Древние источники. Исторические источники о древней руси Вспомните

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

1. Источники по истории Древнего мира.

2. Географические условия и население Древнего Востока.

3. Древнейшее общество Иерихона.

4. Раннединастический период в Месопотамии. Шумерское общество.

5. Ранние деспотии в Месопотамии.

6. Вавилон в эпоху Старовавилонского царства и при касситской династии.

7. Ассирийская держава во II-I тыс. до Р. X.

8. Персидская держава Ахеменидов.

9. Религия и культура Древней Месопотамии.

10. Древнейшая история Святой земли в III – сер. II тыс. до Р.Х.

11. История еврейского народа в сер. II-I тыс. до Р.Х.

12. Древние Сирия и Финикия в III-I тыс. до Р. X.

13. Основные этапы истории хеттской державы.

14. Египет в период Раннего, Древнего и Среднего царств.

15. Египет в период Нового и Позднего царств.

16. Религия и культура Древнего Египта.

17. Религии Восточной и Юго-Восточной Азии: зороастризм, буддизм и конфуцианство.

18. Географические условия и население Древней Греции и Древнего Рима.

19. Греция в крито-микенскую эпоху. «Темные века».

20. Греческая религия.

21. Греция в архаический период: колонизация, тирании и первые законодательства.

22. Культура Греции в архаический и классический периоды.

23. Греко-персидские войны: причины, ход, результаты.

24. Афинская демократия в V в. до Р. X.

25. Государственное и общественное устройство Спарты.

26. Пелопоннесская война: причины, ход, результаты.

27. Становление полисной системы и причины ее кризиса. Взаимоотношения греческих полисов и Филиппа Македонского.

28. Походы Александра Македонского и создание великой державы.

29. Религия и культура эллинистического периода.

30. Эллинистические государства Птолемеев и Селевкидов. Греция в эллинистический период.

31. Этруски. История Рима в царский период.

32. Религия Древнего Рима в Царский и Республиканский периоды.

33. Государственное устройство Рима в эпоху Ранней республики. Борьба патрициев и плебеев.

34. Завоевательная политика Древнего Рима. Создание провинций.

35. Пунические войны Рима: причины, ход, результаты.

36. Культура Рима в период Республики и Ранней империи.

37. Рим в эпоху Поздней республики: диктатура Суллы, 1-й триумвират, правление Юлия Цезаря.

38. Второй триумвират. Создание Римской империи. Правление Октавиана Августа.

39. Ранняя Римская империя в I-II вв. н. э. Правление императоров Нерона, Траяна, Септимия Севера.

40. Религиозный синкретизм и культура императорской эпохи.

41. Кризис Римской империи в III в. Установление домината. Правление императора Диоклетиана.

42. Поздний императорский Рим: правление Константина Великого, Юлиана Отступника и Феодосия Великого.

43. Взаимоотношения римского государства и раннехристианской Церкви.

44. Причины кризиса Римской империи в кон. IV-V вв. Нашествие варварских племен и падение Рима.

Некоторые ответы не совсем полно отражают требования программы. Поэтому необходимо пользоваться еще и дополнительной литературой, изучая этот дивный предмет.

1. Источники по истории Древнего мира.

Источники письменные и археологические.

Археологические: Рим (Помпеи), Парфенон (Афины), Египет (пирамиды).

Письменные: исторические (анналы – вид хроники, отличающийся более сжатой формой изложения событий), религиозные, юридические (законы), научные (тексты древней медицины, географии), художественные, хозяйственные тексты. Эпиграфика (надписи на твердых материалах).

Египет.

Греция. Вещественные памятники: остатки зданий, орудий труда, оружия, бытовых предметов, монеты и другие предметы. Исследования ученых велись во всех областях Греции и на греческих островах. В Афинах и других, известных в античную эпоху греческих городах; в Дельфах и Олимпии – важных религиозных центрах; на острове Делосе и Родосе; на месте крупных малоазийских центров – Милета, Пергама и других городов, имевших значение к классическую эпоху или эпоху эллинизма; в причерноморских областях, на месте греческих колоний; в Египте, Сириии и других областях, находившихся под влиянием эллинизма. Открыто много памятников, знакомящих нас с греческим бытом; особенно большое значение имеют памятник греческого искусства, сохранившиеся, главным образом не в оригиналах, а в более поздних копиях.

Изучение изображений и надписей на монетах, районах распространения тех или иных монет, методов их чеканки – имеет значение для истории греческого хозяйства, и в первую очередь денежного обращения.

Данные греческого языка, в котором сохранились остатки раз­личных наречий (диалектов). Изучение греческих диалектов поз­воляет нам решать вопросы, связанные с расселением греческих племён. Исторический анализ происхождения тех или иных гре­ческих слов, являющихся в наше время научными терминами, даёт материал для истории греческой культуры.

в) Устные предания. Далёкое прошлое греческого народа нашло отражение в различных легендах и сказаниях, мифах, как при­нято их называть, переданных нам различными греческими пи­сателями. Исключительную роль играет мифология для изу­чения греческой культуры, в частности для истории религии.

г) Письменные документы: законы, договоры, почётные декреты и пр., сохранившиеся или в виде надписей, или же в передаче тех или иных греческих авторов.

д) Литературные произведения, из которых особое значение: для изучения греческой истории имеют труды греческих историков. Некоторые из них современны описываемым событиям.

Рим.

3. Древнейшее общество Иерихона.

В конце IX тыс. в Восточном Средиземноморье возникает первый город Иерихон , т.е. скопление людей, изолированных от сельского населения, за­нимающихся и сельским хозяйством и специализированной дея­тельностью, обладающих более высокими культурой и уровнем об­разования, практикующих более сложные типы отношений, чем остальные. Нигде в мире ничего похожего тогда не было. Идея города не обязательно связана с уровнем технического развития: Иерихон был городом и в VIII тыс. и в VII.

Почему мы считаем его городом? Первое и самое существенное – тесное, естественным образом ограниченное стеной, скопление людей, не способных жить без особой социальной органи­зации, которая позволила бы им существовать вместе. Тогда же дос­таточно регулярной стала война. Население 2-3 тыс. человек, на душу населения свободного пространства 14 кв.м. (не жилой площади, а вообще).

Планировка города. Иерихон не обладал регулярной планировкой, однако имел улицы и сложную архи­тектуру: башня города – не нагромождение камней, но сложное со­оружение с внутренней лестницей, большой каменной цистерной, обма­занной глиной, для хранения зерна и воды. Имелись соответствующие власти, которые могли заставить строить башню высотой выше 8 м. (сохранившаяся высота), сдавать зерно в общий фонд, организовывать накопление воды и т. д. Требовались также определенные знания, без которых стена не будет стоять; перед стеной был вырыт ров, во рву – вода.

Население Иерихона. Культ предков. Жители поклонялись богам, занимались земледелием, ре­меслами, торговлей, отдыхали. Тут, видимо, селились и земледельцы. Весьма необычной для нас была их духовная жизнь. Именно в Иерихоне возник существовавший тысячелетиями и оказавший влияние на многие соседние народы обычай не расставаться с по­койниками после смерти – усопший (его скелет или отдельные части тела) оставался внутри дома. Раскопки выявили целые серии черепов покойников, которые хоронились внутри домов. Такой своеобразный, нечасто встречающийся обычай достаточно широко распространился вокруг под бесспорным влиянием этого города и его религиозных традиций. Своеобразный обряд создал особое ис­кусство: в Иерихоне появились высококвалифицированные скульпторы, которые, располагая черепом, при помощи гипса воссоздавали лицо человека, причем все слепки не похожи и полностью соответствуют нашим представлениям о том, как должен выглядеть человек: это очень тонкая индивидуальная работа.

Храмы. В городе имелись храмы, не связанные с предками семьи, и не один. Это храмы для группы семей, но боги в них скорее всего были одни и те же. В ранних, да и большинстве поздних гармони­ческих обществ, в отличие от ранних техногенных, храм никогда не становился центром поселений: святилищ было достаточно много. В техногенных же обществах храм быстро присваивал себе эконо­мические, административные и порой военные функции – превра­щался в некое микрогосударство, строившееся на основе храмовых организаций.

Объекты поклонения: В некоторых святилищах были обнару­жены изображения трех божеств – мужчины, женщины и ребенка. Поздних аналогов им нет, – но они явно оказали влияние на северные народы Пло­дородной дуги. Продолжали строиться храмы, появились более поздние божества, в частности, женская богиня плодородия. Это не техногенная черта, поскольку подобные божества были известны у народов Плодородной дуги на тысячелетие раньше первых техно­генных обществ.

Гончарное ремесло. Иерихон характеризуется еще одной особенностью: при высо­кой плотности застройки жители решали проблему здоровья в юж­ном густонаселенном городе, связанную с проведением канализации, простейшим способом в виде подземных каналов. Город не знал гли­няной посуды – авторская высокохудожественная работа по глине и гипсу была, а глиняного горшка еще не было. Глиняной посуды не знали несколько ты­сяч лет, а делали ее из камня. С начала VI тыс. уже появится керамика. Человек изобрел кирпич и кирпичную кладку. Забавно – кирпич изобретен, а на то, чтобы научиться класть его так, чтобы на шов между двумя кирпичами пришелся третий сверху, ушло 700 лет. Первые кирпичи напоминали батон: идея прямоугольника еще не появилась.

Военное дело. Общество Иерихона знало оборонительные сооружения, но не было знакомо со специальным оружием для убийства человека. Когда человек изобрел, наконец, специализированное оружие для своего ближнего, то первая его модификация была дос­таточно мирной, – скорее, оружие вразумления и знак власти, а не убийства, – каменная булава, т. е. дубинка.

Современные Иерихону города. Иерихон не единственный город в полном смысле слова: еще в докерамический период рядом существовали ма­ленькие специализированные городки. Например, маленький город Бейда недалеко от Иерихона, тоже в Святой Земле, переполненный торговцами и ремесленниками, от которого сохранились торговые помещения, мастерские. То есть в данном регионе городская жизнь имелась в принципе не в одном Иерихоне, но и в маленьких город­ках поблизости. В других местах не было и таких. Оба основных ти­па города здесь сосуществуют, однако второй оформляется чуть поз­же, хотя и в рамках этого же периода. Впрочем, со второй половины VII тыс. в плодородной и влажной юго-восточной части Малой Азии у Святой Земли появляются конкурирующие общества. У них доста­точно сложные технологии, архитектура, храмы, связанные с други­ми верованиями, но никаких укреплений, городской структуры, сложных производств – это лишь богатые деревни.

По языку население Восточного Среднеземноморья, – в значи­тельной мере семитское, принявшее язык от потомков Сима, а может, и сами эти потомки. Семиты Святой Земли, скорее всего, приняли язык извне, поскольку в верховьях Евфрата и в Северной Сирии с высокой долей вероятности жили потомки Сима. А в долинах Двуречья и Нила по-прежнему почти никто не живет, хотя по кра­ям уже появляются поселения, находящиеся на весьма невысоком уровне развития.

ТРЕТИЙ ВОПРОС: ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. ПЕРВЫЕ КАЛЕНДАРИ .

ПЕРВЫЙ ВОПРОС . групп, привилегированных и непривилегированных – общество неоднородно в социальном оПервые представления о том, что историю ДМ нужно отделить от последующей истории, возникли в XV в. у итальянских гуманистов. Само понятие «ДМ» появились в XVII веке.

История ДМ географически делится на:

1) Историю ДВ,

2) Греции и Рима.

Это деление связано с Гегелем. Это история цивилизованных обществ от 3-4 тыс. до н.э. до V века н.э. Мы изучаем цивилизации, а это слово имеет двоякий смысл:

1) «Первобытное и цивилизованное общества»,

2) Западная, шумерская, китайская цивилизация – некий социально-культурный организм, который существовал в пространственных и временных границах. Что такое цивилизованное общество? Чем оно отличается от первобытного? Английский археолог Чайлд предложил десять критериев цивилизованного общества:

1) Социальная стратификация – наличие социальных тношении.

2) Государство. Есть много определений, важен факт его существования;

3) Определенное развитие экономики, наличие торгового обмена;

4) Выделение ремесленников как специалистов;

5) Система налогов или регулярно взимаемой дани с централизованным накоплением средств;

6) Крупные оседлые поселения, созданные по типу городов;

7) Наличие монументальных общественных сооружений;

8) Наличие письменности;

9) Некоторое развитие наук;

10) Развитое искусство.

Не всегда государство удовлетворяет всем критериям. Если есть письменность, общество считается цивилизованным.

Что такое формирование цивилизованного общества? Что к этому формированию привело? Какие процессы? Это формирование социальных связей. Оно включает 2 процесса:

1) «Сексуальная революция» (Термин академика Леви-Стросса) – система упорядоченных сексуальных связей, фиксирование брачных связей. Привела к установлению родства.

2) «Неолитическая революция» (Термин Гордона Чайлда).

НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НР) – складывание производящего хозяйства в отличие от присваивающего, формирование экономики, основанной на скотоводстве и земледелии, это переход от собирательства и охоты к скотоводству и земледелию.

Это длительный, растянутый во времени процесс. Начался на Ближнем Востоке (БВ) примерно 10 000 лет назад, одни ученые датируют 9-ым тысячелетием, другие – 7-ым. НР не распространялась от одного очага, она одновременно шла в разных местах. Переход к производящему хозяйству мог быть осуществлен только в благоприятной природной ситуации.



В основе формирования экономики земледелия и скотоводства лежит процесс одомашнивания животных и растений – доместикации. НР привела к оседлому образу жизни людей, к устойчивому снабжению людей продовольствием, к росту населения. Человек высвободил время для культуры. Выросли знания о растениях, о животных, об астрономии. НР привела к появлению избыточного продукта, люди получили возможность высвободить часть населения от занятий по добыванию пищи. Эти люди стали заниматься управлением, выполнять административные функции.

ПОЛИТОГЕНГЕЗ – процесс формирования государственности. До НР первобытное общество было ЭГАЛИТАРНЫМ (уравнительным). Обмен в таком обществе был РЕЦИПРОКНЫМ (каждый вносил в общий котел сколько мог и брал столько, сколько полагалась, вне зависимости от того, сколько вносил). Разница между тем, что приносил и тем, что полагалось, составляла социальный престиж (как отрицательный, так и положительный).

Общество после НР приходит к РАНГОВОМУ составу, а от реципрокного обмена к РЕДИСТРИБЬЮЦИИ. Люди имели большой, средний и малый социальный ранг. Патриархи в семье имели высокий ранг. РЕДИСТРИБЬЮЦИЯ – ТАКАЯ ФОРМА ОБМЕНА, КОГДА СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВА ОКАЗЫВАЮТСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ГЛАВЫ ГРУППЫ.

ПУТИ РАЗВИТИЯ ДРЕВНИХ ОБЩЕСТВ: ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЙ И АНТИЧНЫЙ. Античный путь представлен греко-римской цивилизацией. Древневосточный путь имел несколько цивилизаций. Эти пути возникли в разное время в разных условиях.

ДРЕВНЕВОСТОЧНЫЙ путь включает цивилизации, которые начали формироваться с конца IV ТЫС. ДО Н.Э. в условиях БРОНЗОВОГО века.

ГРЕКО-РИМСКИЙ ПУТЬ возник в I ТЫС. ДО нашей эры и начал формироваться в условиях ЖЕЛЕЗНОГО века.

МЕДЬ БЫЛА дорогим металлом, её было сложно добывать и привозить, а потому семьи держались близко друг к другу.

ЖЕЛЕЗО БЫЛО легкодоступным и дешевым металлом, потому каждая малая семья (родители и дети; а большая патриархальная семья – это семья из трех поколений) могла сама обрабатывать свой участок, получать металл, а потому не держалась близко с соседями. В античном пути очень рано общество перешло к частной собственности наземлю, а она стимулирует товарно-денежные отношения. На востоке, в восточном пути, процесс складывания частной собственности был длительным, медленным и трудным.



Исходной формой объединения на востоке и на западе была ОБЩИНА. Община на востоке имела ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ, функции ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ.

Община на востоке не стала гражданскими коллективом, о политических и гражданских правах не было и речи. Община в античном пути – гражданская община, члены которой наделены политическими и гражданскими правами.

Община на востоке оказалась очень рано в подчинении у царского и храмового хозяйства (ГОССЕКТОРА ), которое перешло в самодовлеющую систему. Это произошло из-за экономической целесообразности. Крупное хозяйство могло концентрировать запасы металла, делать экспедиции, строить каналы, дамбы, системы орошения. Госсектор на востоке разрастался быстро, подчинял себе общины, и ОРГАНЫ ОБЩИННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ (старейшины, народные собрания) становятся придатками государственного аппарата, и государство в любом отношении подавляет общину, ГОСУДАРСТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА – АВТОРИТАРНОЕ, ТОТАЛИТАРНОЕ, МОНАРХИЯ (чаще всего – деспотическая). На древнем востоке распространяется культ личности монарха, деспота.

Греция в начале пошла по восточному пути: Микенская цивилизация (XVII-XII века до н.э.) – это восточный путь. Античная цивилизация структурообразующим элементом имела ПОЛИС.

ПОЛИС – небольшое государство в рамках одной суверенной и гражданской общины, политическим, административным, военным, культовым центром которой был город.

ДВА ГЛАВНЫХ ОТЛИЧИЯ АНТИЧНОГО ПУТИ ОТ ВОСТОЧНОГО:

1) В античном пути развита частная собственность на землю;

2) Наличие гражданского общества, то есть самоуправляющихся гражданских общин.

ВТОРОЙ ВОПРОС.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК – МАТЕРИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ:

1) Обладающий социальной природой происхождения (географическая среда – не исторический источник);

2) Отражающий историческое прошлое человеческого общества;

3) Сообщающий какие-либо ценные сведения о прошлом;

4) Этот источник вовлечен в сферу исторического исследования, служит средством исторического познания.

ТИПЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ:

1) вещественные

2) письменные

3) устные (фольклорные)

4) этнографические (этнологические)

5) лингвистические (данные языков)

6) кино- и фотодокументы

7) электронные документы

РОДЫ ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ

2) НАРРАТИВНЫЕ (ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ)

КАЖДЫЙ ТИП ДЕЛИТСЯ НА ВИДЫ.

1) ВЕЩЕСТВЕНЫЕ ИСТОЧНИКИ (ими занимается археология) – поселения: города, поселения сельских типов, дворцы, храмы, дома, военные поселения; погребения (некрополи, могильники) – гробница Цинь-Шихуанди, ирригационные сооружения, орудия труда, оружие, керамика, посуда, украшения.

И вещественный, и письменный источник – монеты. Первые монеты появились в Лидии – 7 век до н.э. Письменные источники делятся по материалу: например, надписи на предметах (на камне, на досках) – их изучает наука эпиграфика. Лапидарный (лапидариус – камень, по латыни) стиль письма. Надписи: официальные и частные. Например, договоры, законы; надписи на папирусах, на листьях или коре деревьев.

ВИДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1) Хозяйственно-административные документы (регулируют хозяйственную жизни: о сборе налогов, выплате жалований, о подаче продуктов)

2) Законодательные и юридические документы: своды законов.

3) Дипломатические (договоры между государствами). Договор между Египтом и Хеттским царством: первый в истории равноправный договор.

4) Эпистолярные (от лат. эпистула – письмо) источники – переписка царя с чиновниками или полководцами, носит характер документальной.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ:

1) Летописи, хроники, рассказы о политических событиях, биографические надписи.

2) Художественная литература (мифы, сказки, поэмы, гимны): Эпос о Гильгамеше, Махабхарата (200000 строк), Рамаяна (48000 строк) (конец II – начало I тыс. до н.э.), Шицзин (свод песен фольклорного происхождения) – источник для изучения древнекитайского общества первой половины 1 тыс. до н.э.

3) Священные книги древности. ВЕДЫ (знания) – священные книги Индии: РИГВЕДА – 1028 гимнов, САМАВЕДА – веда мелодий, ЯДЖУРВЕДА – веда жертвоприношений, АТХАРВАВЕДА – веда заклинаний и заговоров. Впервые были записаны в XIII веке до нашей эры, а до этого сохранялись в устной передаче. Самые ранние рукописи IV-III вв. до н.э. Толкования к ведам: БРАХМАНЫ – объяснения ритуалов, АРАНЬЯКИ – религиозные рассуждения на философские и мировоззренческие темы, УПАНИШАДЫ – религиозные трактаты. АВЕСТА – священная книга зороастризма, на территории британской империи. Формировалась не позднее XIII в. до н.э.. По имени пророка ЗАРАТУШТРЫ. ЧАСТИ:

А) ЯСНА, В нее входят «ГАТЫ» – 17 гимнов, в которых отражено учение Заратуштры,

В) ВЕНДИДАТЫ (закон против девов).

5) БИБЛИЯ из двух частей:

А) ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (ВЗ) (ТАНАХ): (самые древние части – рубеж XIV-XIII вв. до н.э., самые поздние – второй век до н.э.)

Пятикнижие Моисея (Тора) – законы религии, писания, сказания,

Книги пророков – в них больше всего исторических знаний,

Книги писаний – притчи, псламы, песни)

Б) НОВЫЙ ЗАВЕТ (НЗ). Состоит из 27 книг, собранных в четыре части:

Четыре евангелия,

Деяния святых апостолов,

21 послание святых апостолов,

Откровение Иоанна богослова.

Создавались с 50 до 120 года нашей эры, самая древняя часть – послание святого Павла. Для 19 книг НЗ не признается авторство тех, кому они приписаны.

4) Научные памятники древности, перечни растений, камней, животных, словари, труды по кулинарии, математике, астрономии, грамматике и т.п.

ТРЕТИЙ ВОПРОС

ХРОНОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО МИРА.

Дисциплина историческая археология – наука о способах измерения и системах счисления времени. Вопрос: к чему привязать события? В древности не было системы летоисчесления. В междуречье лета считали так: когда строили такое-то здание или когда воевали с таким-то врагом. Наиболее точно датируются события, если их привязывают к астрономическим событиям. Особенно точно датируют, если событие привязано к солнечным затмениям. Если так, то история древнего востока от 10 века до н.э. датируется с точностью до 1-2 лет.

КАЛЕНДАРЬ – система счисления времени, в основе которой лежит периодичность явлений природы, проявляющаяся в движении небесных тел.

Существует три рода календарей:

1) ЛУННЫЕ (основанные на движении луны вокруг земли)

2) СОЛНЕЧНЫЕ (основанные на движенни земли вокруг солнца.

3) ЛУНОСОЛНЕЧНЫЕ (основанные на сочетании того и другого движения).

Лунные календари появились раньше всех – в середине III тыс. до н.э.

По лунному календарю месяцы делятся на 29 и 30 суток. В лунном году 12 месяцев и 354 дня.

Поскольку астрономический месяц на 44 мин и 2,9 сек больше календарного, то нужно было найти способы соответствия лунного года календарному.

Существуют ДВА СПОСОБА СООТВЕТСВИЯ:

1) ТУРЕЦКИЙ

2) АРАБСКИЙ.

Турецкий цикл: за основу берется 8-летний период, в котором 3 года делаются високосными. 2, 5 и 7-й годы.

Арабский цикл: 30-летний период, он более точен. В нем високосные 11 лет (2, 5, 7, 10, 13, 15 или 16 и т.п.)

Лунный календарь точен, но не связан с временами года, не фиксирует их смену.

Нужно было связать смену фаз луны со сменой времен года. Были созданы луно-солнечные календари. Принцип их создания состоит в периодическом (не ежегодном) добавлении к лунному году дополнительного (13) месяца, эти месяцы называются эмболисмическими. Их продолжительность 30 дней, а продолжительность года 384 дня.

В III тыс. В ШУМЕРЕ каждый город имел свой календарь. А в Вавилоне ХАММУРАПИ провел календарную реформу, ввел единый календарь, первоначально южный. Начало вавилонского года – день весеннего равноденствия, неделя была семидневной.

В I тыс. до н.э. вавилонский календарь стал ЛУНО-СОЛНЕЧНЫМ, а с VI в. стал применяться цикл клеостата (по имени древнегреческого астронома).

С кон. IV в. до н.э. стал применяться цикл Метона: 12 простых и семь эмболистических лет в девятнадцатилетнем цикле.

В XII в. до н.э. вавилонский календарь широко распространился на древнем востоке.

ОСОБЕНОСТИ ДРЕВНЕЕВРЕЙСКОГО КАЛЕНДАРЯ:

1) В V в. до н.э. стал из лунного лунно-солнечным и стал основан на цикле Метона. Луно-солнечный календарь для согласования с астрономическим годом должен увеличиваться на 4 дня.

2) В древнееврейском календаре високосный год не начинали, а применяли правило: не начинать новый год в воскресенье, среду и пятницу.

В древнееврейском календаре была «эра от Адама» (3761 г. До н.э.).

Эра – отсчет времени, берущий начало от определенного дня.

ДРЕВНЕКИТАЙСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Возникает в III тыс. до н.э., очень рано осуществился переход от лунного календаря к луно-солнечному. Сначала использовали цикл Пеостата. С V в. до н.э. стал применяться цикл Метона. Началом года в древнекитайском календаре сначала считалось новолуние в момент зимнего солнцестояния, а с III в. до н.э. началом нового года стало считаться новолуние в момент, когда солнце находится в созвездии Водолея, то есть январь-февраль. В III-II тыс. в Китае складывается ЦИКЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СЧЕТА ВРЕМЕНИ: годы объединяются в циклы по 60 лет и в каждом таком цикле есть пять «небесных ветвей» или «стихий»:

1) Дерево огня,

3) Металла,

Каждая ветвь делится на 2 состояния: мужское и женское. Первый год дерева в мужском состоянии, второй в женском. То есть за 60 лето цикла десять лет небесных ветвей названы таким образом, они повторяются 6 раз. Кроме небесных ветвей имеются 12 «земных ветвей» или стихий», каждый имеет название определенных животных:

2) корова,

5) дракон,

7) лошадь,

9) обезьяна,

10) курица,

11) собака,

12) свинья.

Повторяются эти циклы паять раз в 60-летнем цикле. Если совместить эти 10 небесных и 12 «земных стихий», получится, что каждый год имеет свое неповторимое название. То есть, допустим, третий цикл, такой то год, и каждый год один: четвертый год: «огня в мужском состоянии зайца». Циклический календарь Китая применяется по настоящее время, хотя официально в стране установлен григорианский календарь. В китайском календаре была эра, по григорианскому календарю, 06.03.2637 г. до н.э.

Особняком среди древневосточных календарей стоит ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЙ КАЛЕНДАРЬ, солнечный, точный. Создан был в результате длительных наблюдений за светилами и разливами Нила. Создан, был в III тыс. до н.э. Год делится на 12 месяцев. По 30 дней в каждом. У египтян в каждом году 5 дополнительных дней, они считались праздничными. Но високосного года они не знали. Потому календарный год наступал немножко раньше астрономического: на 6 часов. Но за с120 лет набегало расхождение в месяц, а за 1000 лет набегал целый год. Год делился на ТРИ СЕЗОНА, времени года:

1) ПОЛОВОДЬЕ – с середины июля по середину ноября

2) ВСХОДЫ – с середины ноября по середину марта.

3) ЖАТВА (или «СУШЬ») – середины марта по середину июля.

Сутки делились на 24 часа. Деление суток – достижение египтян.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. В начале был лунный, с I тыс. – луно-солнечный. Каждый полис имел свой календарь. Был афинский календарь, его и понимают под термином «греческий». В начале не было точного установления эмболистических месяцев. В афинском календаре НАЧАЛО ГОДА СВЯЗЫВАЛОСЬ с установлением ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕСТОЯНИЯ, точнее, первое новолуние после летнего солнцестояния. В начале VI в. до н.э. Солон по примеру вавилонян, установил восьмилетний цикл луно-солнечного календаря, то есть цикл Клеостата. А вот второй половине V в. греческий астроном Митон ввел 19-летний цикл. В афинском и в других греческих календарях не было твердо установленной эры, и отсчет новой эры начинался с приходом новой коллегии архонтов, должностных лиц. А в последние века до н.э. распространялся отсчет времени по олимпиадам: в таком-то году от Олимпиады произошло событие, первая олимпиада – 776 год до н.э.

РИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Первоначально тоже ЛУННЫЙ, но состоял в отличие от других календарей из 10 МЕСЯЦЕВ – 334 дня. Начало года – первое весеннее новолуние. Реформа первого римского календаря была осуществлена при втором царе Нуме Помпилии около 700 г. до н.э. Календарь по-прежнему лунный, но в году уже нормальное число в 12 месяцев, и суток уже 355 суток, на одни сутки больше, чем астрономический календарь. Продолжительность месяцев 31 и 29 дней. Некоторым месяцем были даны названия, первый получил название мартиус, в нашем календаре это название есть как март. Назван он был в честь бога Марса, второй апририс (от лат. раскрывать), длился 29 девять дней, третий – майус в честь богини красоты Майи. Четвертый месяц юниус в честь богини Юноны, 29 девять дней. Пятый и последующие до 10-ого назывались просто числами. 11 месяц назывался януариус (по имени двуликого бога Януса), а 12 месяц – фебруарис (от имени обряда очищения): двадцать три основных дня и 5 дополнительных.

В пределах месяца ДНИ СЧИТАЛИСЬ ТАК:

1) Любой первый день любого месяца – КАЛЕНДЫ,

2) Пятый день короткого или 7-й день длинного – НОНЫ,

3) Тринадцатый короткого или 15-й длинного – ИДЫ.

Остальные дни обозначались числительными, которые показывали, сколько дней оставалось до календ, нон или ид: «За три дня до мартовских календ…» Дни которые предшествовали календам, нонам и идам, назывались канунами: в день перед календами, нонами и идами. В V в. до н.э. римский календарь стал луно-смолнечным, видимо диценымы так сделали. Надо было добавить эмболисмический месяц, его стали добавлять раз в два года, их стали называть интерколари. А назывался сам месяц марцедониуз, вставляли его между 23 и 24 числом фебруариуса. Выходит, средняя продолжительность года 365 суток. Сутки начинались с 6 часов вечера, сутки делились на две части: день и ночь. И день и ночь, обе части суток делились на четыре стражи. Первая стража начиналась в 6 часов дня или ночи, 2-ая в девять часов дня или ночи, 3-я – в 12 часов днгя или ночи, 4-я – в 3 часа дня или ночи.

46 год до нашей эры: Юлий Цезарь провел реформу римского календаря и ввел солнечный календарь. Календарь вводился с 45 года, получил название юлианского. В подготовке астрономической составляющей реформы принял участие египетский астроном Созиген. Юлианская реформа затронула ТРИ ВАЖНЫХ МОМЕНТА:

1) Начало года

2) Продолжительность месяцев в году, или года.

3) Принцип введения добавочного дня для согласования календарного года с астрономическим.

Новый год стал НАЧИНАТЬСЯ НЕ С МАРТОВСКИХ КАЛЕНД, А С ЯНВАРСКИХ. В январские календы начинался АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ГОД, то есть должностные лица в этот день вступали в свои обязанности. С точки зрения начала сезона не было никакой привязки, 12 месяцев сохранились, названия их остались прежними. Но начало нового года было перенесено на январь. Название по порядку номера стало не соответствовать порядку в календаре. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ МЕСЯЦЕВ: ВСЕ ЧЕТНЫЕ 31 ДЕНЬ, НЕЧЕТНЫЕ КРОМЕ ФЕБРАРИУСА – 30. Фебруариус в високосном году 30 дней, а в простом 29, календы, ноны, иды по-прежнему сохраняются в календаре. Юлианский календарь стал иметь четырехлетний цикл: 3 года по 365 дней, а четвертый 366. По юлианскому календарю следующий ПРИНЦИП ВВЕДЕНИЯ ВИСОКОСНЫХ ЛЕТ: ВСЕ ГОДЫ, НОМЕРА КОТОРЫХ КРАТНЫ ЧЕТЫРЕМ, ПЛЮС ВСЕ ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СТОЛЕТИЯ. Дополнительный день в високосном году стали вставлять туда, куда раньше вставляли месяц мпарцидониус. В високосном году 2 24-х числа. Римляне называли этот день: 6 до мартовских календ, а так получился второй 2 шестой день до мартовских календ, то есть «бисекстивис». В русский язык это слово придет под как високосный. В 44 г. до н.э. произошло убийство Цезаря (в мартовские иды). Месяц квинтерис был переименован в месяц юлис – наш месяц июль. А потом, в 8 г. до нашей эры, другой римский деятель Октавиан Август провел некоторые преобразования римского календаря. Жрецы-понтифики, которые должны были за календарем следить, стали делать високосными третьи годы, а он эту ошибку исправил. Месяц сикстилис переименовали в месяц августус. Но в нем было 30 дней, а в юлиусе было 31. В итоге у фебруариуса забрали 1 день, а августус стал насчитывать 31 день. Юлианский календарь имеет продолжительность 365 суток + 6 часов, но фактическая продолжительность года 365 суток, 5 часов, 48 мин и 46 сек. И, следовательно, всегда запаздывал за движением земли, но за 128 лет запаздывание набегало в сутки, календарь запаздывал на 1 день.

ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ. Реформа юлианского календаря была проведена в 1582 году до н.э. инициатором ее был папа римский ГРИГОРИЙ XIII, потому его назвали в честь папы. Астрономическую часть календаря прорабатывал итальянский астроном Луиджи Лилио.

Запаздывание календаря за 1280 лет было в 10 суток, оно было ликвидировано. После четверга, 04.10.1582, наступила пятница, но не 5-е, а 15.10. Наступил момент придумать вариант, как избежать ошибки. Поскольку сутки набегали за 128 лет, 3 суток набегало за 384 года. Надо было сделать так, чтоб каждые 400 лет имели только 97 високосных, а не сто. МЕТОД был представлен простой и остроумный: СЧИТАТЬ ВИСОКОСНЫМИ ГОДАМИ НЕ ВСЕ, КОТОРЫМИ КОНЧАЮТСЯ СТОЛЕТИЯ, А ТОЛЬКО КРАТНЫЕ ЧЕТЫРЕМ. Григорианский календарь является более точным, чем юлианский. Год в григорианского календаре отстает от астрономического солнечного года на 26 секунд. Разница в сутки накапливается за 3300 лет. А чтобы перевести даты с юлианского календаря на григорианский, мы для XVI и XVII века мы добавляем 10 дней, для XVIII – 11, для XIX – 12, а для XX и XXI века – 13 дней. До 1918 года в России был юлианский календарь.

ПОРЯДОК СЧЕТА ВРЕМЕНИ. В VI в. н. э. итальянский монах Дионисий Малый ввел христианскую эру, взяв за точку отсчета времени дату рождения Иисуса, считая таковой 25.10.753 от основания Рима. Основание Рима стало датироваться 753 г. до Рождества Христова («до н. э.»).


ЛЕКЦИЯ 2. ВВОДНАЯ ТЕМА: ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА (ДВ)

Письменные источники древнейшей истории славян

Ещё в 1993 году определен обязательный минимум вузовского Государственного образовательного стандарта по всем гуманитарным дисциплинам, включая и историю. На прочной основе школьных курсов студент первоначально должен знать: «Сущность, формы, функции исторического сознания. Типы цивилизаций в древности. Проблему взаимодействия человека и природной среды в древних обществах. Цивилизацию древней Руси. Место средневековья во всемирно-историческом процессе. Киевскую Русь. Тенденции становления цивилизации в русских землях. Проблемы складывания основ национальных государств в Западной Европе…».

По пропорциям стандарта эти знания должны составлять треть обязательного минимума исторических знаний. Откройте подавляющее большинство учебников «Истории России»! Вместо фундаментальной трети, закладывающей основы исторического сознания россиян, данным вопросам, в лучшем случае, – посвящены десятка три страниц. Цивилизации реальной древней Руси упорно путают со «средневековыми цивилизациями эпохи Новгород- Киевской Руси».

Привлекательные красочные книги по истории выходят в ряде российских издательств. Но вот в «Ранние цивилизации» (Шумер, Египет, Индия, Китай, Саирия, Вавилон, Персия и т.д.) ранние царства и народы будущей Скифии (России) не попали. Хотя в пору древних Шумера и Египта на землях Скифии стояли протогорода площадью 250- 400 га, имевшие тысячи домов, улицы и площади, валы и рвы, храмы, а также канализацию и водопровод. Конечно, многие постройки наших предков сгорели или сгнили задолго до наступления новой эры, кем-то со злой иронией названной «Нашей», но современная археология имеет бездну данных о впечатляющих уровнях культуры наших пращуров той поры.

Весьма интересно смотреть на залы Эрмитажа с его тематическими выставками. Поражают тонкостью форм изумительные изделия древних мастеров, найденные в скифских курганах, находящихся в залах «Первобытной культуры». Вторят им изделия из раздела «Культура и искусство» античного мира». На этом фоне достаточно скромно выглядят изделия мастеров Средневековой Европы, и совсем впадаешь в уныние при виде работ «гениев» современного искусства П. Гогена, Ренуара, Пикассо, Дерена, Марке, Малевича.

Вызывает недоумение последнее приобретение Министерства культуры РФ с аукциона печально известного «Черного квадрата» К. Малевича за астрономическую сумму в десять миллионов долларов сопоставимую с годовым бюджетом самого министерства. Что это: широта русской души, пир во время чумы или продолжение запретов на всё русское? Неужели не на что было потратить сотни миллионов рублей, кроме как на эту «многозначительную» мазню?

Где уж тут писать истинную историю Русского Причерноморья! Достаточно обрывочных и противоречивых пасквилей пациентов чеховской палаты № 6!

А меж тем «ранние цивилизации» (МЛ 996 стр.44-46) вынуждены констатировать, что основные группы индоевропейцев с III тыс. до новой эры стали выходить на земли будущих Греции, Хеттии, Метании (Урарту), Вавилона, Ханаана (Палестины) и ещё ряда грядущих цивилизаций из «Южных областей будущей России». Ради объективности следует сказать, что это утверждают не русские историки (русские призваны помалкивать), а Джей Чизхолм и Эн Миллард. Так наши пращуры, приручившие лошадей – ставшие кен-таврами (конными таврами) эпоса, дали мощный цивилизационный импульс всему окружающему миру. И эпос многих окрестных народов это на тысячи лет запомнил. Столь устойчивой памяти сами россияне в силу разных причин лишились.

К нашему великому счастью сохранилось достаточное количество внешних (зарубежных) источников, освещающих историю нашего народа. Одним из таких произведений является «Энеида» дохристианского поэта Вергилия. Мы рассмотрим это произведение с комментариями писателя и историка А.И. Немировского, который, как и большинство его собратьев не смог избавиться от гипноза эллинизма, назвав троянцев греками. Но, насколько они греки, автор сам дает невольные комментарии в книге «Легенды ранней Италии и Рима» (М. Просвещение. Учебная литература. 1996г.)

Из истории нам известно, что Троя (Иллион) – древний город на с-з Малой Азии вблизи побережья Эгейского моря на территории современной Турции. Известная по римскому и греческому эпосу Троя была обнаружена Г. Шлиманом в 1870-х г.г. при раскопке холма Гиссарлык. Систематические раскопки с конца XIX века открыли разные слои Трои, начиная с эпохи ранней бронзы (3000 г. до н.э.). Разрушена в результате 10-летней войны с коалицией ахейских царей во главе с Агамемноном – царем Микен. Раскопки Трои показали, что около 1260 г. до н.э. город испытал длительную осаду и был разрушен. Таким образом, подтвердились сведения греческих преданий (БЭС. 1998г.).

Повествование начинается с того, что племянник царя Трои Приама Эней с отцом, сыном и верными людьми садится на двадцать кораблей вблизи столицы и отплывает к берегам фракийцев – дружественного народа троянцев. Эней знал, что его предок Дардан, один из основателей Трои, пришел с острова Самофракии, населенного фракийцами. Да и в самой Фракии, как он слышал, было племя, называвшее себя дарданами. Родина предков не казалась Энею чужбиной, и он мог рассчитывать на дружественный прием, несмотря на смену царя Фракии после смерти Реса при защите Трои. Заменивший погибшего царя полководец Ликург совершил предательство и убил младшего сына Приама, присланного сюда с казной. К моменту прибытия Энея со спутниками дружественные отношения были восстановлены.

Особую воинственность встречавшим придавали нательные рисунки богов и чудовищ и длинные чубы на выбритых головах. Несмотря на дружескую встречу, Эней уплывает от берегов Фракии, предупрежденный духом убитого родича Полидора. И направляется к небольшому острову Делос, где находился храм Аполлона – культ которого занимает значительное место в истории многих народов Малой Азии и Средиземноморья, впоследствии воспринятый и греками. Аполлон изрек: «Ищите древнюю матерь. Будет там править Эней, а за ним его дети и те, кто от этих детей народится».

Анхис, отец Энея расценил это указание, как необходимость плыть на Крит, откуда вышли предки фракийцев и троянцев. Здесь когда-то было мощное государство из более, чем сотни городов, но извержение вулкана и гибель многих людей заставили оставшихся покинуть остров. Ко времени прибытия троянцев здесь проживал немногочисленный народ, но и здесь не смогли остаться троянцы – их ушей достиг голос Аполлона, вещавший плыть дальше на Запад.

Беглецы отправились в дорогу, проделав долгий путь, приблизились к берегам Тринакрии (трехмысовая – так ранее назывался о. Сицилия, получившая свое современное название от мифологического чудовища Сциллы, якобы проглатывавшем корабли в проливе между Сицилией и Италией). Здесь им пришлось исполнить скорбный обряд, вызванный смертью Анхиса, устроив погребальный костер. Языческий обряд трупосожжения уходит своими корнями далеко в древность. Почитание земли, как матери не позволяло нашим предкам осквернять землю трупами. Кроме того, считалось, что богиня огня Агни помогает быстрее душе покойного достичь небес и воссоединится со светлыми душами предков.

После Сицилии троянцы попали в молодой Карфаген, во дворец царицы Дидоны, отделившейся от своих сородичей из Тира-столицы Финикии. Здесь и в дальнейшем автор ставит знак равенства между финикийцами и тирренами, как это делаем и мы, говоря о москвичах и россиянах. Мало того, Эней называет финикийцев – тирренов еще и сидонцами, т.е. живущими у воды и осуждает сидонцев за морские разбои. Сами финикийцы называют себя еще и ливийцами, сравнивая своих героев с отважными львами и изображая этих, хищников на своих щитах.

Во время пребывания Энея в Карфагене (сами ливийцы-финикийцы называли его Картхадашта – Новый город) впервые в произведении названо имя Молва – богиня дурных вестей.

Прожив со своими спутниками в Ливии около года, Эней вновь отправился в Тринакрию к могиле отца, где на холме была захоронена урна с его прахом, чтобы в годовщину смерти совершить тризну-обряд, сопровождаемый спортивными состязаниями возле места захоронения знатных людей. Эти спортивные состязания сами римляне передавали словом «людус», как производное от названия одного из народов Малой Азии – лидийцев, само же это название, очевидно, сохранилось в славянских языках как «люд», «люди». Именно в Малой Азии зрелища впервые стали

массовыми, многолюдными. Потомками лидийцев считался могущественный народ Италии тиррены – этруски. Вергилий также называет их лидийцами. В настоящее время на месте бывшей Этрурии в итальянской провинции Тоскана проживает около 12,5 тысяч человек коренного народа, говорящего на языке близком Западным славянам.

В тризне вместе с людьми Энея приняли участие и местные жители, среди которых было немало родственников троянцев. После принесения безкровных жертв Портуну – богу покровителю портов и мужской паре богине судьбы моряков – Фортуны был дан старт соревнованиям гребцов – регате. После отдания почестей воинственному герою Херкле (впоследствии вошел в греческую и римскую мифологию под именем Геракла – Геркулеса) были проведены кулачные бои, бег и сражение трех конных отрядов копьями, не имеющими металлических наконечников.

По окончанию тризны Эней уводит свой народ к берегам Италии и останавливает свой флот в устье реки Тира, которую так назвали, опять же(!) тиррены, одно из племен которых сюда переселилось много раньше троянцев. Река служит границей тирренов и латинов – народа во главе с царем Латином, в молодости прибывшим со своим народом из благодатных земель(!). Здесь уместно вспомнить «иностранные» слова, вошедшие в русский язык «президиум» и «президент». «Словарь иностранных слов в русском языке» под редакцией И.В. Лехина и Ф. Н. Петрова (М. Юнвес. 1996г.) поясняет их происхождение от латинских «пре сиде» и «пре иде» (в русской транскрипции), что означает «впереди сидящий или впереди идущий». Как говорится, комментарии излишни!

Но не сложились отношения у Энея с латинами. Случайно Эней убил на охоте ручного оленя дочери Латина, находившейся в возрасте невесты (в те далекие времена женская половина человечества, которой покровительствовала богиня домашнего очага Веста, делилась на возрастные категории: до 16 лет – девушка служила Весте и звалась веста, после 16 лет, пройдя полный курс обучения ведения домашнего хозяйства уже становилась не-вестой и могла выходить замуж). И только весталки-жрицы храмов Весты были свободны в своем выборе, давая потомство от славных воинов, чем поддерживали генофонд и восполняя потери в результате войн.

В результате быстро надвигавшейся войны Эней обращается за помощью к родственным народам тирренам-фракийцам и этрускам-пеласгам. Этруски-рассены, прибывшие сюда за 60 лет до падения Трои, являются одним из троадских (земля со столицей городом Троей) племен, поселившихся у подножия вулкана Этна, в недрах которого трудится этруско-пеласгийский бог Волкан, которого иногда называют Полкан – полководец. Этруски откликнулись на призыв Энея, как и другие родственные народы. Поднялась вся италийская Расения (именно так звучит у Вергилия в переводе А.И. Немировского общность народов троянцев-тирренов-этрусков-пеласгов-расенов).

Поэма заканчивается вознесением Энея на небеса, ставшего подобным богам.

Какие же новости нам сообщил Вергилий, живший двадцать одно столетие назад? Следует понимать, что великие историки России не читали этих строк. Ведь сколько столетий вслед за хитрыми латинянами и греками, учившимися грамоте и ремеслу у наших предков, твердили «Этрускан нон легатур» – «Этрусское не читается!»

Но, все же, какими фактами мы располагаем? Этрусками своих учителей назвали латиняне, ставшие римлянами благодаря постройке Рима потомками Энея. Греки в те времена звали их тирренами, как выходцев из Тира Ливийского (Финикийского), давших это имя еще нескольким городам, включая Тир на берегу Днестровского лимана, современный Белгород-Днестровский с сохранившимися кварталами и оборонительными сооружениями.

Согласно Дионисию Галикарнасскому, имя им было РАСЕНА.

В словаре Стефана Византийского этруски «совершенно безоговорочно названы СЛОВЕНСКИМ ПЛЕМЕНЕМ».

«Отец истории» Геродот, живший около 25 веков назад указывал, что пришли этруски в Италию из далекой Малой Азии, тогда еще называвшейся Асией, (т.е. страной асов, магов или богов, живущих на земле, отсюда ас-великий мастер).

Другой древнегреческий историк Гелланик считал, что пришли этруски из… Греции, где они назывались пеласгами (pelas goi – по-гречески, т.е. «гои с Пеласа), основали крупнейшие города, включая Афины, но были вытеснены варварами – предками греков ахейцами и дорийцами. Хелланик, Фукидин и Софокл сходились во мнении, что пеласги и тиррены – один народ. Сидонцы, синды и меоты – один и тот же народ, обитавший в Причерноморье и Средиземноморье, достигший берегов современной Англии и заложивший город в устье реки – лоно дона (отсюда Лондон), построивший Стоунхендж.

Очень интересна и современная топонимика, хотя и претерпела значительные изменения.

Синд – провинция на Юго-Востоке Пакистана в бассейне реки Инд у Аравийского моря. (БЭС. 1998г.)

Синдика – территория и государство на Таманском полуострове и северовосточном побережье Черного моря (5-4 в до н.э.). Города: Синдская гавань (столица), Корокондама, Гермонаса, Фанагория и др. С 4 века до н.э.в составе Боспорского царства (БЭС. 1998г.) Синдская гавань – древнее поселение синдов (БЭС. 1998г.). Синды – меотское племя на Таманском полуострове и на северо-восточном побережье Черного моря (1 тыс. до н.э.) Хозяйство: земледелие, рыболовство, ремесла. В 5-4 вв. до н.э. создали государство Синдика; с 4 в. до н.э. в составе Боспорского государства. В начале н.э. смешались с сарматами (БЭС. 1998г.)

Киммерийцы – племена Северного Побережья (от Кавказа до Фракии) в 8-7 в в. до н.э., теснимые скифами, захватили значительную часть М. Азии, где смешались с местным населением. (БЭС. 1998г.)

Боспор Киммерийский – др. греческое название Керченского пролива (БЭС. 1998г.)

Боспор Фракийский – др. греческое название пролива, соединяющего Черное и Мраморное море. Современное название – Босфор. (БЭС. 1998г.)

Данные названия позволяют сделать вывод, что сохранившиеся «греческие» названия местности произошли от народов их населявших. Теперь становится понятно, что по-своему правы, оказались Геродот и Гелланик. Частично «словены» – пеласги (они же тиррены-финикийцы-ливийцы) – пришли из Греции, точнее – с Крита, принеся с собой идеи эгейской культуры. Вторая часть – синды (меоты) – «рысичи» пришли через Малую Азию из Двуречья и Индостана (с Инда). Самоназвание этого многочисленного народа – РАССЕНЫ.

Рассказывая еще один эпизод из истории Рима, автор перевода называет население Италии – расенами. В 509 году до н.э. произошло восстание населения Рима и изгнание правителя Тарквиния Гордого. (Более подробно этот случай мы рассмотрим в статье «Древний Рим»). Тарквиний обращается к Порсене, недавно избранному царю всего этрусского Двенадцатиградья за помощью и находит понимание и поддержку. После общего совета царей (жрецов) Двенадцатиградья, на котором было принято решение идти войной на «непокорную Руму», «по всей Расении Италийской загремели трубы».

В последние годы появилось множество авторов, взявшихся за перевод этрусских зеркал. В основном они переводят на современный русский язык то, что на их взгляд некачественно перевел Егор Классен. В текстах встречается большинство незнакомых слов, давно вытесненных словами-новоделами или пришедшими с библейскими текстами. Но когда приходится смотреть на тексты, подобные следующему с надгробия возрастом в 28 веков: «З мене малювалы Менерву», то хочется воскликнуть: «До каких же пор мы будем терпеть историческую ложь?»

Видимо, необходимо руководствоваться надписью на скифском мече, относящейся к началу нового летоисчисления, которую привожу здесь без перевода на современный язык: «Чаще и яро секи злого ворога». Историки считают, что это – один из законов скифской богини Табити.

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

II. Письменные источники 1. Греческие и латинские Agathias, Historiac, ed. Dindorf, HGM, II.Amianus Marcellinus, Res Gestae, J. C. Roife, ed. and trans., 3 vols. «Locb Classical Library» (Harvard University Press).Annales Bertiniani, см. Prodentius«Anonymi Belae regis notarii de Gestis Hungaronim Liber», Renim Hungaricarum Monumenta Arpadiana", ed. S. Endlicher (St. Gallen, 1849; перепечатка: Leipzig, 1931).Anscarius, см.

Из книги Реконструкция подлинной истории автора

Из книги Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

5. О «древнейшей» китайской истории С китайской историей связано много предрассудков. Сегодня считается, что она исключительно древняя, что ее датировки абсолютно надежны, что она во многом предшествует европейской истории. Распространено заблуждение, будто китайская

Из книги Эпоха викингов автора Сойер Питер

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ Все памятники письменности являются важнейшими историческими источниками, которые позволяют восстановить ход конкретных событий, узнать, что волновало людей, к чему они стремились, как строились отношения в государстве на общественном и личном

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Письменные источники На территории Финикии и Сирии обнаружено сравнительно мало надписей, что, возможно, объясняется тем, что во время непрерывных войн древние книгохранилища и архивы безжалостно уничтожались. Среди найденных надписей большой интерес представляют

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Из книги Легионы Рима на Нижнем Дунае: Военная история римско-дакийских войн (конец I – начало II века н. э.) автора Рубцов Сергей Михайлович

Письменные источники Аврелий Виктор. О цезарях / Пер. В. С. Соколова // Римские историки IV века. М., 1997.Аппиан. Римские войны / Пер. С. А. Жебелева и др. СПб., 1994.Арриан. Поход Александра / Пер. М. Е. Сергеенко. СПб., 1993.Вегеций Ренат, Флавий. Краткое изложение военного дела / Пер. С. П.

Из книги Спартаковская война: восставшие рабы против римских легионов автора Горончаровский Владимир Анатольевич

Письменные источники Apoll. Sid. - Аполлинарий Сидоний. Письма / Пер. Н. Н. Трухиной // История Древнего Рима. Тексты и документы. Ч. 1. М., 2004.Арр. Bell.Civ. - Аппиан. Гражданские войны/ Пер. С. А. Жебелева // Аппиан. Римские войны. СПб., 1994.Арр. Iber. - Аппиан. Иберские войны / Пер. С. П.

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Эламитские и вавилонские письменные источники Завоевав Элам и Вавилонию, Кир установил связь с гораздо более древней и сложной цивилизацией. Эти страны показали свою древность давним использованием письменных документов. В течение двадцати пяти веков в Вавилонии была

Из книги Языческая символика славянских архаических ритуалов автора Велецкая Наталья Николаевна

Из книги Славянская энциклопедия автора Артемов Владислав Владимирович

Из книги Сравнительное богословие. Книга 5 автора Коллектив авторов

Из книги Источниковедение автора Коллектив авторов

2.2. Письменные исторические источники в историческом познании Начнем рассуждение с аксиомы: мы – внутри культуры, которой свойственен определенный (но не единственно возможный) тип социальной памяти – казуальный по содержанию, письменный по механизму фиксации,

Из книги Историческое краеведение автора Матюшин Геральд Николаевич

Глава 5. Письменные источники § 1. РукописиКраткие сведения о письменности. Письмо - средство закрепления речевой информации при помощи изображений или начертательных знаков. Введение письма позволило хранить и накапливать коллективную память человечества. Язык

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Источники по истории древнего мира очень многочисленны - от некоторых периодов их дошло даже больше, чем от иных, гораздо более близких к нам эпох. Однако источники эти неполны, и это создает для объективного изучения древней истории весьма значительные трудности.

Так, история древней Месопотамии от начала III тысячелетия до н.э. и вплоть до смены эр (I в. до н.э.- I в. н.э.) представлена подлинными текстами того времени, написанными на плитках (табличках) и других предметах из глины, а также на камне и металле особым сложным, так называемым словеспо-слоговым письмом-клинописью. Число памятников клинописи огромно - десятки и сотни тысяч, и ежегодно их становится всы больше по мере все новых и новых раскопок. Однако было бы ошибочно думать, что они дают вполне достаточное и ясное представление о древнемесопотамском обществе, его жизни и событиях его истории. Если это царские надписи, то в них содержатся восхваления богов и царя, а также сообщается о построении царем храмов и (гораздо реже) других сооружений; надписи хеттских, ассирийских и урартских царей рассказывают - но очень односторонне, хвастливо и претенциозно - об их военных победах (о поражениях, конечно, умалчивается). Если это сборники законов, то они весьма неполны по охвату регулируемых ими общественных отношений и в большинстве случаев плохо сохранились (притом далеко не от всех периодов истории и не из всех стран). Если это религиозно-литературные тексты, то они по большой части тоже сохранились во фрагментах, плохо датируются и к тому же дают представление главным образом об официальной идеологии; редко из них можно извлечь сведения о реальной жизни и взглядах населения. Если это административно-экономические тексты (а они составляют громадное большинство клинописных памятников), то они происходят почти исключительно из казенных хозяйств или из хозяйств государственных служащих, купцов и т.д. и поэтому дают одностороннюю картину общества - недаром историки долгое время верили, что в Месопотамии III тысячелетия до н.э. вообще ничего, кроме казенных храмовых хозяйств, не существовало. Если это документы частных юридических сделок, то они появляются только в сравнительно редкие времена, когда общественные отношения менялись и население по разным причинам не могло довольствоваться устными сделками, заключавшимися на основании обычного права.

Периоды, освещенные сравнительно большим числом даже таких письменных свидетельств, какие мы сейчас перечислили, перемежаются с долгими столетиями, от которых вообще не дошло ни одного документа. Хеттская цивилизация, существовавшая в Малой Азии во II тысячелетии до н.э. и тоже пользовавшаяся клинописью, оставила нам только один царский архив, содержащий анналы, посвященные победам царей, государственные договоры, законодательные тексты, инструкции служащим, но главным образом бесчисленные описания магических ритуалов - и ни одного документа, относящегося к частной жизни граждан. С тех пор как во второй половине I тысячелетия до н.э. Передняя Азия целиком перешла па новые писчие материалы-пергамен, глиняные черепки, исписывавшиеся чернилами (остраки), и папирус, до нас вообще почти перестали доходить какие бы то ни было документы, так как пергамен и папирус быстро истлевали, а падписи на остраках стирались или выцветали.



Что касается археологических памятников древней Передней Азии, то до сравнительно недавнего времени раскапывались почти исключительно храмы и дворцы, причем вплоть до начала XX в. вскопанное городище, по существу, попросту разрушалось в поисках табличек, статуй и т.п. Позже раскопками в Месопотамии и других частях Передней Азии занялись архитекторы; облик города стал выявляться яснее (хотя жилым домам по-прежнему уделялось минимальное внимание), зато почти не фиксировались обстоятельства находки домашней утвари и даже табличек. Долго не умели раскапывать городища послойно, выделяя отдельные периоды. Даже и сейчас при раскопках иной рая выбрасываются многие керамические черепки, кости домашних животных и т.п.- то, что дало бы представление о быте, рационе питания населения и многом другом. Но и в самом лучшем случае археология без поддержки письменных памятников не способна дать ясную картину социального строя и духовной культуры ушедшего в прошлое общества. Пока археологи па практике освоят всю сложность растопочной техники, необходимой в условиях данной страны для того, чтобы дать материал историку, они обычно успевают разрушить наиболее «содержательные» городища, потому что самые первые, ещё неопытные археологи, как правило, начинают с самых лучших, самых сохранных городищ и, разрушив их, оставляют менее значительные тем поколениям ученых, которые разработали более топкую методику.

Свои трудности имеет источниковедение в истории Египта. Письменные тексты здесь - в огромном большинстве молитвы и заклинания на стенах гробниц и заупокойных стелах (изредка и чрезвычайно приукрашенные, но в то же время стандартные биографии покойников); сравнительно редко на стенах храмов высекались надписи, посвященные «подвигам» фараонов. Гораздо важнее надписей здесь изображения в настенных росписях и рельефах: соответственно религиозным представлениям древних египтян, мысливших себе загробную жизнь как копию земной, в них мы находим множество живых сцен повседневной жизни. Однако социальное осмыслена этих изображений - дело нелегкое. Тексты на знаменитых египетских папирусах дошли только от сравнительно позднего времени (II и особенно I тысячелетие до н.э.-I тысячелетие н.э.); остраков хозяйственного и правового содержания дошло довольно мало, первый судебник найден недавно, и изучение его только начато.

На папирусах записывались тексты главным образом религиозного и литературного, изредка научного содержания, хотя дошли также и документы (главным образом от конца II-I тысячелетия до н.э. и римского времени) преимущественно казенных хозяйственных ведомств, а также в сравнительно небольшом числе (кроме более поздних периодов) и юридические сделки. Если к этому добавить, что египетские тексты ученые понимают значительно менее точно, чем вавилонские, то можно прийти к выводу, что восстановление картины социально-экономической жизни древнего Египта - дело трудное, и не случайно очень многое здесь до сих пор остается неясным; историка-экономиста здесь опережают искусствоведы, а также филологи сравнительно узкого профиля.

Чем меньше документальных источников, тем труднее восстанавливать историю общества. Документальные источники имеют два неоценимых преимущества: во-первых, они, как правило, современны событиям и относительно более объективно передают то, что действительно случалось; во-вторых, если их достаточно много и можно убедиться в том, что большое или малое количество определенного типа документов не обусловлено случайным стечением обстоятельств их находки, то они позволяют сделать некоторые выводы относительно частоты или редкости тех или иных общественных явлений в эпоху, которую они освещают. Что же касается повествовательных, или так называемых нарративных, источников (как чисто литературных произведений, так и сочинений древних историков), то они сообщают нам, не о самих фактах, а лишь о том, что по этому поводу думали их авторы или общество, к которому авторы принадлежали. Конечно, историку полезно знать и это, однако лишь сравнительно редко мы можем проверить достоверность того, что сообщают нарративные источники. В частности, детали описания событий и особенно приводимые в нарративных источниках речи исторических персонажей едва ли не всегда недостоверны.

История древней Палестины известна почти исключительно по нарративным источникам, хотя за последнее время к ним прибавились ценные археологические данные, с помощью которых до известной степени можно проверять данные повествований. Последние сохранились в Библии-священном писании иудейской и христианской религий. Библия - не одна книга, а целая литература, состоящая из множества отдельных произведений, создававшихся с XII по II в. до н.э. (Ветхий завет) п в I-II вв. н.э. (Новый завет). В нее входят мифологические и легендарные повествования о сотворении мира и человечества, созданные окружавшими Палестину и жившими в Палестине пародами (главным образом евреями), уголовное, гражданское и ритуальное законодательство, прозаические исторические повествования (они поддаются в значительной мере проверке путем сопоставления с археологическими данными, а также с ассирийскими, вавилонскими и египетскими царскими надписями, а иногда и документами), религиозная и светская поэзия, обрывки эпоса, религиозная и светская дидактика, ритмически-стихотворные религиозные проповеди на политическую злобу дня (тоже часто сопоставимые с историческими известиями из других стран Ближнего Востока) и многое другое. Ясно, что исторически этот пестрый материал весьма неравноценен, однако с помощью методов исторической критики из библейских сочинений удается извлечь и много достоверной информации; к сожалению, исследованию древней истории Палестины сильно препятствует почти полное отсутствие документальных источников. Число их начало пополняться лишь за последнее время, особенно после нашумевших находок рукописей у Мертвого моря, относящихся ко II в. до н.э.- II в. н.э.

Весьма трудную проблему составляет историография Индии. Здесь, несмотря на расцвет в древности множества наук (философии, астрономии, грамматики и др.), историческая наука не возникла, а дошедшие до нас древнейшие религиозные песнопения «Вед», ритуально-законодательные сборники, эпос, философские и иные трактаты с весьма большим трудом поддаются датировке. Дошло некоторое количество царских надписей на камне и т.п. (не ранее III в. до н.э.), по большей части не слишком содержательных; документальные же источники отсутствуют почти полностью. За последнее полстолетия больших успехов достигла индийская археология-достаточно упомянуть открытие ранее совершенно неизвестной древнейшей индской цивилизации III-II тысячелетий до н.э. К сожалению, из письменных памятников этой цивилизации пока известны только коротенькие надписи на печатях и т.п., материала которых недостаточно для расшифровки. Более или менее ясна только грамматическая структура, но слова почти не поддаются прочтению.

Древняя история Китая базируется почти исключительно на нарративных источниках. В отличие от Индии в Китае расцветала и историческая литература, однако она относится лишь ко времени начиная со второй половины I тысячелетия до н.э., хотя тогдашние историки пользовались не дошедшими до нас древними записями. От более ранних периодов сохранились надписи на бронзовых сосудах (разного рода дарственные и др.) и множество надписей, сделанных гадателями конца II тысячелетия до н.э. на бараньих лопатках, черепашьих щитках и т.д., а также древние песнопения и предания, к сожалению дошедшие в записи намного более поздней, чем время их первоначального сочинения. Есть ряд философских, научных, военных, экономических трактатов, но документальных материалов до обидного мало. Археология Китая находится, по-видимому, лишь в своем начальном периоде, несмотря на уже сделанные крупные открытия. Наиболее яркое из них - находка тщательно скрывавшейся еще в древности гробницы первого китайского императора Цинь Ши хуанди, окруженной целым войском глиняных, ярко и реалистически раскрашенных скульптур, которые изображают воинов охраны императора, со всеми деталями вооружения, одежды, конского убранства и т.д. Но и менее сенсационные открытия сулят значительное расширение наших сведений о древнем Китае. Много сделано и в области исторической критики письменных источников.

В Греции до недавнего времени древнейший период ее истоpии можно было изучать только по немым археологическим памятникам; всего несколько десятилетий назад заговорили таинственные микенские словесно-слоговые письмена второй половины II тысячелетия до н.э., но прочтенные тексты оказались документами дворцового хозяйственного учета, и ряд соображении приводит ученых к выводу, что в те времена греки ничего более и не записывали. Следующий период помимо археологических памятников освещен сочиненными в VIII в. до н.э. и приписываемыми Гомеру эпическими поэмами - «Илиадой» и «Одиссеей»; отделение исторической действительности от воображения поэта представляет тут сложнейшую задачу исторической критики.

Подлинных, современных событиям документов из Греции и Рима почти не дошло (их писали на разрушаемом материале); однако этот недостаток полностью возмещают два обстоятельства: во-первых, то, что греки (а за ними и римляне) создали богатейшую нарративную литературу самого разнообразного характера, в том числе замечательные исторические сочинения, которые в нашей книге будут неоднократно цитироваться. Такой писатель, как Фукидид (около 460-396 гг. до н.э.), может считаться основателем научной исторической критики. К сожалению, все эти произведения дошли только в средневековых писцовых копиях и лишь отчасти - на кусках папирусов, главным образом из Египта начала нашей эры. Их тексты потребовали огромной критической работы. Во-вторых, как в Греции, так впоследствии и в странах, куда распространилась греческая культура (они охватывают, по существу, весь Ближний и Средний Восток, а также Рим), было очень широко распространено составление надписей па камне по поводу самых различных общественных и частных событии - от подробного изложения римским императором Августом истории его правления до надписи, поминающей добрым словом покойную сожительницу раба, от огромного тарифа международных таможенных пошлин до частного посвящения жертвы божеству. Иногда на камне высекались и копии отдельных юридических документов. Много документального материала от эпох греко-македонского и римского владычества дошло на папирусах из Египта; кроме того, сохранились (опять-таки в средневековых рукописях) многочисленные памятники законодательства и юридической мысли (преимущественно римские).

Современные историки Греции, Рима и культурно-политически связанных с ними стран (в том числе древнего Причерноморья) имеют большое преимущество перед историками стран Востока в том, что изучение источников началось у них лет на четыреста раньше, поэтому проделанная за это время научная критическая работа поистине громадна. И тем не менее новые открытия, новые интерпретации старого материала продолжают появляться ежегодно.

Блестящего развития достигла греко-римская археология. Всем известны раскопки Помпеи - города, погибшего под слоем горячего пепла во время извержения вулкана в начале нашей эры и под этим пеплом сохранившегося почти неизмененным, вплоть до объявлений на стенах домов. Другие открытия иногда не менее поразительны, иногда более скромны, но во всех случаях удачно дополняют обильный материал письменных источников. В последнее время начала развиваться и подводная археология - были найдены остатки городов, ушедших под воду, а также почти целые корабли, затонувшие со всем грузом две тысячи лет назад.

За последнее время произошел значительный рывок вперед в области сравнительно-исторического языкознания; можно надеяться, что с его помощью вскоре можно будет реконструировать в общих чертах уже не только одну материальную (археологическую) культуру человеческих сообществ далеко в глубь за пределы письменной истории. Трассы переселений носителей древнейших языков пока восстанавливаются ненадежно, но, по-видимому, при сотрудничестве лингвистов с археологами, с антропологами (которые, учитывая данные генетики, сейчас добились крупнейших успехов), с палеоботаниками, палеозоологами, историками климата можно будет вскоре поставить проблемы этногенеза на твердые основы. Отметим, что исследование происхождения народа предполагает раздельное рассмотрение истории антропологического типа, истории языка и истории культуры, поскольку каждый народ имеет не один, а эти три корня, порой расходящиеся в разные стороны.

Этот беглый очерк, конечно, не может заменить подлинного разъяснения результатов, достигнутых источниковедческой наукой, посвященной эпохе древности. Но все же, возможно, он даст хотя бы самое примерное представление о характере тех источников, на которые опирается изложение в последующих лекциях пашей книги, о степени вероятности того, что сообщаемые сведения достоверны, и о препятствиях, с которыми встречается в своей работе историк-исследователь.

К трудностям источниковедческим, перечисленным вкратце выше, надо еще прибавить филологические. Ни один историк древнего мира не может себе позволить работать по готовому материалу, представленному ему филологами или археологами; он должен самостоятельно разобраться в филологических трудностях и спорных местах текстов, а также и технических особенностях произведенных археологами раскопок. Источники же ро древней истории написаны многими сложными видами письменности на десятках языков, из которых многие еще плохо понятны, иногда не до конца дешифрованы, так что истолкование их вызывает разногласия. Сами языки постоянно менялись и меняются. Например, латинский язык V в. до н.э. довольно сильно отличается от латыни I в. до н.э.- I в. н.э., а та заметно отличается от средневековой латыни и т.д. Еще более менялись аккадский или китайский, письменная история которых насчитывает два с половиной - три с половиной тысячелетия.

Чтобы покончить с вопросом об источниках, стоит остановиться еще на одном вопросе: не доходят ли до нас источники случайные, не «главные», не искажаем ли мы картину происходившего, полагаясь на них? На этот законный вопрос нет однозначного ответа. Некоторые страны и эпохи освещены источниками, можно сказать, удовлетворительно: о Риме времен императора Августа нам известно, вероятно, больше, чем о Руси XVII в. н.э. Довольно значительны, хотя отрывочны, наши знания, скажем, о времени Навуходоносора II или о старовавилонском времени: сотни, если не тысячи имен лиц, биография некоторых из них... О ряде других эпох мы знаем, увы, гораздо меньше, и крупные ошибки вполне возможны. Однако есть уверенность в том, что человеческое общество живет и развивается по единообразным социально-экономическим и социально-психологическим законам, поэтому кое-что мы вправе осторожно додумывать, с большей или меньшей вероятностью того, что не ошибемся. Впрочем, ведь и в любой науке ость много непознанного, неправильно толкуемого. Наука - путь к истине, постепенное к пей приближение; полная, абсолютная истина недоступна.

История впервые возникла в древности как жанр художественной литературы, и некоторые её черты она сохраняет до сих пор. Это обстоятельство оправдано, оно дает историку возможность представить картину прошлого не только рассудку, но и воображению читателя; по громадный вред науке и обществу приносит субъективно-эмоциональное отношение к фактам истории, когда историк ыводит из них не то, что было на самом деле, а то, что соответствует его предвзятой идее. Дело ученого-объективное познание фактов и объективное их истолкование.

Итак, читатель этой книги должен ясно представить себе, что в ней нет окончательных истин, а есть только то, что можно сказать об злагаемом предмете па современном уровне развития пауки; течение ее отнюдь не остановилось, наши представления о прошлом меняются и будут меняться. В этих переменах, в постепенности приближения к познанию истины, может быть, и состоит главная привлекательность исторической науки.

Ведущиеся в нашей стране интенсивные исследования иностранных и отечественных источников по истории Древней Руси показывают, что разнообразие, подчас уникальность и огромный объем информации о Восточной Европе и Руси в зарубежных и отечественных памятниках письменности делают их ценнейшим источником сведений о древнейшей истории нашей страны.

Данный раздел сайта дает возможность всесторонне представить учащимся и людям увлекающимся историей иностранные и отечественные источники - хоть и не в максимальном объеме, но все же в объеме, необходимом и достаточном для учебных и познавательных целей.

АНТИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Подраздел содержит фрагменты сочинений античных и раннесредневековых авторов, написанных на древнегреческом и латинском языках и составляющих свод древнейших источников по истории Северного Причерноморья и Восточной Европы. Хронологический охват материала - от Гомера (VIII в. до н.э.) до Иордана и Равеннского Анонима (VII в. н.э.).

ВИЗАНТИЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Подраздел содержит публикацию византииских памятников в переводах с греческого языка, в которых отражены события истории народов Восточной Европы Руси и ее соседей в IV-XIII вв.

ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Подраздел посвящен источникам на арабском, персидском и еврейском языках. В подразделе приводятся фрагменты географических, исторических и энциклопедических трудов, записок путешественников, эпистолярных сочинений. Хронологический охват материала - IX-XVI вв.

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Подраздел «Исторических источников» содержит переводы избранных западноевропейских (немецких, польских, французских, итальянских, венгерских, чешских) источников IX-XIII вв., написанных, как правило, на латинском языке. Среди них - тексты самых различных жанров: анналы и хроники, жития, правовые документы, послания.

ДРЕВНЕСКАНДИНАВСКИЕ ИСТОЧНИКИ

Данный подраздел «Исторических источников» посвящен древнескандинавским источникам. Скандинавские письменные памятники IX-XIV вв. представляют собой одну из самых больших групп среди иностранных источников, содержащих сведения по истории Древней Руси. В их число входят скальдические стихи, рунические надписи, историографические сочинения, исландские саги (родовые, королевские, о епископах, о древних временах), норвежские гомилиарии и жития святых, исландские географические сочинения, исландские анналы.

mob_info