаре замолвите слово…»

Жена - актриса Ольга Остроумова (с 1996), под влиянием которой крестился в православие.

Взгляды

Валентин Гафт неоднократно выступал в защиту животных: за принятие закона против жестокого обращения, введение поста Уполномоченного по правам животных, прекращение преследования ветеринаров за использование наркоза. В 2000 году был среди деятелей культуры, осудивших возвращение к советскому гимну на музыку Александрова.

В 2015 году Министерство культуры Украины включило Гафта в так называемый «белый список» артистов, которые «поддерживают территориальную целостность и суверенитет страны». Актёр связал этот факт с публикацией в сети от его имени стихотворений с критикой в адрес российских властей, авторство которых он опроверг. Позже в интервью Валентин Гафт назвал себя «путинцем». Он заявил, что доверяет российскому телевидению и государству, считает передачу Крыма Украине несправедливой и возлагает ответственность за войну в Донбассе на Киев. После этого артист был включён в перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины. По мнению Гафта, это сделано из-за его любви к своей стране и своему президенту, так как он не считает украинцев врагами.

Награды

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2 сентября 2010) - за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 сентября 2005) - за большой вклад в развитие театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2016) - за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден Дружбы (11 августа 1995) - за заслуги перед государством и успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Заслуженный артист РСФСР (2 февраля 1978)
  • Народный артист РСФСР (22 июня 1984)
  • 1995 - Лауреат Царскосельской художественной премии
  • 1995 - Лауреат театральной премии имени И. М. Смоктуновского (первый лауреат премии)
  • 2007 - Лауреат международной театральной премии имени К. С. Станиславского в номинации «за вклад в развитии актёрского искусства России»
  • 2009 - Лауреат Премии «Звезда Театрала» в номинации «Лучшее соло»
  • 2011 - Лауреат Российской национальной актёрской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» .
  • 2012 - Лауреат премии «Золотой орёл» в номинации «За вклад в отечественный кинематограф»
  • 2012 - Лауреат премии «Хрустальная Турандот» в номинации «За долголетнее и доблестное служение театру»
  • 2015 - Памятная золотая медаль Сергея Михалкова (Российский фонд культуры)

Валентин Иосифович Гафт - советский и российский актёр театра и кино. Народный артист РСФСР (1984).

Всероссийскую любовь завоевал после съемок в фильмах Эльдара Рязанова «Гараж», «О бедном гусара замолвите слово».

Будущий актер родился в Москве в сентябре 1935 года. Родители Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафты были выходцами из Украины. Отец работал адвокатом, мама занималась домашним хозяйством. В 1941 году Иосиф Гафт отправился на войну. 6-летнему сыну навсегда врезались в память проводы отца на фронт. К счастью, папа вернулся с войны живым.

Жилище семьи Гафтов располагалось на столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре». Тем не менее, на этой улице прошли удивительно счастливые детские годы будущего артиста.

Гафт увлекся театром рано. Впервые мальчик попал на спектакль в 4 классе. Это была постановка «Особое задание». 10-летний Валентин Гафт был поражен увиденным. Юный зритель поначалу даже не понял, что на сцене играют. Позднее, участвуя в школьной самодеятельности, Валентин осознал, что такое актерское ремесло. Театр и мир закулисья настолько увлек юного Гафта, что в старших классах юноша уже четко осознавал, кем будет во взрослой жизни.

Валентин Иосифович тщательно готовился к вступительным экзаменам в театральный вуз. Но при этом сильно сомневался в собственных актерских способностях. Помог парню преодолеть нерешительность известный актер Сергей Столяров. Гафт случайно встретил артиста прогуливающимся в парке «Сокольники». Поборов робость, Валентин Гафт подошел к любимому артисту и попросил послушать его. Столяров удивился просьбе, но не отказал.

Советы мастера помогли юноше подготовиться к экзаменам и поступить с первой попытки. Правда, в Щукинское Гафт не попал: не прошел во второй тур. Зато в Школу-студию МХАТ юношу взяли сразу же. Родители узнали о поступлении сына, когда тот был зачислен в театральный вуз.

В 1957 году Валентин Гафт окончил Школу-студию, получив основы актерского мастерства на курсе Топоркова. Вместе с ним учились Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие будущие мэтры российского кинематографа.

Валентин Гафт википедия: работа в театре

В 1957 году Валентин окончил Школу-студию МХАТ. Его долго не брали на работу. Знаменитый чтец Дмитрий Журавлев не смог остаться равнодушным к судьбе молодого артиста и помог ему устроиться в театр имени Моссовета. Гафт проработал там около года и ушел из-за того, что роли, которые предлагали играть, ему не нравились.

Некоторое время спустя Эраст Гарин предложил работу в Театре сатиры. И здесь Валентин Гафт не смог долго продержаться, его выгнали, но на этом общая история Театра сатиры и Гафта не закончилась. Несколько лет спустя, он сыграл на этой сцене одну из своих лучших ролей — графа Альмавива в постановке «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Эту роль впоследствии играл Александр Ширвиндт. Несколько лет Гафт посвятил работе в театре на Малой Бронной, потом новый виток и переход к А. А. Гончарову в театр на улице Спартаковской.

1964 год стал новой страницей в жизни Валентина Гафта. В этот год он пришел в театр имени Ленинского Комсомола к Анатолию Васильевичу Эфросу. Здесь актер впервые по-настоящему раскрылся, появились интересные творческие работы, лучшие спектакли этого театра стали театральной классикой. Валентин Гафт много лет служит в театре «Современник»

В 1969 году Олег Ефремов приглашает его в театр «Современник». Он стал его родным домом.

Валентин Гафт википедия: кинематография актера

Дебютировал в кино в 1956 году в фильме Убийство на улице Данте.

В 1975 году Валентин Гафт сыграл главную роль в фильме-спектакле «Из записок Лопахина».

Гафта стали активно снимать в фильмах для телевидения: «Дневном поезде», «Тайне Эдвина Друда», «Коте домашнем средней пушистости», «Будденброках», «Гонках по вертикали», «Визите к минотавру».

Судьбоносным для Валентина Гафта стал фильм «Гараж» (1979). Председателя кооператива должен был сыграть Александр Ширвиндт, но он отказался в последний момент. По совету Лии Ахеджаковой Эльдар Рязанов пригласил на пробы Валентина Гафта, снимавшегося в соседнем павильоне. Случайная работа переросла в плодотворное сотрудничество.

Благодаря фильмам Рязанова Валентин Гафт стал известен широкой публике.

Валентин Гафт википедия: личная жизнь

Первой супругой Гафта была модель Елена Изоргина. Второй раз он женился на балерине Инне Елисеевой, но развёлся в начале 80-х годов. В этом браке у актёра родилась единственная дочь Ольга.

После развода дочь осталась с матерью, но поддерживала отношения и с отцом. Ольга окончила Московское хореографическое училище, танцевала в труппе Кремлёвского балета.

Но 24 августа 2002 года произошла трагедия: девушка покончила с собой, обвинив в предсмертной записке мать, с которой у неё всю жизнь были очень сложные отношения. Это стало большим ударом для Гафта, он заболел и на несколько лет оставил профессию.

С 1993 года Валентин Гафт женат на актрисе Ольге Михайловне Остроумовой. Они познакомились на съёмках «Гаража», но тогда Ольга была замужем. Спустя много лет они вновь встретились на творческом вечере.

Несмотря на двенадцатилетнюю разницу в возрасте, их брак считается одним из самых гармоничных в актёрской среде. Валентин Иосифович души не чает во внуках Ольги – Захаре и Полине.

Валентин Гафт википедия: состояние здоровья

У народного артиста РСФСР проблемы со здоровьем, поэтому спектакль «Пока существует пространство» с его участием решили перенести на июль. Эта новость стала неожиданностью для его поклонников. Совсем недавно Валентин Гафт ездил в Грузию, где у него прошел творческий вечер.

Журналисты поспешили связаться с Валентином Иосифовичем, чтобы выяснить, как он себя чувствует. Актер подтвердил, что ему нездоровится, поэтому спектакль перенесли. Вместе с тем артист поспешил успокоить поклонников.

«Информация соответствует действительности. Я неважно себя чувствую, но не до такой степени, чтобы не играть, я не играю просто это чисто физически, это не имеет отношения к каким-то страшным болезням. Все нормально, бывает такое. Паниковать не стоит. Бывает простуда, бывают всякие вещи», – объяснил Валентин Иосифович корреспондентам.

82-летний Валентин Гафт должен был выйти на сцену «Современника» 28 мая, но постановку «Пока существует пространство» с участием актера неожиданно перенесли на 8 июля. В театре объяснили изменения в расписании болезнью артиста и извинились перед зрителями за доставленные неудобства. Тем, кому не подходит новая дата, предложили сдать билеты в кассы в течение нескольких дней.

В СТАРЫЙ ЕВРЕЙ СОВСЕМ ИЗ УМА ВЫЖИЛ

А ПУТИН ОКАЗАЛСЯ ВЫШЕ И БЛАГОРОДНЕЕ
Поздравил Гавта в ответ на его хамство с юбилеем

У Гафта нет ума ни грамма.
Его потратил он на Эпиграммы.

СЫН ЮРИСТА

«Валя, ну какой ты артист?!» – говорил Гафт-отец сыну, студенту театрального вуза. Валентин Гафт родом из семьи совсем не театральной вспоминает: «Однажды ночью мне пришла в голову мысль – вот есть же профессия, где ничего не надо знать, ни математику, ни физику! А просто выходить на сцену и говорить: «Кушать подано». И будешь при деле, да еще и деньги будут платить».

Валентин Гафт родился в Москве, в 1935г. в еврейской семье из Полтавской губернии (Прилуки). Его отец - Иосиф Рувимович Гафт (1907-1969) фронтовик, работал адвокатом в Юридической консультации на Ленинградском проспекте; мать, Гита Давыдовна Гафт (1908-1993), была домохозяйкой.

Как и вся либералистиченская ЖИДВА РФ, Гавт, в национально-освободительной войне новороссов прочно занял сторону фашисто-бандеровцев, которые проводят нацистскую десоветизацию и демонтаж памятников воинам-освободителям РККА. Ношение георгиевской ленточки в укропии теперь может стоить жизни.
Вот такой вот еврей Валя Гавт, сын фронтовика.

Остается сожалеть, что его мама Гита Давыдовна вовремя не сделала аборта, а отец-фронтовик, майор, 4 раза раненый на войне, не дожил до этого позорного момента. Он бы сам бы его пристрелил собственной рукой, как Тарас Бульба предателя Андрия.

А ведь если бы семья Гавтов вовремя не перебралась из полтавских Прилук в Москву,то она гарантированно не избежала бы бандеровского холокоста. Попадись в руки к бандеровцам, они бы уж показали бы 6-летнему Валентину Иосифовичу, как надо любить неньку Украину.

Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, на родину в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Теперь вот народ Новороссии, который не хочет стать жертвой бандеровского геноцида и отчаянно сопротивляется, вызывает у Гавта животное неприятие, а Путин который защищает русских, вызывает у него рвотные рефлексы.
Совсем из ума выжил старый еврей.

ПРИЛУКСКИЙ БАБИЙ ЯР

Еврейское гетто в Прилуках просуществовало с сентября 1941-го по 20 мая 1942 года.
Не случайно местом сбора евреев для так называемого “переселения в Палестину” был назначен Плискунивский мост. Точнее – небольшой мостик, перекинутый через речушку Плискунивка. Буквально в нескольких сотнях метров от моста нацисты обнаружили небольшой, но глубокий овраг (яр), окаймленный со всех сторон возвышенностями. Крутизна склонов такова, что не каждый спортсмен взберется по ним. В верхней части яра склоны расступались, образуя широкий пологий вход, по которому можно хоть машиной въезжать. В нижней части меж крутых склонов узкий вход, где был заранее выкопан котлован. От места сбора евреев шла дорога к яру… Перед входом в яр с нижней стороны расположена небольшая зеленая лужайка, расположенная за холмом, так что ее не видно ни с моста, ни из яра, где уже была приготовлена братская могила для еще живых, но обреченных.
Немцы собрали полицаев-бандеровцев со всех прилегающих районов. В ночь на 20 мая 1942 г. в гетто не спал никто, кроме маленьких детей, тревожно вздрагивающих в своем последнем сновидении. Рано утром от четвертой школы – центра еврейского гетто, с прилегающих улочек и переулков ринулись люди в сторону улицы Ленина, главной и самой протяженной улицы города, которая вела прямо к Плискунивскому мосту. Старики, женщины и дети шли семьями с малышами на руках, таща скарб в узлах. Опасаясь сопротивления и бунтов, немцы истребили всех взрослых и здоровых мужчин. На улице стало многолюдно от идущих по мостовой шаркающих, изможденных и обессиленных людей.
За восемь месяцев пребывания в гетто люди превратились в призраков, неведомо откуда они черпали силы для своего последнего пути. Были слышны лишь плач голодных детей и мольбы стариков.
Шли по проезжей части улицы, а по обеим сторонам тротуаров траурную процессию идущих на смерть наблюдали местные жители.
Некоторые из обреченных верили в грядущее переселение на родину предков или убедили себя в этом, и шли покорно. Большинство знали, на что идут и что ждет их в конце пути, но двигались обречено, не способные на сопротивление ни физически, ни морально. С ними шла моя мама. Тонкое одеяло, которое она носила вместо платка, опустилось вниз и еле держалось на краях ее опущенных плеч, обнажив ее убеленную ранней сединой голову. Она шла и молилась. Лицо ее было сосредоточено. В своем страстном обращении к Всевышнему она шептала:
«Господи, я у тебя для себя ничего не прошу, пусть будет все, так как тебе угодно, только об одном умоляю, спаси моего сыночка. Выведи его из этого ада, дай жизнь моему сыночку Йосеньке. Ты всемогущ, я тебя в своей последней просьбе умоляю, сделай, так как я прошу! Во имя его жизни, я тебе отдаю свою жизнь. Только спаси и защити его».

За зловещим Плискунивским мостом немцы вместе с бандеровцами перекрыли улицу, передние ряды остановились, а задние, подходя, образовали беспорядочную толпу.
Вот тут началось самое страшное. Полицаи отделили группу людей и погнали их за поворот на зеленую лужайку. Тут, скрытые за поворотом возвышенности, на беззащитных евреев неожиданно накинулись бандеровцы с дубинками. Они беспощадно избивали всех подряд, приказав всем раздеваться догола. Обнаженных людей гнали в яр, к заранее выкопанному котловану. Зондеркоманды начали свою привычную для них «работу».

Покончив с первой партией обреченных, полицаи загнали на злополучную площадку следующую группу.
Это массовое истребление продолжалось целый день. Как и обещали нацисты, помощь всем инвалидам была оказана: их грузили в машины, специально оборудованные так, чтобы выхлопные газы от двигателя отводились в кузов. Эти душегубки заезжали с верхней части яра для выгрузки трупов.

20 мая 1942 года нацисты уничтожили все еврейское население города. Насколько я знаю, здесь было расстреляно более пяти тысяч человек. Моя родная мама, вместе со всеми евреями-прилучанами ушла в вечность.
Я уже в преклонном возрасте, и обращаюсь к нашим внукам и правнукам: прошу помнить и не забывать, то, что нелюдям в человеческом обличье нельзя простить.

Владимир Энтин, Хадера

***


Свои "Бабьи Яры" есть практически в каждой из оккупированных нацистами областей Украины. По такой же схеме проходило уничтожение евреев в больших и малых городах и местечках. Однако массовые расстрелы были далеко не единственным методом уничтожения советских евреев. Уже в первые недели войны людей заживо сжигали в Галиции и других областях Западной Украины. Как практически и на всей территории Советского Союза, в Украине оккупанты применяли самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух и ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. Евреев топили в реках, болотах, колодцах, бросали в ствол шахт, замуровывали живыми, распиливали на части.

Число еврейских жертв - граждан Украины было наибольшим на территории СССР. Они составили не менее половины советских и около четверти всех погибших евреев Европы - свыше 1 миллиона 400 тысяч человек.

Только в летние месяцы 1941 г. было уничтожено около 95000 евреев, осенью - свыше 320000; зимой 1941/42 г. - свыше 180.000.

Весной 1942 г. здесь было уничтожено менее 120.000. Отметим, что ни в декабре 1941 г., ни в январе 1942 г. не было уничтожено меньше евреев, чем в любой из весенних месяцев 1942 г. Следовательно, говорить о "зимней паузе" не приходится.

Можно выделить следующие особенности Холокоста в Украине. В истреблении евреев здесь участвовали как немецкие, так и румынские оккупационные войска (в то же время оккупировавшие часть Галиции венгерские войска евреев не убивали). Им активно содействовали местные националистические вооруженные формирования и полицейские подразделения. Именно на Украине началось в августе-сентябре 1941 г. тотальное истребление еврейских общин крупных городов, включая Киев. На территории республики было создано больше всего гетто.

Только евреев Украины (из дистрикта "Галиция"), а также узников некоторых гетто Западной Белоруссии отправляли в лагеря смерти на территорию Польши. В то же время территория Украины была использована первой для уничтожения евреев из Чехии и Венгрии.

Именно здесь уже в 1941 г. было уничтожено более полумиллиона советских евреев - наибольшее число в этот период на оккупированной советской территории. Украина потеряла более 60% своего довоенного населения.

НАВЕРНЯКА У ГАВТА В ПРИЛУКАХ ПОГИБЛИ ВСЕ ЕГО РОДСТВЕННИКИ, но он либерал и из идейных соображений поддерживает укронацистов.

Народный артист РСФСР (1984)
Лауреат Царскосельской премии (1993)

Детство

До войны семья Гафта жила в Москве, в пятиэтажном доме на улице Матросская тишина. Жили Гафты более чем скромно, в коммунальной квартире, как все. У них была одна комната, и все были счастливы. Родители Валентина не имели ни какого отношения к театру. Отец, Иосиф Романович (1907-1969), по профессии был адвокат. Он был удивительно скромным, но сильным и гордым человеком. От матери, Гиты Давыдовны (1908-1993), Валентин научился организованности, она привила ему любовь к порядку.

Очень хорошо в детскую память Вали врезался день, который мог стать роковым в судьбе семьи. 21 июня 1941 года они должны были ехать на Украину, в город Прилуки. Однако по каким то причинам родители поменяли билеты на воскресенье 22-го. На следующий день по радио выступил Молотов с сообщением о начале войны… Запомнились проводы на фронт отца, потом двоюродного брата. Отец прошел всю войну, закончив ее майором.

Самое первое впечатление о театре возникло у него в четвертом классе во время просмотра в детском театре пьесы Сергея Михалкова "Особое задание". Он верил всему, что происходило на сцене. Но по его собственному признанию, желания стать актером тогда еще не было. Оно появилось несколько позже, и он стал участвовать в школьной самодеятельности, где Валентину пришлось играть исключительно женские роли, потому что в школе тогда учились одни мальчики.

МХАТ

Но даже играя в школьных спектаклях, Валентин стеснялся признаться кому то, что он хочет стать артистом. Поэтому поступать он решил втайне от всех. Попытать счастья Валентин решил сразу и в Щукинском училище и в Школе-студии МХАТ. За два дня до экзаменов Гафт случайно встретил на улице кумира всех кинозрителей Сергея Столярова и попросил "прослушать" его. Столяров удивился, но отказывать не стал. Уроки знаменитого актёра не пропали даром. Правда в училище он прошел лишь первый тур. Зато в МХАТ Валентин поступил с первой попытки, сдав экзамен на "отлично". Когда его приняли, он был потрясен, не верилось в происходящее.

Как и все Студенты МХАТА, Валентин Гафт мечтал сразу попасть в кино. Однажды (это было в 1956 году) его пригласили зайти в съемочную группу фильма "Убийство на улице Данте", где на одну из главных ролей был утвержден Михаил Козаков, и дали почти бессловесную роль. Так состоялся дебют Валентина Гафта в кино. В том же году он промелькнул в эпизодической роли в романтической драме "Поэт".

Родители своеобразно реагировали на артистическую деятельность сына. Когда он учился в школе-студии МХАТ, отец говорил ему: "Валя, ну какой ты артист? Вот посмотри на Мишу Козакова - у него и костюм и бабочка, а ты что? Вот каким должен быть артист". Мать, увидев его в спектакле "Женитьба Фигаро", сказала: "Валя, ну какой же ты худой!".

Театр

По окончании в 1957 году Школы-студии МХАТ, Гафт долго не мог устроиться на работу, его не брали ни в один театр. Помог знаменитый чтец, Дмитрий Журавлёв. С его лёгкой руки Гафт оказался в театре имени Моссовета. Однако уже через год он покинул театр во время гастролей - ему не понравились те роли, которые предлагали играть.

Спустя какое-то время Эраст Гарин предложил ему работу в Театре сатиры. Дебют не удался, его выгнали, однако через несколько лет на этой же сцене Валентин Гафт сыграл одну из лучших своих ролей - графа Альмавиву в "Безумном дне, или Женитьбе Фигаро", которого впоследствии много лет играл Александр Ширвиндт.

Некоторое время Гафт работал в театре на Малой Бронной. Затем новый переход - к А.А.Гончарову, возглавлявшему тогда маленький театр на Спартаковской улице.

В 1964 году, после работы в театре Гончарова, Гафт пришел к Анатолию Васильевичу Эфросу в театр имени Ленинского Комсомола. Это особая страница, поскольку стала едва ли не самой важной в его артистической биографии. Лучшие спектакли театра Эфроса навсегда остались театральной классикой. У Эфроса Гафт проработал сравнительно недолго и сыграл не так уж много ролей. Но именно этот опыт лег в фундамент его мастерства.

В "Современник" он пришел по приглашению Олега Ефремова в 1969 году. Очень многие его роли в этом театре связаны с именем главного режиссера театра Галины Волчек. С эти театром связана ныне вся жизнь Гафта, и он считает его своим родным домом.

Среди его лучших ролей: Глумов ("Балалайкин и К"), Лопатин ("Из записок Лопатина"), Горелов ("Спешите делать добро"), Джордж ("Кто боится Вирджинии Вульф?"), Рахлин ("Кот домашний средней пушистости").

Трудная дорога в кино

В кино долгие годы Гафт играл лишь эпизоды или маловыразительные роли. И хотя к концу 60-х он все чаще появлялся на киноэкране, ярких, запоминающихся ролей практически не было.

Сам Валентин Гафт объясняет это так: "Кино меня не баловало. Мало того, что типаж у меня был не тот. Нерусская, странная внешность. В те времена герой должен был быть другим. Это и естественно. В 50-60-70 годы я не подходил ни для какой роли, за редким исключением. Чаще всего было так - делали кинопробы, и казалось, что вот-вот возьмут на роль, но потом кто-то приходил, и в картине снимали не меня".

Лишь в 70-е годы стали появляться первые заметные роли, как, например, Стюарт в политической драме "Ночь на 14 параллели" (1971), Лопатин в телепостановке спектакля "Из записок Лопахина" (1975), Брассет в комедии "Здравствуйте, я ваша тетя!".

Уже тогда проявилась творческая манера Гафта, отличающаяся интеллектуализмом, тонкой психологической проработкой образа, свободой и остротой пластического рисунка, тонким юмором. В каждом характере он вскрывал глубину чувств и внутренних переживаний, это касалось даже небольших или иронических киноролей: Крамин ("На всю оставшуюся жизнь" - 1975), Знаменский ("Повесть о неизвестном актёре" - 1976), попутчик ("Почти смешная история" - 1977), Жорж ("Циркачонок" - 1979).

Сотрудничество с Рязановым

Однако настоящая популярность пришла к Гафту лишь после сотрудничества с Эльдаром Рязановым. Роли, сыгранные Гафтом в фильмах этого выдающегося кинорежиссера, стали лучшими в биографии актера.

В 1979 году он сыграл председателя гаражно -строительного кооператива Сидоркина в комедии "Гараж". Персонаж скорее гротесковый, балаганно -иронический, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран так, что позволил перевести весь фильм в нужное режиссеру реалистическое русло.

В 1980 году Гафт снялся в трагикомедии Эльдара Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово…". Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальства, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне - таким предстал зрителям герой Гафта Покровский.

Совершенно другим оказался Одиноков - герой Гафта из картины Эльдара Рязанова "Забытая мелодия для флейты" (1987). Актером удивительно сочно был создан образ бюрократа и служаки из Министерства свободного времени. С огромным чувством юмора была исполнена им песня бюрократа, сокращенного с работы.

Наконец в трагикомедии Рязянова "Небеса обетованные" (1991) Гафту удалось создать цельный чистый характер вожака бомжей по кличке "Президент", для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Его герой - подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям и нетерпимый к чинушам.

Популярность

Немало интересных ролей было сыграно в 80-е годы и у других режиссеров. Так в детективном фильме Александра Муратова "Гонки по вертикали" (1982) он предстал в роли вора-рецидивиста Алексея Дедушкина по кличке Батон. Психологическая дуэль следователя (А.Мягков) и обаятельного вора держит в напряжении в течение всего фильма.

Не менее интересная роль досталась Гафту в другом детективном сериале "Визит к минотавру" (1987). Опять психологическая дуэль, на этот раз между следователем в исполнении Сергея Шакурова и Иконниковым, подозреваемым в краже. Персонаж Гафта, в прошлом музыкант, который так и не стал первой скрипкой, не смирившись со второй ролью, переключился на разведение змей.

Также заметные роли были сыграны Гафтом в музыкальной комедии "Чародеи" (1982), трагикомедии "По главной улице с оркестром" (1986), боевике "Воры в законе" (1988), "Визит дамы" (1989), "Ночные забавы" (1991), "Анкор, еще Анкор!" (1992).

В 1994 году Валентин Гафт сыграл Воланда в фильме "Мастер и Маргарита", который так и не вышел на экраны.

Актёр широкого творческого диапазона, Валентин Гафт отличается свободой и естественностью сценического и экранного поведения, внутренней нервностью. При узнаваемости голоса и выразительно резких черт лица он в совершенстве владеет самыми разными жанрами в профессии. Как указывается в театральной энциклопедии, "для Гафта характерно острое и точное воплощение образа современного интеллектуала, сочетание аналитичности и темперамента, глубина выявления драматического конфликта, тяготение к крупным проблемам и характерам".

Мастер эпиграмм

Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. По предложению Олега Ефремова Гафт вдруг совершенно неожиданно как для себя самого, так и для других стал сочинять эпиграммы. Это была ирония над собой, над другими. Он никого не хотел обидеть, обличить или поссорить. Просто хотел таким образом сказать какую-то свою правду.


Валентин Иосифович Гафт появился на свет в Москве в сентябре 1935 года. Его родители Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафты были выходцами из Украины. Отец работал адвокатом, мама занималась домашним хозяйством. В 1941-ом Иосиф Гафт отправился на войну. 6-летнему сыну навсегда врезались в память проводы отца на фронт. К счастью, папа вернулся с войны живым. Жилище семьи Гафтов располагалось на известной столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре». Тем не менее, на этой улице прошли удивительно счастливые детские годы будущего артиста.


Гафт увлёкся театром очень рано. Впервые он попал на спектакль в 4 классе. Это была постановка «Особое задание». 10-летний Валентин Гафт был поражен увиденным. Он поначалу даже не понял, что на сцене играют. Лишь несколько позже, участвуя в школьной самодеятельности, он осознал, что такое актёрское ремесло. Театр и его особый мир настолько увлёк юного Гафта, что в старших классах он уже чётко осознавал, кем будет во взрослой жизни. Валентин Иосифович очень тщательно готовился к вступительным экзаменам в театральный вуз. Но при этом сильно сомневался в своих актёрских способностях. Помог парню преодолеть нерешительность известный актёр Сергей Столяров. Гафт случайно встретил артиста прогуливающимся в парке «Сокольники». Поборов робость, Валентин Гафт подошёл к любимому артисту и попросил послушать его. Столяров удивился просьбе, но не отказал. Именно его советы помогли юноше подготовиться к экзаменам и поступить с первой попытки. Правда, в Щукинское Гафт не попал: не прошёл во второй тур. Зато в Школу-студию МХАТ его взяли сразу же. Родители узнали о поступлении сына лишь тогда, когда он был зачислен в театральный вуз.


В 1957 году Валентин Гафт окончил школу-студию, получив основы актёрского мастерства на курсе Топоркова. Вместе с ним учились Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие будущие мэтры отечественного кинематографа. После окончания вуза Валентин Гафт не сразу попал на работу в театр. Помог ему Дмитрий Журавлёв, известный советский актёр и Лауреат Сталинской премии. Начинающего артиста взяли в Театр имени Ленсовета. Но здесь Гафт продержался лишь год. Предлагаемые роли были настолько незначительными, что Валентин Иосифович понял: надо искать место, где он сможет развивать актёрское мастерство, а не прозябать за кулисами. И снова молодому актёру помогли. На этот раз актёр Эраст Гарин предложил Гафту попробовать свои силы в Театре сатиры. Но и тут артист не задержался надолго. Лишь через несколько лет Валентин Иосифович снова вернётся на эту сцену, чтобы сорвать овации зрителей своей звёздной ролью графа Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Поиск «своего» театра продолжился. Несколько лет Валентин Гафт выступал на сцене театра на Малой Бронной. Ещё какое-то время артист трудился в театре Андрея Гончарова на Спартаковской.


Первый успех и настоящее счастье от работы Валентин Гафт почувствовал в 1964-ом, когда попал в театр имени Ленинского Комсомола (сейчас «Ленком»), которым руководил Анатолий Эфрос. Именно тут он почувствовал, что такое творчество и вдохновение. Впервые молодой актёр узнал, какое волнение и радость переполняют артиста, когда его игру провожают овациями. На этой сцене Гафт выступал 5 лет. В 1969 году Валентин Иосифович перешёл в «Современник», куда его пригласил Олег Ефремов. Здесь Гафт наконец почувствовал себя так, будто вернулся в родной дом. На этой сцене сыграны лучшие роли артиста. Здесь он блистал в спектаклях «Из записок Лопатина», «Балалайкин и К» , «Спешите делать добро» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». Сотрудничество с режиссёром театра Галиной Волчек оказалось очень плодотворным и долгим. Валентин Иосифович Гафт и сегодня ведущий актёр «Современника».


Кинематографическая биография Валентина Гафта развивалась постепенно. Успех пришел не сразу. До конца 1960-ых актёру предлагали незначительные и невыразительные роли, эпизоды. Дебют состоялся в 1956-ом в картине «Убийство на улице Данте». Здесь Гафт мелькнул в крошечном эпизоде. Видимо, внешность артиста не очень вписывалась в образ советского киногероя. Долгое время его звали на роли разнообразных злодеев и отрицательных персонажей.

Всё изменилось в 1970-ых. Валентину Иосифовичу начали предлагать первые яркие роли. В картине «Ночь на 14 апреля» он сыграл Стюарта, а в 1975-ом Лопатина в телевизионном спектакле «Из записок Лопатина». Успех, огромный и безоговорочный, пришёл к Валентину Гафту после его сотрудничества с легендарным режиссёром Эльдаром Рязановым. Более того, Гафта называют одним из любимых артистов Рязанова, которых он регулярно приглашал играть в своих фильмах. Фильмах, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Соответственно, и все актёры, игравшие в этих лентах, стали звёздами первой величины. В 1979 году на экраны вышла комедия Рязанова «Гараж». В этом фильме Валентин Гафт сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, чьи фразы вскоре становятся афоризмами. В следующем году выходит рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович играет полковника Покровского. В 1987 появляется замечательная мелодрама-комедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинкова. В начале 1990-ых зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче «Небеса обетованные». А в конце 1990-ых актёр сыграл генерала в трагикомедии Рязанова «Старые клячи».


Но не только творения великого Эльдара Рязанова прославили Валентина Гафта. У него есть и другие запомнившиеся зрителям прекрасные роли. Он сыграл лакея Брассета в комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». Многие поколения отечественных зрителей и сегодня с удовольствием смотрят чудесный новогодний фильм «Чародеи», где Гафт появился в образе Аполлона Митрофановича Сатанеева. Ещё одна новогодняя сказка – «Сирота казанская» Владимира Машкова, где Валентин Иосифович – один из трогательных «пап» Насти, заслуженный фокусник. Трагичная роль досталась актёру в ленте Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!», где он сыграл полковника Виноградова. А ещё Валентин Гафт известен своими талантливыми и острыми эпиграммами. Так, однажды он посвятил строки Армену Джигарханяну: «Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян». И Лие Ахеджаковой: «Всегда играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова».


Валентин Гафт был женат трижды. Первой его супругой оказалась манекенщица и артистка Елена Изоргина. Этот брак окончился быстро. Вторая супруга – балерина Инна Елисеева – подарила Валентину Иосифовичу его единственную дочь Ольгу. Она трагически умерла, покончив жизнь самоубийством в 2002 году. Гафт переживал эту трагедию очень долго и тяжело. Выйти из затяжной депрессии помогла артисту его третья супруга, артистка Ольга Остроумова. Впервые Гафт встретился с Остроумовой на съёмках рязановской комедии «Гараж». Но роман начался гораздо позже, в 1996 году. Под влиянием Ольги Остроумовой Гафт принял православное крещение. Сына Остроумовой Мишу Валентин Иосифович воспитывал с 10-летнего возраста, став мальчику почти родным отцом.

Фильмография

«Гараж»
«О бедном гусаре замолвите слово»
«Чародеи»
«Визит к Минотавру»
«Забытая мелодия для флейты»
«Анкор, еще Анкор!»
«Небеса обетованные»
«Старые клячи»
«По ту сторону волков»
«Карнавальная ночь 2»
«Сирота казанская»
Материалы взяты из открытых источноков

mob_info