Сущность теории организации. Объект, предмет и метод теории организации

Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ОРГАНИЗАЦИИ.

Теория организации в системе наук.

Теория организации – составная часть всеобщей организационной науки и наиболее близкая к теории управления научная дисциплина.

Существует связь теории организации с другими науками , что представлено на рис. 1.1.1.

Здесь выделены основные научные направления, с которыми, так или иначе, связана теория организации. При этом каждое из обозначенных направлений имеет сложный характер и включает в себя множество специальных и дополняющих подсистем.

Например, теория управления, безусловно, играет важнейшую роль в теории организации, при этом данная наука дополняется стратегическим менеджментом, государственным управлением, управлением персоналом, управлением проектами, инновационным менеджментом, финансовым менеджментом, креативным менеджментом, территориальным управлением, информационным менеджментом и др., что на данной схеме не отражено, но подразумевается.


Рис. 1.1.1. Связь теории организации с другими науками.

Рассмотрим значение отдельных наук для развития теории организации.

1). Теория управления . Это важная современная наука, к числу поклонников которой принадлежит и автор, раскрывает особенности воздействия (взаимодействия) одних лиц на другие с целью получения определенного результата. При этом теория управления отвечает на вопрос: «Как и Зачем осуществляется данное воздействие или взаимодействие?» Теория организации дает ответ на вопрос: «На что или Где осуществляется это воздействие или взаимодействие?» То есть две данные науки гармонично дополняют друг друга. Теория управления дает теории организации бесценный обобщенный материал об особенностях управления организацией, к чему мы постоянно обращаемся в данном курсе.

2). Экономическая теория – основа всех социально-экономических дисциплин. В теории организации она, прежде всего, интересна нам тем, что раскрывает особенности человеческих отношений по производству материальных благ – именно того, ради чего и создается большинство организаций. Человек вступает в трудовые, производственные, финансовые и др. отношения, то есть либо сам формирует новые организации, либо стимулирует их возникновение. Таким образом, теория организации получает от экономической теории информацию о том, для чего создаются организации, и как данные объединения производят продукт, создают рабочие места и прибавочную стоимость.

3). Теория систем – молодая перспективная наука, сформировавшаяся в прошлом веке и уже завоевавшая миллионы поклонников и последователей. Существенный момент данной науки – представление всего в мире в виде тех или иных систем. Напомним, что система – это совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных на основе некой общности . Системы бывают самые разные: открытые и закрытые; статические и динамические; физические, биологические, социальные и др. Социальная система – это и есть организация. То есть мы рассматриваем данное явление с точки зрения входящих в нее элементов (подразделений, индивидов, социальных групп, неформальных объединений и прочее), а также всего комплекса отношений возникающих внутри данной социальной системы. Не будем забывать, что организация – открытая динамическая система, а значит - она живет в изменяющейся среде, с которой находится в тех или иных развивающихся отношениях. Таким образом, теория систем ответила на многие вопросы в исследовании сущности организации, о чем мы будем говорить позднее.

4). Социология – социальная наука о человеческих отношениях в различных объединениях людей. Для теории организации данная наука играет существенную роль, так как объединение людей – это основа организации, и особенности данных объединений имеют существенное значение для изучения организаций.

5). Юриспруденция – наука о праве, то есть о том, что защищает человека и регулирует человеческие отношения. В теории организации используются многочисленные юридические нормы, раскрывающие правовой статус тех или иных организаций, форм их существования, взаимодействия друг с другом и др.

6). Социальная психология – наука, родственная социологии, отвечающая на вопросы об особенностях существования человеческих коллективов. Поскольку любая организация существует на базе именно коллективов, то взаимодействие социальных наук имеет огромное взаимное значение.

7). Психология – социальная наука о «внутреннем мире» человека, его сознательных и бессознательных особенностях. Для теории организации данные аспекты имеют важное значение в силу того, что все решения, включая управленческие, в организации принимаются человеком, соответственно его психологическое состояние, основы мотивации, волевое начало, самоорганизация, восприимчивость и др. играют существенную роль в функционировании и развитии организации.

8). История – «наука о былом», то есть о том, что было раньше и играло тогда существенную роль. Автор исходит из того, что происшедшее ранее имеет определенное значение для дальнейшего развития. Соответственно в теории организации мы не можем ни учитывать исторический опыт человечества, в том числе историю человеческих отношений и особенности построения организаций как объединения людей в предыдущие исторические периоды.

9). Информатика – динамично развивающаяся наука об информации, занимающаяся изучением особенностей производства, передачи, обработки, обобщение, использования и осуществления иных операций с данными. Без притока новой информации современная наука умирает. Соответственно теория организации является активным потребителем результатов информационной наука, включая не только методы обработки информации, но и применяя формы и способы организации информационного пространства в социальных, в том числе производственных, системах.

10). Инноватика – молодая наука, изучающая производство и использование нового знания - инноваций. Очевидно, что любая современная организация постоянно производит инновации. Тезис «ничто не вечно, кроме перемен» стал лозунгом управления XXI века. Об управлении знаниями мы будем говорить отдельно.

11). Политология – социальная наука о человеческой деятельности по борьбе за завоевание, обладание, сохранение и использование власти. Для теории организации данная наука имеет существенное значение, так как в любой социальной системе существует властный элемент, необходимый для целенаправленной деятельности данной организации. Также нам важно изучение определенного вида социальных систем – политических организаций, о чем мы будем говорить ниже.

12). Специальный менеджмент – отдельные управленческие наука, раскрывающие особенности функционального, отраслевого и иного менеджмента. Данные знания необходимы в теории организации для применения общих организационных особенностей в конкретных управленческих ситуациях. Данные направления управленческой науки изучаются в других многочисленных дисциплинах.

Таким образом, теория организация нашла свое место в современном научном знании и постоянно развивает новые важные направления.

Предмет и метод теории организации.

Изучая теорию организации, мы исследуем различные социальные системы: в той или иной форме организованные группы людей; коллективы, объединенные единой целью, совместной деятельностью и историей; предприятия, компании, корпорации и объединения.

То есть в теории организации рассматриваются самые различные объекты, объединенные общей характеристикой – все они являются организациями.

Организации отличаются друг от друга размером, степенью формализации, главными целями, организационным построением, родом и отраслью деятельности и др.

Организации представлены во всех областях человеческих знаний и сфер человеческой жизнедеятельности. Любая форма совместного труда и целесообразного времяпрепровождения есть организация, а значит, возможны анализ, обобщения, систематизация и выявление наиболее общих черт и характеристик людских, человеческих, социальных организаций.

Исследования в данной области возможны на примере любых, самых необычных и экзотических объектов: семья, фан-клуб, парламент, людоедское племя, тоталитарная секта и так далее, и тому подобное.

Традиция отечественной управленческой науки обязывает нас изучать теорию организации на примере хозяйственных или социально-экономических организаций, что, в той или иной степени, безусловно, оправданно в силу ключевого значения в развитии общества элементов экономической системы. Также имеют место быть исследования управленческих основ государства как всеобщей формы организации общества. Выступая от имени и оставаясь последователями отечественной школы управления, автор имеет честь позволить себе обратить внимание читателя и на другие возможные, и не менее интересные и важные объекты изучения теории организации, о которых речь пойдет ниже.

Таким образом,предметом теории организации является весь комплекс общих отношений по формированию, функционированию и развитию организаций (организационные отношения) (см. Рис. 1.2.1) .

В целом к обозначенному комплексу общих организационных отношений можно отнести следующие аспекты:

Вопросы проектирования, построения и адаптации организаций,

Стратегия, миссия, цели и задачи организаций,

Проблемы функционирования и развития организаций,

Структурно-функциональные вопросы организаций,

Система законов организации и др.


Рис. 1.2.1. Предмет и методы теории организации.

Что касается методов теории организации, то здесь можно обозначить комплекс способов изучения интересующих нас аспектов следующим образом.

1). Системный подход. Он представляет собой метод в теории организации, позволяющий рассматривать организацию как систему в единстве составляющих ее элементов, связей между ними и внешней средой, а также на основе исторической, целевой, технологической, стратегической, структурной и иной общности. Например, системный подход позволяет говорить об особенностях взаимоотношений между высшим руководством организации и сотрудниками ее филиалов и представительств в регионах России.

2). Комплексный подход. Он представляет собой метод по исследованию организации в комплексе с другими организациями, с различных сторон, с использованием разных подходов, с акцентом на различные области научного знания. Например, комплексный подход проявляется, когда мы рассматриваем миссию, правовой статус и организационную структуру организации одновременно, что позволяет нам получать результаты, характеризующие данный объект в комплексе.

3). Ретроспективный подход. Он призван давать представление об организации с исторической точки зрения, в развитии черт и характеристик во времени. Здесь мы имеем дело с выявлением имеющихся исторических тенденций в развитии организации, а историческая предопределенность вместе с волевым началом и случайностью, так или иначе, оказывает существенное влияние на настоящее и будущее. Ретроспективный подход, в частности, позволяет говорить о месте и роли той или иной организации в жизни социума, что дает возможность точнее и эффективнее формулировать управленческие и иные задачи.

4). С ретроспективным подходом неразрывно связан метод прогнозирования , который позволяет нам, в той или иной мере, сформировать наши представления о возможных будущих состояниях организации. Существует множество способов прогнозирования, в том числе математических. Самым распространенным считается метод экстраполяции, когда на основании существующих состояний объекта выявляется тенденция, позволяющая представить состояние объекта в будущем. Данный способ имеет очевидную погрешность, так как тенденция не всегда сохраняется. Соответственно метод экстраполяции имеет объективный ограничитель – он действует только при отсутствии качественных изменений состояния объекта и среды, что значительно сужает возможность применения данного способа. При этом наиболее строгим подходом можно считать метод математической индукции, который говорит, что если в случае n =1 имела место некая особенность объекта, если в случае n =k имела место та же особенность объекта, и если в случае n=k +1 также имела место эта же особенность, то она сохранится во всех возможных случаях n . Данный метод также имеет ряд ограничений: во-первых, не всегда мы располагаем необходимой фактической базой, и, во-вторых, социальные системы далеко не всегда способны на сохранение устойчивых тенденций, которые нам демонстрируют математические модели. Таким образом, прогнозировать состояние организаций необходимо различными способами и их сочетаниями с широким использованием экспертных оценок.

5). Социологические методы. С прогнозированием тесно связаны социологические методы, которые, используя различные способы изучения общественного мнения, позволяют говорить нам о состоянии организаций, росте или падении их влияния, популярности и известности. Социологические методы играют важнейшую роль в обеспечении обратной связи при осуществлении процесса управления и реализации контрольной функции управления.

6). Сравнительный анализ. Данный метод призван выявлять характерные особенности организации в сравнении с аналогичными или похожими объектами. Важную роль сравнительный анализ играет при построении организаций, когда необходимо учесть ошибки предшественников и не допустить появления характерных и аналогичных проблемных ситуаций.

7). Моделирование. Данный подход также необходим для возможного предотвращения кризисных состояний в развитии организации. Для этого необходимо смоделировать вероятные развития событий и обыграть их последствия.

8). Экспериментирование. Данный способ расширяет базу использования метода моделирования, когда позволяет смоделировать возможную проблемную ситуацию в реальности с действующими лицами и реальными исполнителями. Роль экспериментов, в частности, играют пилотные проекты, когда на практике исследователь пытается выявить те или иные особенности и тенденции, характерные для данной организации.

9). Инновационный подход. Настоящий способ представляет собой позиционирование организации в качестве постоянного инновационно активного субъекта, перманентно разрабатывающего и использующего новые знания для совершенствования управленческой и иной деятельности. Инновационный подход позволяет организации постоянно находиться «в организационном тонусе» и быть готовой к неожиданным изменениям, вызовам и угрозам среды.

Структура и содержание нашего курса, в целом, раскрывает предмет и метод теории организации (см. рис. 1.2.2.).

На рисунке схема курса учебной дисциплины «Теория организации» напоминает забавного человечка, «сложенного» из тем как из частей тела.

Действительно «введение», «история организации», «системный подход» и «модели» - это предпосылки и основа, то на чем стоит этот человечек, то есть крепкие ноги. Различные виды организаций – хозяйственные, некоммерческие, политические и др. – это организационные проявления. На рисунке - это основание позвоночника человека.


Рис. 1.2.2. Структура учебного курса «Теория организации».

Организационные структуры и законы – это особенности строения и функционирования организации, то есть тело. Интеграция и процесс – это движение, что символизируют руки человечка. Управление и развитие – это центральная нервная деятельность организации, то есть голова.

Предметом теории организации являются закономерности построения, функционирования и развития организаций различного типа и форм (коммерческих, государственных, политических, общественных и т.д.).

Применительно к социальным объектам термин «организация», как известно, употребляется в различных смыслах.

Организация — это, во-первых, искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенной функции. В этом смысле организация выступает как социальный институт с известным статусом и рассматривается как стационарный объект. В таком значении слово «организация» относится, например, к предприятию , органу власти , добровольному союзу и т.д.

Во-вторых, организация — это определенная организационная деятельность, включающая в себя распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию и т.д. Здесь организация — это процесс, связанный с сознательным воздействием на объект и, значит, с присутствием организатора и организуемых. В этом смысле понятие «организация» совпадает с термином «управление », хотя и не исчерпывает его.

Рассматривая организацию как одну из функций управления. М. Мескон определял организацию как «процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям эффективно работать для достижения цели», выделяя два аспекта:

  • деление организации на подразделения в соответствии с целями (цели — иерархия);
  • взаимоотношение полномочий (делегирование, собственно полномочия, ответственность).

В условиях все больше и больше меняющегося делового мира традиционные механизмы теории организации и научного менеджмента оказываются все менее полезными и даже совершенно непродуктивными. Сегодня ученые создают методы, с помощью которых сложные системы могут эффективно справляться с неопределенностью и быстрыми изменениями.

Так, важным шагом в развитии методологии современной науки явилось формирование теории хаоса}. В частности, изданная в 1987 г. и широко известная на Западе книга Джеймса Глика «Хаос: становление новой науки» оказывает существенное влияние на развитие методологии как естественных, так и гуманитарных наук, в том числе на развитие теории организации.

Вопросы изучения и решения проблемы хаоса очень актуальны для развития экономики , особенно это касается современного состояния экономики России и стран бывшего СССР и восточной Европы. Темп, глубина и всеохватность изменений, происходящих в экономике и жизни общества, не знают аналогов в новой истории человечества.

Согласно Глику основным катализатором теории хаоса были исследования ученого-метеоролога Эдвара Лоренса. В начале 1960-х гг. Лоренс разработал компьютерную программу, которая копировала систему погодных условий. Набирая бесчисленное количество раз цифры, которые представляли собой начальное состояние ветра и температуры, Лоренс создал в результате рисунок погоды. Он, как большинство ученых, считал, что небольшое изменение в первоначальных условиях, которые он заложил в компьютер, приведет к небольшим изменениям в эволюции всей системы. К своему удивлению, он обнаружил, что даже мельчайшие изменения вызывали потрясающие изменения в картине погоды. Это первый вывод из теории хаоса.

Такое явление бросало вызов как интуиции, так и тому, что метеорологи ранее понимали в своей науке. Заинтригованные загадкой Лоренса ученые из различных областей науки начали проводить эксперименты с копированием других физических систем, и в итоге они обнаружили идентичные явления. Бесконечно малые изменения в начальных условиях могли вызвать глубокое воздействие на эволюцию всей системы.

То, что оказалось верным для погоды, в равной степени оказалось верным для большинства физических систем, а также экономических систем как макро-, так и микроуровня.

Понимание того, что небольшие изменения могут привести к радикальным последствиям в поведении системы, существенно изменило видение учеными окружающего мира. Упор на предсказуемость и управление , который делался в XIX столетии, проложил путь к пониманию власти хаотичности и случая в конце XX в. На практике поведение даже относительно простых систем в основном трудно предсказать (а тем более сложных). Так складывалась ситуация и с экономическими реформами в России в 1990-х гг.

Но это не означает, что хаотичные системы не имеют никакого рисунка. Второй основной вывод теории хаоса заключается в следующем: несмотря на кажущееся случайное поведение означенных систем, определенные поведенческие «рисунки» можно предугадать. Ведь эти системы не перестают существовать, определенные пути их развития возникают достаточно часто. Приверженцы теории хаоса называют такие пути странными, привлекающими. К примеру, если метеорологи не могут сказать с уверенностью, какая будет погода в конкретный день в будущем, они могут рассчитать вероятность определенного вида погоды, которая может возникнуть. Такие пути позволяют ученым определить в пределах широких статистических параметров, что, по всей видимости, система сделает. Но они не могут позволить ученым определить точно, когда система это совершит. Причинно-следственная точность традиционной физики была заменена статистической оценкой вероятности.

Кроме того, способ, по которому ученые определяют предсказываемые рисунки поведения в системе, стал абсолютно другим. Вместо того чтобы разбить систему на ее составные части и проанализировать поведение каждой из них отдельно, т.е. поступить так, как это делали во времена Ф. Тейлора, многие ученые вынуждены были научиться более холистическому, т.е. целостному подходу. Они фокусируют свое внимание в основном на динамике всей системы. Не пытаясь объяснить, как порядок вписывается в части этой системы, они делают упор на результат взаимодействия этих частей в целом. Известный теоретик в области управления Лютер Гьюлик в середине 1960 гг. писал по этому поводу: во-первых, люди не так просты, как машины, во-вторых, менеджерам приходится иметь дело не только с конкретными работниками, но и в целом с группами, где действует так много социальных факторов, что их трудно просто выявить, уже не говоря о том, чтобы точно измерить их величину и значимость. И наконец, в-третьих, влияют бесчисленные факторы внешней среды.

Поэтому и теорию организации, и результаты научных исследований следует рассматривать не как абсолютную истину, а как инструменты. Они помогают менеджеру предсказать, что, по всей вероятности, может случиться, помогая тем самым принимать более правильное решение.

Осмысление систем — это способность понять основные взаимосвязи, которые влияют на поведение сложных систем с течением времени. Именно они должны давать возможность менеджерам «видеть целостность».

Например, после нескольких лет потрясающего успеха продукция одной компании внезапно потеряла спрос у покупателей. Отчаянно пытаясь удержаться, старшие менеджеры наняли еще большее число торговцев и постоянно пытались продавать все больше своей продукции. Эти меры действительно увеличили продажу продукции, как и подразумевалось, но только на какое-то время. Для фирмы наступил период, когда ее продукция то пользовалась спросом, то сбывалась с большим трудом, и это в конечном итоге привело ее к банкротству .

Изучая этот случай, специалисты определяют источник краха фирмы в неспособности менеджеров понимать некоторые основные процессы обратной связи. Говоря простыми словами, высокий спрос на продукцию привел к тому, что компания не стала справляться с производством товаров. Неадекватное производство повлекло за собой невыполнение заказов в больших объемах и длительные задержки в поставках товаров. Заказчики потеряли доверие, и это привело к падению уровня продаж.

Таким образом, существует ограниченное число таких процессов обратной связи, которые действуют в любой организации и называются «прототипами систем». В определенном смысле это организационные эквиваленты странных, привлекающих путей теории хаоса, т.е. основные рисунки поведения, которые возникают во всех организациях постоянно.

Рассмотренная нами история фирмы иллюстрирует ряд прототипов систем, т.е. рисунков поведения. Один из них специалисты определяют как «пределы роста», когда процесс роста создает условия для падения своей собственной фирмы.

Менеджеры фирмы настолько были озабочены расширением продаж и величины сбыта, что не смогли сосредоточиться на реальном решении своей проблемы — расширении производственных мощностей с тем, чтобы контролировать время поставок.

Реализация на практике основных положений теории систем, теории хаоса и сложности позволяет сформулировать сущность нового подхода в виде следующих практических рекомендаций.

Решающей концепцией в теории систем является система рычагов, т.е. идея о том, что небольшие, хорошо продуманные действия иногда могут вызвать значительные долгожданные улучшения. Теория хаоса также учит тому, что небольшие изменения могут оказать большое влияние на физические системы.

Возникновение менеджмента и теории организации базировалось на использовании концепций и методов, разработанных для других дисциплин. Более того, в процессе развития происходит как бы взаимодополнение, взаимообогащение концепций и методов различных дисциплин. Поэтому естественным и закономерным является заимствование некоторых принципиальных положений других дисциплин в методологические основы менеджмента и теории организаций. С другой стороны, теория и практика организаций в результате развития выработала и свою собственную систему взглядов на принципы построения, формы и способы научного познания.

Фундаментальные работы по теории систем, теории хаоса и теории сложности оказали влияние на теорию организации. Наука XIX в. с самого начала учила разбивать мир на фрагменты, целое делить на части, для того чтобы лучше осуществлять контроль над ними.

Альтернативой этому является рассмотрение организации как живого организма. Для этого требуется холистический, целостный подход, который отражает основные положения теории систем и теории хаоса — необходимость рассматривать поведение системы в целом. То же самое верно и в отношении организации: чтобы понять наиболее важные проблемы управления организацией, требуется рассматривать всю систему, которая вызывает эти проблемы.

Ключевыми моментами современной системы подходов к менеджменту и теории организации являются следующие принципиальные положения.

1. Применение системного подхода. Фундаментальным открытием, лежащим в основе всей науки об управлении и теории организации, является представление организации как системы высочайшего порядка сложности, системы, частями которой являются люди. Любую подлинную систему, механическую, биологическую или человеческую, характеризует взаимозависимость. Вся система не обязательно улучшается, если одна ее функция или часть совершенствуется, становится более эффективной. Эффект может быть обратным: система может быть серьезно повреждена и даже разрушена. Более того, в некоторых случаях, чтобы усилить систему, требуется ослабить ее часть — сделать ее менее точной или менее эффективной. В любой системе важна работа целого — это результат роста и динамического равновесия, приспособления и интеграции, а не простой технической эффективности .

Таким образом, системный подход — это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.

2. Применение ситуационного подхода. Ситуационный подход расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, которые влияют на организации. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор переменных (обстоятельств), которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. В соответствии с ситуационным подходом вся организация управления внутри предприятия есть не что иное, как ответ на различные по своей природе воздействия переменных, характеризующих конкретную ситуацию. Организация и методы управления строятся в соответствии с ситуацией, в которой находится в данное время предприятие или учреждение. Меняется ситуация — меняются конкретные задачи, меняются организация и методы. Таким образом, в отличие от всех предыдущих способов управления коллективными действиями, в менеджмент встроено постоянное обновление с ориентацией на конкретную ситуацию.

3. Современная наука делает упор на хаос и сложность окружающего мира. Мир, в котором живет большинство сегодняшних руководителей, часто оказывается непредсказуемым, непонятным и неконтролируемым. Формирование теории хаоса (т.е. переход от хаоса к «теории хаоса»)

и применение ее в системе управления сложными системами является перспективным направлением повышения эффективности работы организаций.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о формировании новой парадигмы методологии менеджмента и теории организации, отметим, что наиболее перспективный путь создания такой парадигмы — синтез, целостное единство всех методологических подходов. При этом необходимо учитывать, что методология теории организации есть целостная, органическая система, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т.п.). В своем применении эта система всегда модифицируется в зависимости от конкретных условий ее реализации, т.е. она должна соответствовать предмету теории организации и данному конкретному этапу его развития. А это означает, в частности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на теорию организации без учета специфики предмета и своеобразия применения. Исследователь всегда должен быть свободен в выборе необходимых методов. Недопустимо навязывание каких-либо из них в качестве единственно верных — так называемое методологическое принуждение, т.е. абсолютизация отдельных методологических подходов.

ТЕОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ МЕСТО

В СИСТЕМЕ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ

Объект, предмет и методы теории организации

Любая современная теория представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их необходимые внутренние связи, законы функционирования и развития.

Теория выполняет объяснительную функцию. Она показывает, какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется в своем функционировании и развитии. Появление новой теории оправдано лишь тогда, когда открываются собственные объект и предмет исследования.

Объект познания - это то, на что направлена познавательная деятельность исследователя.

Предмет - это исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта.

Авторы различных школ и направлений в теории и практике менеджмента по-разному подходили к выбору объекта и предмета организации. Так, в учении Ф.У. Тейлора объектом организации является организация труда, а предметом - трудовые процессы, трудовые приемы и движения, а также методы работы.

У Г. Форда объект организации - это организация производства, а предмет - технологические потоки, производственные процессы.

В классической школе в качестве объекта выступает организация в целом, а предметом организации являются структуры и функции аппарата управления, регламентация содержания и методов работы.

Теория человеческих отношений и различные поведенческие школы рассматривают в качестве объекта организации людей, а в качестве предмета исследования - мотивы поведения людей в организации.

Объект теории организации - это регулируемые и самоорганизующиеся процессы, происходящие в общественных организационных системах, совокупность организационных отношений как по вертикали, так и по горизонтали: организация и дезорганизация, субординация и координация, упорядочение и согласование, т.е. взаимодействие людей по поводу организации совместной деятельности, производства материальных благ, воспроизводства самих себя как субъектов общественных изменений от общества в целом, его основных подсистем до первичных предпринимательских, государственных и общественных организаций.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

В предмет теории организации целесообразно включать основные методы, категории, понятия, раскрывающие суть данной науки, характер организаторской деятельности.



2) категории, преимущественно отражающие организационные явления и процессы, происходящие в социальных и социально-экономических системах (организационная система, организация, структура организации, миссия, цель организации, лидер организации, формальная и неформальная организации, законы организации, организационная культура и др.);

3) категории, раскрывающие технологию организаторской деятельности и управления (правила, процедуры, циклы, коммуникации, разрешение противоречий, конфликтов, композиция, типизация, классификация и др.).

Приведенное разделение теории организации на категории носит условный характер. В процессе исследования организационных проблем и в практике организаторской деятельности эти категории применяются комплексно, во взаимодействии друг с другом.

Под методом (от греч. methodos - буквально «путь к чему-либо») понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели.

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организационного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.



Основные методы теории организации:

· индуктивный,

· статистический,

· абстрактно-аналитический,

· сравнительный.

Индуктивный метод представляет собой движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Статистический метод заключается в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Данный метод способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между организационными отношениями.

Абстрактно-аналитический метод позволяет определять законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет выявить в чистом виде основу изучаемых явлений. Во всех случаях абстрагирование осуществляется путем либо вычисления исследуемого явления из некоторой целостности, либо составления обобщенной картины изучаемого явления, либо замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.

Сравнительный метод заключается в подборе сходных организаций как объектов исследования. Исключительно важное значение данный метод приобретает для выяснения процессов изменения, развития, динамики исследуемого явления, раскрытия тенденций и закономерностей функционирования развития организационных систем.

Организационные процессы и явления носят всеприродный характер и не могут быть описаны методами какой-либо одной дисциплинарной науки. Поэтому в этих условиях особое значение приобретают новые методы комплексного и функционального анализа, системного и исторического подхода (рис.).

Подходы к изучению проблем организации


Благодаря широкому применению новых методов и подходов к проблемам теории организации появляется возможность наиболее полного, глубокого и всестороннего их исследования.

Использование комплексного подхода позволяет получить новые знания об организации посредством изучения этого явления в междисциплинарном аспекте на стыке различных наук.

Исследование организаций с позиций системного подхода дает возможность раскрыть такие свойства организации, как целостность, системность, организованность, описать законы взаимосвязи между ее элементами, внутриорганизационные отношения и взаимоотношения рассматриваемого объекта с другими.

Применение функционального подхода позволяет:

· изучить проявление целенаправленности и активности деятельности организации;

· установить то место, которое занимает та или иная организация в природных и общественных процессах;

· выявить взаимодействие рассматриваемой организации с другими системными и несистемными образованиями, зависимость между отдельными компонентами внутри данной системы.

Системно-исторический подход определяет, интегрирует данное состояние и движение организации, учитывает нарастание темпов развития, позволяет установить закономерности перехода из одного состояния в другое, органически соединяет генетическое и прогностическое истолкование объектов и процессов.

1.2.Цели и задачи «теории организаций».

Основной целью является формирование необходимых системных знаний по теории организаций, их практическому применению в управлении хозяйственными и другими организациями в современных социально - экономических условиях.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

§ изучаются становление и развитие теории организаций как междисциплинарной области научного знания, основные научные подходы (классическая теория организаций, школа человеческих отношений, школа социальных систем и др.) к исследованию организаций, предмет, структура и содержание теории организаций как учебной дисциплины;

§ анализируется роль организаций в современном обществе, их типология и специфика;

§ раскрываются законы, принципы и механизмы функционирования организации как целостной системы, взаимодействующей с окружающей внешней средой;

§ определятся влияние социальных, экономических и других факторов на функционирование и развитие организации;

§ изучаются элементы организационной системы и их взаимодействие между собой;

§ определяется содержание и роль миссии и целей организации; природа и легитимность власти; руководства и лидерства в организации;

§ исследуются система и структура коммуникаций, их влияние на эффективность функционирования организации, корпоративная культура и проблемы ее трансформации; причины, типология и динамика организационных конфликтов и управление ими, организационные изменения и сопротивления инновациям, сущность, планирование и реализация стратегического управления организаций;

§ рассматривается и изучается роль Паблик Рилейшенз в повышении эффективности взаимодействия организации с внешней средой;

§ обобщается практический опыт работы различных отечественных и зарубежных хозяйственных и других организаций; обеспечивается подготовка студентов к профессиональной деятельности в реальных социально - экономических условиях; формируются необходимые практические знания, умения и навыки по управлению хозяйственной организацией, современным технологиям и методам прикладных исследований и организационного консультирования.

Людей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждому человеку в отдельности, цели, достижение которых требует коллективных усилий. Дополняя друг друга, люди складывают свои способности и влияют на поведение организации в целом в интересах ее эффективности. Таким образом, основополагающая задача теории организаций – изучение влияния индивидуумов и групп людей на функционирование организации и происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов.

Любая современная теория представляет собой систему научных знаний, обобщающих практический опыт и отражающих сущность исследуемых явлений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития. Теория выполняет объяснительную функцию. Она показывает: какими свойствами и связями располагает объект исследования, каким законам он подчиняется в своем функционировании и развитии. Появление новой теории оправданно лишь тогда, когда открываются собственные объект и предмет исследования. Объектом познания обычно считают то, на что направлена познавательная деятельность исследователя, а предметом - исследуемые с определенной целью стороны, свойства, отношения объекта. С теоретико-познавательной точки зрения и объект, и предмет познания - феномены однопорядковые, относятся к окружающей нас действительности и противостоят субъекту. Поэтому при общей характеристике объекта и субъекта некоторые авторы не различают понятий «объект» и «предмет познания». Условность разделения этих понятий просматривается и в теории организации.

Исходным пунктом теории организации является признание за этой теорией особого, собственного подхода к изучению каждого явления материального и духовного мира с позиций организационного опыта. С этой точки зрения любой исследуемый объект может быть рассмотрен как отношение между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом выясняется, что законы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей.

В теории организации объектом изучения выступает организационный опыт окружающей нас действительности. При этом основные задачи познания заключаются в систематизации данного опыта, в осмыслении способов организации природы и человеческой деятельности, объяснении и обобщении этих способов, установлении тенденций и закономерностей их развития и роли «в экономии мирового процесса». Общий план этой теории (по А.А. Богданову, всеобщей организационной науки) «аналогичен плану любой из естественных наук, но объект существенно иной». Теория организации «имеет дело с организационным опытом не той или иной специальной отрасли, но всех их в совокупности; другими словами, она охватывает материал всех других наук и всей той жизненной практики, из которой они возникли; но она берет его только со стороны метода, т.е. интересуется повсюду способом организации этого материала.

Предмет теории организации - организационные отношения, т.е. связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности. Многообразие видов организационных отношений достаточно наглядно раскрывается через введенные А.А. Богдановым регулирующие механизмы: конъюгации (соединение элементов и комплексов между собой); ингрессии («вхождение», образование связующего промежуточного звена между разнородными звеньями при формировании новой целостности); дезингрессии («вхождение», образование нейтрализующего, разрушающего звена в процессе дезорганизации некой целостности); цепной связи (объединения посредством общих звеньев); отбора и подбора , стихийно регулирующих мер; бирегуляции (обратной связи); эгрессии и дегрессии (централистский и скелетный способы формирования комплексов). Таким образом, теория организации, как подметил А.А. Богданов, есть теория организационных отношений.

Инструментом теоретического исследования предмета является научный метод. Термин «метод» происходит от греческого methodos, что в буквальном переводе означает «путь к чему-либо». Под методом понимается упорядоченная деятельность по достижению определенной цели. Познавательная деятельность человека может быть теоретической и практической, поэтому понятие «метод» в равной степени относится и к теории, и к практике. Научный метод связан с действиями ученого и представляет собой совокупность мыслительных или физических опера-ций, осуществляемых в ходе исследования. В нем заключено знание процедур для получения нового знания.

В основе формирования метода лежат свойства, особенности, законы исследуемого объекта, а также направленная деятельность ученого, обладающего определенными потребностями, возможностями и способностями.

Таким образом, научный метод является одновременно и результатом научной деятельности человека, и средством его дальнейшей работы.

В процессе научного труда возникает новое знание, которое методологически осмысливается и пополняет набор познавательных средств. Метод предстает в этом случае продуктом научного исследования.

Все сказанное о научном методе полностью относится к методу теории организации. Исходя из этого, можно заключить, что метод теории организации есть набор теоретико-познавательных и логических принципов и категорий, а также научного (формально-логического, математического, статистического, собственно организа-ционного) инструментария для исследования системы организационных отношений.

Метод организационной науки не описывает сам объект и предмет исследования (организационный опыт и систему организационных отношений), но предписывает исследователю, какие и как применять средства исследования, чтобы получить истинные знания о предмете.

Известно, что методы всякой науки определяются исходя из специфики решаемых задач. Задача теории организации состоит в систематизации и осмысливании организационного опыта, состоящего из множества факторов. Отсюда следует, что одним из важнейших инструментов его познания является индукция.

Индукция - движение мысли от единичного к всеобщему, от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности.

Обосновывая индукцию как метод всеобщей организационной науки, А.А. Богданов утверждал, что поскольку тектология «должна изучать различные комплексы с точки зрения их организованности и дезорганизованности», то требуется отвлечься от конкретного характера элементов, составляющих эти комплексы, заменить их безразличными символами и выразить связь их абстрактной схемой.

Индукция представляет три основные формы: обобщающе-описательную, статистическую и абстрактно-аналитическую». В отличие от специальных наук, где обобщающие описания конкретны, в теории организации они должны носить более отвлеченный характер. Здесь все фигурирующие элементы, комплексы, взаимосвязи, комбинации, представления, идеи достаточно символичны, и нужно найти для них такую формулировку, которая бы подходила для всего множества разнородных элементов.

Статистический метод заключается, как известно, в количественном учете факторов и частоте их повторяемости. Исследование массовых явлений окружающего мира с использованием методов теории вероятностей, группировок, средних величин, индексов, графических изображений и т.п. позволяет устанавливать характер и устойчивость организационных связей структурных элементов в различных комплексах, оценивать их уровень организованности и дезорганизации. Можно, к примеру, оценить синергетический эффект целого, т.е. установить, насколько целое больше или меньше простой арифметической суммы его частей, или подсчитать количественные значения таких характеристик организованности, как пропорциональ-ность, ритмичность, синхронность, частота или редкость возникновения тех или иных сочетаний и комбинаций и др.

Таким образом, статистический метод не только играет активную роль в обработке групп конкретных факторов проявления организационных отношений, но и способствует нахождению устойчивых связей и закономерностей между ними.

Более высока» ступень исследования достигается с помощью абстрактно-аналитического метода. С его помощью устанавливаются законы явлений, отражающие связи и постоянные тенденции. Средством для этого служит «абстрагирование», т.е. мысленное выделение существенных свойств и связей предмета, отвлечение от частностей, что позволяет увидеть в чистом виде основу изучаемых явлений.

Абстрагирование может выполняться реально, как это бывает в процессе проведения точных экспериментов естественных наук, и мысленно, в форме научных понятий и категорий. Во всех случаях абстрагирование осуществляется либо путем вычленения исследуемого явления из некоторой целостности, либо путем составления обобщенной картины изучаемого явления, либо путем замены реального эмпирического явления идеализируемой схемой.

Общая картина, которую дает нам абстрагирование, недостаточна для полного познания объекта. Чтобы более глубоко изучить явление, надо его разложить, расчленить на составные части, выделить его отдельные признаки. Мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части с целью их изучения называется анализом, а метод разложения и оперирование с упрощенными объектами и условиями носит название «аналитический».

Абстрактно-аналитический метод позволяет вычленить из общей массы явлений современного динамичного мира универсальные законы организации, носящие всеприродный характер, а последующее использование синтеза, дедукции создает условия для новых теоретических обобщений и практических выводов.

Конкретными методами изучения теории организации являются:

эмпирический метод - наблюдение, восприятие и сбор информации;

системный подход в организации, представляющий собой логический образ мышления, согласно которому процесс выработки и обоснования любого решения осуществляется исходя из общей цели системы и подчинения достижению этой цели деятельности всех подсистем, включая планы развития и другие параметры указанной деятельности. При этом эта система рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель системы согласуется с целями этой крупной системы;

синергетический метод - выявление общих закономерностей и единства методов описания и моделирования процессов эволюции и самоорганизации: физических, биологических, социальных, экологических и других естественных и искусственных систем;

методы математического моделирования - метод линейного программирования, теория очередей и др.

Такова основная характеристика метода теории организации. Как видно из приведенных описаний, он интегрирует в себе приемы общенаучного познания, символизм математики и экспериментальный инструментарий естественных наук.

Организационные отношения как предмет теории организации

В настоящее время большое значение в любой организации приобретают организационные отношения. Они содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации.

Организационные отношения - воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении.

Рис.1.2.1 Среда организационных отношений: В - взаимодействие; П - противодействие

Элементы организации - составные неделимые части, которые лежат в основе конкретной организации, или ее первичные компоненты, которые достаточны для появления организации как нового целостного явления.

Организационные отношения могут складываться на уровне:

  • · здравого смысла;
  • · взаимного уничтожения;
  • · заранее спроектированного взаимодействия.

Внешняя среда включает условия и организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д. Так, для учебного института внешней средой будет город, где он расположен, отношение общества к образованию и т.д. Внешние организационные отношения возникают с чиновниками различных муниципальных и федеральных служб, спонсорами, поставщиками и потребителями и т.д. Внутренней средой для учебного института являются все его подразделения, в том числе кафедры, деканаты, хозяйственные службы, персонал, студенты.

Создание благоприятной атмосферы взаимодействия организации с внешней средой и во внутренней среде - это задача профессионального управления.

Город с множеством организаций также имеет внешнюю и внутреннюю среду. Методология деятельности специалиста по организации зависит от интеграции (сложности) организации.

Организационные отношения могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям). Принята следующая классификация организационных отношений: структурные и процессорные.

Рис.1.2.2 Типология организационных отношений

К структурным организационным отношениям относятся воздействия, взаимодействия и противодействия.

Воздействие определяется как однонаправленное действие по передаче приказа, распоряжения, совета, просьбы от одного объекта (субъекта) управления к другому. Например, руководитель выдает работу исполнителю - это воздействие от субъекта к объекту; или мастер цеха просит главного инженера организации помочь ему - это воздействие от объекта к субъекту.

Взаимодействие - это положительное действие обратной связи (положительная реакция) со стороны человека (объекта управления) на воздействие.

Противодействие - это отрицательное действие обратной связи со стороны человека на воздействие.

Организационные отношения складываются в процессах организации: производства в целом или его отраслей; труда на предприятии; сферы обращения; создания, реформирования, реорганизации, реструктуризации и ликвидации. В основе организационных отношений лежит порядок, т.е. принятый или установленный свыше регламент нахождения объекта во времени и в пространстве. Порядки бывают алфавитными, номерными, должностными, сложившимися, ведомственными, особыми (при чрезвычайных ситуациях), уставными, по законодательству и др.

Принятый порядок обычно входит в традицию организации и для его замены, если это требуется, необходимы большие усилия. Прежде чем формировать устойчивые связи, каждому потенциальному контрагенту необходимо выявить ключевой набор порядков в данной организации. Соблюдение принятого порядка в чужой организации - это обязанность любого человека.

Организационные отношения между персоналом компании могут быть представлены в виде базовых, производных и смешанных схем. К базовым схемам относятся линейная и кольцевая, к производным - колесообразная, звездообразная, иерархическая, штабная и матричная. Из наборов базовых и производных схем формируются смешанные схемы. В рамках одной компании может существовать несколько типов отношений.

Рис.1.2.3 Линейная схема (в схеме нет обратной связи)

В схеме нет обратной связи. Линейная схема работает в небольших организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя, а также большой заинтересованности подчиненного в успешной работе организации.

Кольцевая схема хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций со стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

Рис.1.2.4 Кольцевая схема (функциональные связи)

Схема «колесо» хорошо зарекомендовала себя в небольших организациях или в подразделениях средних организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска продукции и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

Рис.1.2.5 Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

Схема «звезда» дает положительные результаты при филиальной структуре организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности каждой составляющей организации.

Рис.1.2.6 Схема «звезда» (линейная связь)

Иерархическая схема основана на схеме «колесо» и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

Рис.1.2.7 Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

Штабная схема основана на схеме «звезда». Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и др.). Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения. Штабная схема имеет преимущества при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям организации.

Рис. 1.2.8 Штабная схема (линейная связь)

Рис. 1.2.9

В основе матричной схемы лежат схемы «линия» и «кольцо». Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную - от непосредственного руководителя и функциональную - от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

Рис. 1.2.10 Смешанная схема отношений в организации

Средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры организации - это наиболее активная ее часть. Высший и низовой уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

В рамках одной организации и даже в рамках одного типа организаций может существовать несколько типов отношений.

Каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в организациях или при их содействии люди растут, учатся, работаю, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций повсеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организаций без людей, равно как нет и людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнить свои задачи. Не понимая сущности организаций и закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни эффективно использовать их потенциал, ни осваивать современные технологии их деятельности. Зачем организации нужны, как создаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открываются, почему их участники действуют так, а не иначе, - ответы на эти вопросы призвана дать тория организации, опирающаяся на обобщение новейшего мирового опыта.

Трудно переоценить значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений. Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления. Организационная деятельность испытывает влияние революционных изменений в технологической базе производства. Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.

Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жестокой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности.

Предмет определяет то, чем занимается данная наука, и то, какие явления объективной действительности она изучает. Теория устанавливает законы и закономерности протекания процессов или явлений, изучаемых конкретной наукой. Метод науки характеризует систему средств и приемов исследования и обобщения явлений действительности в данной области знаний. организационный структурный централизованный

До настоящего времени предмет и сущность теории организации всесторонне не обоснованы. Теория организации представляет собой фундаментальную всеобщую организационную науку о законах функционирования и принципах формирования целостных образований (систем) самой различной природы. При этом если словом «организация» обозначается «система», то прежде всего возникает вопрос - «какая»?, а если «процесс», то «чего»?

Объектом изучения теории организации является любой исследуемый объект, который может быть представлен через взаимоотношения между частями целого или целого с окружающей его внешней средой. При этом необходимо помнить, что законы организации едины для любых объектов, а сами разнородные явления отождествляются через аналогию связей и закономерностей. Теперь перейдем с уровня теории организации на уровень теории организаций с целью конкретизации объекта приложения этой науки.

Объектом приложения теории организаций выступают преимущественно социально-экономические системы, прежде всего хозяйствующие субъекты: промышленные, торговые, строительные организации и предприятия, научно-исследовательские институты, учебные заведения всех видов, государственные учреждения, различимые в зависимости от выполняемых ими задач, применяемых средств и размеров. Любая из перечисленных организаций представляет собой сложную социально-экономическую и техническую систему. Наиболее часто встречающимся на практике организационным делением социальных систем является деление на подсистемы, связанные с осуществлением определенных функций системы. Основные элементы социальных систем - это люди, предметы и средства труда.

Предметом теории организации являются организационные отношения, то есть связи и взаимодействия между различного рода целостными образованиями и их структурными составляющими, а также процессы и действия организующей и дезорганизующей направленности.

На уровне теории организаций социальных систем их главная особенность заключается в том, что их организующим началом является совместный труд. Именно он связывает совместно работающих людей между собой и со средствами и предметами труда и является системообразующим фактором. Как связующий фактор он объединяет все внутрисистемные процессы в единый интегрированный процесс, ориентированный на достижение конкретной цели организации. Труд связывает три основных элемента социальной системы - людей, средства и предметы труда.

связи и являются и результатом организационной в социальных системах, то конкретные организационные - предмет организационной Человек выступает элементом социальной рациональная организация процесса предполагает связи в элементарной которые обеспечиваются планировкой и оснащением места, применением приемов и методов

Элементарная часть (предметы и средства) входит в состав крупной подсистемы, необходимо обеспечить устойчивых связей элементами подсистемы. необходимо обеспечить связи между и установить правила, порядок их взаимоотношений, через организационную И наконец, система иметь устойчивые с внешним окружением. совокупность этих внутренних и внешних и предметом организационной

Социальная система рассматривается с двух зрения:

  • · статики, которой следует структуру связей ее элементами и подсистемами. структура связей организационной структурой или ее частью;
  • · под которой понимать деятельность, на установление и обеспечение связей между и частями системы, ее нормальное функционирование. связи отображают материальных, энергетических и потоков. Обе зрения дополняют и друг друга.

образом, физическим организационной деятельности комплекс целенаправленных организатора (или организаторов), ориентированных на:

  • · новой организационной системы;
  • · совершенствование организационной структуры - реструктуризация системы (частей, упразднение и создание новых и т.д.);
  • · техническое перевооружение
  • · расширение действующей
  • · эксплуатацию имеющихся
  • · реализацию рациональных и методов организации процессов в пространстве и во (информационных, производственных, и т.п.).

В самой форме цикл социально-экономической включает три фазы: 1. организационный 2. проектирование организации; 3. организации.

На практике упрощенный цикл разделить на целый этапов. Такой подход к определению организационных процессов

  • · во-первых, четко области организационной в социально-экономических - это установление и целесообразных связей в деятельности организации;
  • · во- дает возможность на эту деятельность на проектирование и обеспечение полной структуры связей, обуславливающих эффективное функционирование социально-экономической системы.

Из одних и же элементов путем взаимного их расположения и можно получить по разные системы, с уровнем организации и уровнем эффективности.

о теории организаций охватывать: проектирование и социально-экономических и протекающих в них а управление имеет поддержание систем в пороговых значениях параметров. При организация непосредственно с категорией управления. С позиций они рассматриваться как системы:

  • · организация состояние, мера системы;
  • · управление изменение уровня ее

В центре проектирования и организации стоит

Организационная модель (или усовершенствованной) должна включать, образом, подсистемы и структуры, обеспечивающие:

  • · установленной для цели;
  • · бесперебойную системы и составляющих ее
  • · минимальный уровень расходов;
  • · оптимизацию труда и т.д.;
  • · максимальный

Метод теории организации - набор теоретико-познавательных и логических принципов, а также научного инструментария для исследования системы организационных отношений.

Существует 2 группы методов:

  • 1. общенаучные;
  • 2. специфические.

К общенаучным методам относятся системный, комплексный, исторический подходы, а также статистический, абстрактно-аналитический методы и моделирование.

Системный подход - образ мышления, согласно которому объект можно рассматривать как систему. Это означает, что объект состоит из ряда связанных между собой частей и элементов, которые обеспечивают в целом его определенные свойства, функции, а, следовательно, и поведение. При этом объект рассматривается как часть более крупной системы, а общая цель его развития согласуется с целями развития этой крупной системы.

Комплексный подход конкретизирует системный подход и состоит в рассмотрении объектов и явлений в их связи и зависимости, используя для этого методы исследования различных наук.

Исторический подход позволяет проследить историю зарождения объекта, этапы его перехода из одного состояния в другое и выявить закономерности развития объекта в будущем.

Статистический метод состоит в количественном учете факторов, явлений, и определения их частоты повторяемости.

Абстрактно-аналитический метод позволяет вычленить из общей массы явлений универсальные законы организации, которые имеют всеприродный характер. При этом абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и связей объекта путем отвлечения от частных свойств и связей, присущих определенному объекту, а анализ - изучение объекта путем разделения его на составные части. Изучение организаций стало главной задачей исследований, проводимых представителями различных научных дисциплин. Оно постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации - область относительно молодую и не имеющую устоявшихся канонических форм, систему научных знаний, обобщающую организационный опыт и отражающую сущность организационных отношений, их внутренние необходимые связи, законы функционирования и развития. Теория организации тесно связана с естественными и общественными науками, которые служат для нее источником организационного опыта. Особое значение имеет связь теории организации с социальными науками, позволяющая прогнозировать развитие общественных отношений. Определяя фундаментальные законы развития организации, она дает новый понятийный аппарат, однозначно устанавливает цели и задачи развития организации, органично соединяет различные направления современных теорий управления. В последнее время распространяется дисциплина «теория организаций», объектом которой выступают социальные организации, а предметом - закономерности их функционирования, основной задачей которой является изучение влияния, которое оказывают индивидуумы и группы людей на функционирование организации, и на происходящие в них изменения, на обеспечение необходимых результатов. При этом теория организации использует достижения ряда смежных наук.

mob_info