К. Паустовский "Теплый хлеб"

Многим с детства знакома трогательная история о раненой голодной лошади. Называется этот рассказ «Теплый хлеб». Не все знают, кто автор данного произведения. Написал «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание рассказа поможет быстро узнать, с чего всё началось и чем закончилась история. Произведение учит добру, тому, что важно признавать и исправлять свои ошибки. Автор - признанный мастер художественного описания природы. Читая строки, кажется, будто бы являешься свидетелем всего происходящего.

Рассказ «Теплый хлеб». Паустовский. Краткое содержание

Начинается повествование с печального события. Пред глазами читателя ясно встаёт раненый конь. Животное пожалел мельник деревни Бережки и приютил его у себя. Но пожилому человеку было нелегко зимой прокормить коня. Ведь в это время нет свежей травки, которую могла бы пощипывать лошадь, а излишков продуктов у мельника, видимо, не было.

Чувство голода заставило лошадку ходить по дворам в поисках еды. Ему выносили морковку, свекольную ботву - кто что мог. Лишь равнодушный мальчик Филимон не покормил животное. Далее продолжает характеристикой юного персонажа свой рассказ «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание поведает об этом. Филимон был неласков, за что бабушка, с которой он жил, журила парня. Но мальчику всё нипочём. Он почти всегда говорил одно и то же: «Да ну тебя». Так же Филька ответил и голодному коню, который потянулся к краюшке хлеба. Мальчик стукнул животное по губам и отбросил ломоть в снег.

Наказание

Далее произведение Паустовского «Теплый хлеб» рассказывает о расплате за содеянное. Казалось, что сама природа захотела наказать за такую жестокость. Моментально началась снежная буря, и температура на улице резко упала. От этого замёрзла вода у мельницы. И теперь вся деревня рисковала остаться голодной, так как не было возможности молоть зерно в муку и печь из неё вкусные булки. Бабушка Фильки ещё больше напугала парня, рассказав о похожем поступке, только по отношению к безногому голодному солдату. Виновник того происшествия вскоре умер, а природа деревни Бережки ещё 10 лет не радовала ни цветочком, ни листочком. Ведь тогда тоже налетела снежная пурга и резко похолодало.

Вот такое наказание за серьёзный проступок назначил в своём рассказе «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание плавно приходит к развязке. Ведь всё должно закончиться хорошо.

Искупление вины

Перепуганный такими последствиями своего поступка Филимон собрал ребят колоть топорами и ломами лёд вокруг мельницы. Пришли на помощь и старики. Взрослые мужчины тогда были на фронте. Люди работали весь день, и природа оценила их старания. Её как живую описывает в своём произведении «Теплый хлеб» Паустовский. Краткое содержание можно закончить тем, что в деревне Бережки вдруг подул тёплый ветер, и вода полилась на лопасти мельницы. Из смолотой муки бабушка Фильки испекла хлеб, мальчик взял один каравай и отнёс его коню. Тот не сразу, но взял угощение и помирился с ребёнком, положив ему на плечо свою голову.

Вот так по-доброму заканчивает своё произведение Паустовский. «Теплый хлеб» отзывы имел в основном положительные. В 1968 была выпущена небольшая книжка, иллюстрации к которой вы видите в статье. Затем был снят и мультфильм по мотивам интересного произведения.

О любви и сердечности, о равнодушии и его последствиях, о возможности загладить причиненное зло, о милосердии и прощении заставляет задуматься эта литературная сказка К. Г. Паустовского, больше похожая на быль. Одним сюжетом связаны настоящее и прошлое, люди и животные, вина и искупление.

История создания

В 1954 году, спустя девять лет после окончания войны, рассказал детский писатель ребятам удивительную историю о добре и зле. Впервые произведение увидело свет в знаменитом журнале «Мурзилка», а позже, в 1973 году был снят короткометражный мультфильм с одноименным названием.

Анализ рассказа

Описание рассказа

Сюжет повествования разворачивается в военное время в простой деревне. Тяжело, трудно живут крестьяне, не хватает продуктов. Старый мельник Панкрат, приютив покалеченного коня, волей случая оказавшегося в Бережках, не в состоянии прокормить беднягу. Селяне по-доброму относятся к лошади и помогают в меру своих сил. Лишь злой и агрессивный Филька, равнодушный к окружающим и чужим заботам, больно обидел коня. Бездушие обернулось катастрофой для деревни: наступил лютый холод, предвестник голодной смерти.

Желая помочь справиться с общим несчастьем, парнишка предлагает свой выход из критического положения.

Сознавая, что был не прав, Филька делает всё возможное, чтоб компенсировать свой необдуманный шаг, и в финале мирится с конем, угощая его теплым хлебом.

Главные герои

Недоверие, бессердечность, злоба, нелюдимость, черствость и жадность характеризуют центрального персонажа произведения - Фильку, подростка, живущего со своей бабушкой. Отвечая отказом на любые предложения и просьбы друзей, он нередко может задеть своим пренебрежительным отношением и старую женщину. Нет в его сердце доброты ни к людям, ни к животным.

Жестокость и необратимость своей выходки паренек понимает лишь после разговора с бабушкой, и, осмыслив содеянное, бросается исправлять ситуацию. Найдя в себе силы признать ошибку, Филька предстает перед читателем с другой стороны: мы видим неподдельное трудолюбие, искреннее раскаяние, сообразительность, организаторские способности. Подросток показал жителям деревни свои положительные качества, заставил поверить ему.

Мельник Панкрат

Другим главным лицом сказки «Теплый хлеб» выступает загадочный мельник Панкрат, давший приют раненой лошади. Терпение и мудрость, отзывчивость и рассудительность, практичность и предусмотрительность приобрел старик за долгие годы жизни. Зная истинную ценность вещей, он не отказывает Фильке в возможности искупить вину, понимая, что в каждом человеке есть хорошие стороны.

В экспозиции читатель знакомится с местом действия и основными персонажами. Завязкой истории выступает некрасивый шаг бессердечного мальчика, навлекший печальные последствия.

Используя строгую последовательность событий, писатель позволяет проследить постепенное раскрытие характера героя, ясно показывая мотивацию его поведения.

Развязкой сказки становится примирение мальчика и коня, раскаяние одного и прощение другого.

Незамысловатыми словами Паустовский говорит о душевной щедрости, сострадании, отзывчивости. Хорошие мысли и поступки отзываются добром, а черствость неизбежно оборачивается злом и бедами. Писатель уверен в том, что вовремя осознав ошибку и раскаявшись, каждый человек имеет шанс изменить положение, загладить свою вину, стать милосерднее.

Тема: Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема доброты.

Цели:

Метапредметные:

Развивать личностные УУД : осмысление поступков героев, принятие правильных жизненных ценностей, умение анализировать свои действия, поступки.

Развивать коммуникативные УУД : умение высказывать свою точку зрения и обосновывать её; строить общение с классом, учителем, умения работать в группе.

Формировать познавательные УУД : уметь отбирать материал для работы из художественного текста; делать выводы из услышанного, прочитанного.

Формировать регулятивные УУД : уметь ставить цель, формулировать её, оценивать результаты своей учебной деятельности, рефлексировать.

Предметные цели:

Совершенствовать навыки анализа художественного текста с точки зрения использования средств речевой выразительности;

Совершенствовать навыки выразительного чтения;

Расширить знания о реальном и фантастическом (вымышленном) в художественном тексте.

Тип урока: изучение нового материала и закрепление знаний.

Оборудование : учебник В. Я.Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина. Литература 5 класс в двух частях, мультимедийный проектор, использование ИКТ, компьютерная презентация.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная.

У: На прошлом уроке мы с вами познакомились с биографией писателя Константина Георгиевича Паустовского и работали над его произведением «Тёплый хлеб».Сегодня мы продолжим с вами эту работу.

Для начала давайте вспомним содержание этого произведения

Чтобы вспомнить, ответьте на вопросы теста

А) Его ранили.

Б) Так захотел Панкрат.

А) «Ничего не знаю».

Б) «Да ну тебя!».

В) «Все вы умные».

3) Какую историю рассказала бабушка Фильке ?

А) О том, как она обидела когда-то солдата.

Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.

В) О том, как закончилась война.

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение.

А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы.

А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.

А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело.

? А) Попросил у него прощения

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой.

Проверка. Ответы: 1А, 2Б, 3Б, 4А, 5В, 6А, 7А, 8Б,

У.Посмотрите на тему сегодняшнего урока. О чём мы сегодня будем говорить?Обратите на каждое слово, которое является ключевым.(Главная проблема произведения -) Говорить будем о главной проблеме произведения и о жанре произведения. Начнём с жанра.

Чем является по жанру?

Какой сказкой является это произведение?

По этому вопросу провела небольшую исследовательскую работу…(Выступление обучающегося Автором является конкретное лицо –, писатель Произведение существует в письменной форме У сказки только один вариант)

Переходим к следующему ключевому слову. Будем говорить о главной проблеме сказки. Но сначала определим её. Прежде чем вы дадите ответ, прослушайте внимательно песню. (Песня «Дорога добра»)

Так какая же главная проблема сказки «Тёплый хлеб» (Проблема доброты)

Учитель: А давайте, ребята, вспомним типы сказок.(Волшебная сказка, сказка о животных, социально-бытовая сказка).

Учитель: К какому типу относится сказка «Теплый хлеб»?(Социально-бытовая сказка)

Учитель: Хорошо. Типы сказок вспомнили. Раз это сказка социально-бытовая, то главные герои такой сказки люди. На поступках какого героя в этом произведении раскрывается проблема доброты?(Филька) Именно какие герои помогают раскрыть её глубже. Составить на доске кластер (Филька, конь, бабушка, Панкрат, жители Бережков)

С чего начинается основное действие, где завязка конфликта?(Ф. обидел коня)Продолжите

Грехи Фильки. Продолжи предложения:
1) обзывал (коня) «дьяволом», «христарадником»;
2) ударил по губам;
3) кинул хлеб на землю;
4) не поделился с голодным и нуждающимся

Как вы оцениваете поступок Фильки?

(Филька все сделал не задумываясь, потому что был неласковым, равнодушным к окружающим, недаром прозвали «Ну тебя», у него было холодное сердце).

Что последовало за его злобным поступком?

(За людскую злобу природа наказала жителей деревни: наслала лютый мороз, грозя неминуемой смертью от холода и голода)

Именно с этого момента начинается трудный путь Фильки к добру.

Можно ли изменить зло? (Когда поймёшь свои ошибки и захочешь их исправить).

Когда же Филька понял, что он злой, жестокий? (Когда он слушал рассказ бабушки о злом мужике).

Давайте вспомним, о чём поведала бабушка.(Один ученик рассказывает бабушкину притчу).

Ребята, как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку? (Он себя сравнил со злым мужиком).

А как мальчик вёл себя? (Он ёжился в тулуп, хотя был дома. Ему стало холодно, страшно. Филька понял, что он сильно обидел коня и должен искупить вину).

Почему умер злой мужик? (от охлаждения сердца)

А у какого сказочного героя ещё было ледяное сердце? Но Кая спасла Герда.

У Фильки бы тоже «замерзло сердце», если бы он…. Не понял свою ошибку, не осознал свою вину.

Что произошло с Филькой после рассказа бабушки?

(Он задумался, заплакал, просил совета).

Паустовский показывает, если осознать свою вину, можно каким-то образом ее исправить.

Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату? (Он старый, мудрый, может дать Фильке правильный совет. Да у него и конь живёт, а Фильке надо попросить прощения у коня).

А почему бабушка не остановила внука, ведь выла метель, он мог заблудиться?

(Она сказала: «…надеяться надо». Значит, и бабушка поверила внуку, она надеется, что он исправит свою вину, а самое главное – поймёт: только добрые поступки могут искупить зло.

Как же это делает Филька?(Рассказ о посещении Ф. Панкрата и его дальнейшие действия)

РАБОТА НАД ФИНАЛОМ СКАЗКИ.

1.Выразительное чтение отрывка.(4 человека)

- - Ребята, тяжело просить прощение, прощать?

- Легко Фильке было это сделать?

Простил Фильку конь?

У Л.Н.Толстого есть выражение «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Теплота согревает сердца, вот и холодное сердце Фильки оттаяло. Главное – Филька понял, что только добро делает человека счастливым.

Но для этого Фильке пришлось пройти трудный и большой путь.

---- Изменился ли Филька?

!!! (Да, он стал добрее, ответственнее, научился переживать за всех жителей деревни, жить с ними в мире).

Перед вами лежат заготовленные части таблиц, которые нам нужно будет сейчас заполнить на доске. Прикрепите свою заготовку в нужный столбик.(Да ну тебя –Филька, невежа, злой, вредный, : любовь, чуткость, доброта, сердечность, отзывчивость, милосердие, забота, помощь, человечность,жестокий,.. молчаливый. Недоверчивый, деятельный,)

Как хорошо, что Филька понял, что натворила его грубость, и был готов исправить совершенное им зло. Нелегкое ему предсто­яло дело - изобрести спасение от стужи, однако мальчик спра­вился с ним.

Филька нашел спасение, помирился с конем, и зло отступило. Как ни трудна была борьба мальчика с самим собой, он правильно понял, что корни зла всегда сидят внутри человека и руководят его словами и действиями. Я думаю, конь преподал маль­чику хороший урок, и Филька теперь будет гораздо добрее и вни­мательнее к себе и к другим

Итак, ребята, что победило в сказке: добро или зло?

Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому

Нужно быть добрыми, отзывчивыми.

: Не причинять другим вреда, обиды.

: Отвечать за свои поступки, слова.

: Не бояться просить прощения, прощать

детское сердце не должно становиться холодным,

Надо всё делать сообща,

Совершать добрые поступки,

Надо быть милосердными, добрыми.

Народная мудрость давно предупреждает нас о последствиях таких поступков. У нас много пословиц, которые мы могли бы соотнести с поступками героев этой сказки. Выберите те, которые, по вашему мнению, относятся к теме сегодняшнего урока.

    Что посеешь, то и пожнёшь.

    Делу-время, потехе- час.

    Встречают по одёжке, проважают по уму

    Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

    Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

6. Нет ничего отважнее, чем победа над собой

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?
.

Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к Доброте. Филька прошел свой путь к Доброте. Сам осознал свой поступок, сам его и исправил. Мы видим, как изменился Филька. И пришел он к таким поступкам сам, осознав всё содеянное им.

--Перед вами карточки и цветные карандаши, дайте цветовую характеристику героям.Звучит песня кота Леопольда

Да ну тебя

Заполните карты самоконтроля.

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Почему же сказка о Фильке и о коне называется "Тёплый хлеб"? (Хлеб примирил Фильку и коня).

Работа над лексическим значением слова «теплый». На доске записано несколько лексических значений данного слова (всего их 7).

Нагретый, дающий или содержащий тепло.

Не знающий морозов, южный.

Хорошо защищающий тело от холода.

Имеющий отопление.

Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу,

В каком значении употреблено слово "тёплый" в названии сказки?

ВЫВОД: Тёплый хлеб - это не только тот подарок, который делает “исправившийся” Филька раненому коню, но и тот хлеб, который накормил всю деревню. Это определённый символ изменённых отношений между людьми.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе.

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, всё же

Мы вслух произносим его.

VI .Домашнее задание.

    Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься сказка К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

    Разгадывание кроссворда

Вопросы

    (Филька).

    За что бабка часто выговаривала Фильке? (Неласковость).

    Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег? (Злорадный)

    (Жестокость)

    (Страх)

    (Совет)

    (Помощь)

    (Тепло)

    (Дружба)

    (Доброта)

Вопросы

    Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя?

    Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки?

    Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик?

    Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью?

    Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан?

    Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела?

    Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом?

    Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки?

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

______________

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

_____

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

Фамилия, имя

Да ну тебя

___________________________________________________________

Фамилия, имя

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

_________________________________________________________________

Фамилия, имя

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

_____________________________________________________________

Фамилия, имя

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

.

(Обведите кружком номер правильного ответа.)

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________вредный

Любовь

Чуткость

доброта

сердечность

отзывчивость

милосердие

забота

помощь

человечность

жестокий

молчаливый

Недоверчивый

Да ну тебя

Филька

Невежа

Злой

Какой сказкой является это произведение? Доказать.

Пересказать бабушкину притчу

(Рассказ о посещении Фильки Панкрата и о его дальнейших действиях)

Виды сказок

Почему Филька решил идти именно к деду Панкрату?

Изменился ли Филька в конце сказки?Как?

Чему нас учит это произведение?

Просмотр содержимого документа
«приложение»

Вопросы

    Как в сказке “Тёплый хлеб” звали главного героя?

    За что бабка часто выговаривала Фильке? .

    Какой окрик был у Фильки, когда он забросил хлеб далеко в рыхлый снег?)

    Какая черта характера преобладала у мальчика в начале сказки?

    Когда бабка рассказала Фильке историю, происшедшую 100 лет назад, что испытал мальчик?

    Что хотел услышать Филька от мельника Панкрата, когда пришёл к нему морозной ночью?

    Что получил мальчик за свою решимость признать ошибку от сельчан?

    Что ощущаешь на сердце от сделанного доброго дела?

    Что принёс Филька коню вместе с тёплым хлебом?

    Что поселилось в Филькином сердце в конце сказки?

Фамилия, имя

Мои ответы

Я ставлю себе за работу

Тема урока понятна/ непонятна

Урок для меня полезен / бесполезен

Я понял, что___________________________________________________

Цветовая характеристика героев

Да ну тебя

___________________________________________________________

. В каком из предложений содержится главная мысль сказки

К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»?

(Обведите кружком номер правильного ответа.)
1. Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла.

2…Человек становится добрым только среди добрых людей.

3. Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.

4. Злой человек вредит прежде всего самому себе

______________________________________________________________

вредный

Любовь

Чуткость

доброта

сердечность

отзывчивость

милосердие забота помощь человечность жестокий молчаливый

Недоверчивый Да ну тебя

Филька

Невежа Злой

Просмотр содержимого презентации
«конспект»


Константин Георгиевич Паустовский


  • 1) Почему конь остался в деревне?

А) Его ранили.

  • Б) Так захотел Панкрат.
  • В)Конь не захотел идти дальше.

  • 2) Какая кличка была у Фильки?

А) «Ничего не знаю».

  • Б) «Да ну тебя!».
  • В) «Все вы умные».

  • 3 ) Какую историю рассказала бабушка Фильке ?
  • А) О том, как она обидела когда-то солдата.
  • Б) О том, как мужик из деревни обидел старого солдата.
  • В) О том, как закончилась война.

  • 4) Что случилось, когда Филька бросил коню хлеб в снег?

А) Началась метель.

Б) Было наводнение.

В) Случилось землетрясение .


  • 5) Как Филька искупал свою вину? А) Он не хотел меняться.

Б) Накормил всех.

В) Рубил лед с ребятами у мельницы .


  • 6) О чем рассказывала сорока над плотиной? А) О том, что она разбудила летний ветер.

Б) О том, что Филька – плохой человек. В) О том, что она самая умная.


  • 7) Когда заработала мельница? А) Вечером.

Б) Она сломалась навсегда.

В) Летом, когда потеплело .


  • 8) Как Филька помирился с конем ? А) Он принёс ему сена.

Б) Он принес ему свежего хлеба с солью.

В) Он покормил его морковкой .


Тема урока

Главная проблема произведения

проблема …..


Тема урока

Главная проблема произведения


Тема урока

Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема …..


Тема урока

Главная проблема произведения Константина Георгиевича Паустовского «Тёплый хлеб» - проблема доброты .


Доброта – отзывчивость, душевное расположение ко всему живому, стремление делать добро другим.

Словарь Ожегова


Конь Мальчик

Жители Бережков

бабка

Панкрат

Филька



Грехи Фильки. Продолжи предложения

1) обзывал (коня) 2) ударил 3) кинул хлеб 4) не поделился с


Грехи Фильки.

1) обзывал (коня)

«дьяволом», «христарадником»;

2) ударил

по губам

3) кинул хлеб

в снег,т.е. на землю ;

4) не поделился

с голодным и нуждающимся






  • - Можно ли изменить зло?
  • - Когда же Филька понял, что он злой, жестокий?


  • - Как вы думаете, о чём думал Филька, слушая бабушку?
  • - А как мальчик вёл себя?
  • Почему умер злой мужик?
  • Что произошло с Филькой после рассказа бабушки?



Совершить зло очень легко, а раскаяться, искупить вину могут лишь немногие.

Как же это делает Филька?









«Чтобы поверить в добро , надо начать его делать.»

Л.Н.Толстой


Изменился ли Филька?

«Да ну тебя» «Филька»


Вечная борьба добра и зла .


Чему учит сказка К.Г.Паустовского

Теплый хлеб”?


1. Что посеешь, то и пожнёшь.

2. Делу-время, потехе- час.

3 .Встречают по одёжке, провожают по уму

4 .

5

6 .


. Что посеешь, то и пожнёшь.

. Поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, чтобы поступили с тобой.

. Умение прощать – свойство сильных. Слабые никогда не прощают.

. Нет ничего отважнее, чем победа над собой


  • Добрый человек – это тот, кто не умеет делать зла .
  • Человек становится добрым только среди добрых людей.
  • Злое дело обязательно нужно исправить - совершить добрый поступок.
  • Злой человек вредит прежде всего самому себе

Надо уметь прощать ошибки, ведь ошибиться может каждый

Надо с добром относиться к людям. И тогда жить станет легче, интереснее. Надо делать добро, а если ошибешься, то не надо бояться покаяться и исправить ошибку.


.

  • Конь
  • Да ну тебя
  • Филька
  • Панкрат

Перед вами карточки и цветные карандаши, дайте цветовую характеристику героям .

  • Конь
  • Да ну тебя
  • Филька
  • Панкрат

Домашнее задание

1.Сочинение – миниатюра

« О чём заставила меня задуматься сказка

К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб ».

2.Кроссворд



Сорока полетела к теплому морю, разбудила летний ветер, упросила его прилететь в деревню и принести тепло…


Значение слова тёплый по словарю :

А) дающий или содержащий тепло;

Б) защищающий тело от холода (тёплый свитер);

В) хорошо сохраняющий тепло (тёплая комната)

Г) отличающийся внутренней теплотой,

согревающий душу, ласковый, приветливый .



Произведение "Теплый хлеб" написал Константин Паустовский в 1954 году, когда прошло уже 9 лет, как кончилась война. Эта удивительная история, где добро противостоит злу, очень понравилась юным читателям, да и взрослым, конечно, тоже. Знаменитый журнал "Мурзилка" опубликовал произведение, а спустя почти двадцать лет телезрители могли порадоваться короткометражному мультфильму, поставленному по мотивам сказки. Анализ произведения "Теплый хлеб" также окажется полезным для вас, если вы планируете писать сочинение в 5 классе на эту тему.

О чем рассказ "Теплый хлеб" коротко?

Сначала коротко обсудим, какую тему поднимает Константин Паустовский и о чем побуждает задуматься читателей, затем рассмотрим сюжет и главных героев, увидим также, как Филька обижает коня. Рассказ "Теплый хлеб" раскрывает тему любви и великодушия, вместе с тем обращается внимание на равнодушного человека. Можно ли устранить последствия причененного зла, проявить милосердие и простить от сердца? События настоящего и прошлого связаны единой нитью, автор пишет о людях и животных, о вине и искуплении.

Анализ рассказа "Теплый хлеб" был бы неполным без рассмотрения сюжета. Паустовский рисует простую деревню во времена войны. Еды катастрофически не хватает, крестьянам живется тяжко, работать приходится очень много, не щадя себя. Старому мельнику Панкрату довелось приютить у себя покалеченное животное. Это был конь, который случайно оказался в Бережках, и требовалось его теперь как-то содержать, но у Панкрата еды и так не хватало.

Герои рассказа "Теплый хлеб"

Готовя сочинение 5 класс по рассказу "Теплый хлеб" Паустовского, обратите внимание на образ Фильки. Это подросток, который живет с бабушкой, и он очень бессердечен, полон злобы, недоверия и черствости. Когда друзья обращаются к нему за помощью, он отказывает им, и не любит он ни людей, ни животных.

Когда с Филькой беседует его бабушка, он вдруг понимает, насколько жестоко поступил, и какие теперь могут быть последствия. Поразмышляв, он находит самый лучший выход из положения, и признает свою ошибку. Теперь мы видим этого персонажа с другой стороны: он трудолюбив, сообразителен, организован и готов исправить последствия своих необдуманных действий на благо других. Фильке уже можно верить.

Однако анализ рассказа "Теплый хлеб" показывает и образ другого персонажа, о котором мы уже упоминали. Это старый мельник Панкрат. Его образ загадочен, ведь он не только вылечил коня, но и проявил удивительные качества. Когда Филька идет искупать свою вину, Панкрат не мешает ему, и не держит на него зла, давая себе отчет в том, что каждый человек имеет свои положительные качества, и в человека нужно верить.

Другие детали анализа

События в рассказе "Теплый хлеб" строго следуют одно за другим, Паустовский как бы ведет читателя, постепенно раскрывая характеры героев, и показывает, что двигает ими. Конечно, в рассказе присутствуют сказочные мотивы, которые умело переплетаются с реальными событиями. Таким образом создается единая композиция. Интересно, что с помощью устаревших оборотов речи и фольклорных выражений повествование приобретает особые краски и выглядит весьма своеобразным.

Обязательно в анализе "Теплый хлеб" подчеркнем суть идеи автора. Человека красит душевная щедрость, сострадание и отзывчивость. Когда человек поступает по-доброму, доброта возвращается к нему, а равнодушное отношение к другим влечет за собой беды и зло. Кроме того, если ты вовремя осознаешь свою ошибку и готов исправиться, это обязательно изменит положение и найдет отклик в сердцах окружающих.

Надеемся, что анализ рассказа "Теплый хлеб" будет полезен для вас. Мы рассмотрели краткое содержание произведения, образ главных героев и мысль автора, которую он хотел донести до читателей. Если вы будете писать сочинение по рассказу "Теплый хлеб" Паустовского, обязательно включите эти мысли.

«Теплый хлеб» очень мало походит на сказку, ведь и деревня Бережки, и главный герой — мальчик Филька, и старый мудрый мельник Панкрат могли существовать на самом деле. А страшная метель и трескучий мороз, вы-званные грубым и необдуманным поступком Фильки, впол-не могли оказаться обычным совпадением. Обычным — да не совсем.

О чем же идет речь в этой странной сказке? Старый мельник Панкрат вылечил раненного в ногу боевого коня, которого оставили в деревне проходившие кавалеристы. Конь же, в свою очередь, терпеливо помогал мельнику чи-нить плотину — на дворе стояла зима, мука у людей за-канчивалась, поэтому нужно было во что бы то ни стало поскорее отремонтировать мельницу.

Филькина бабушка рассказала притихшему и напуган-ному мальчику, что такой же лютый мороз упал на дерев-ню сто лет назад, когда злой человек незаслуженно и горь-ко обидел старого солдата-калеку. Земля после того моро-за на десять лет превратилась в пустыню — не цвели сады, высохли леса, попрятались и разбежались звери и птицы. А злой человек умер «от охлаждения сердца».

Заныло сердце у Фильки от сознания своей вины, по-нял мальчик, что только ему под силу исправить совер-шенную ошибку, но он не знал как. Бабушка была увере-на, что об этом должен знать Панкрат, ведь «он старик хитрый, ученый».

Ночью, не побоявшись трескучего мороза, побежал Филь-ка к мельнику, и тот посоветовал ему «изобрести спасение от стужи». Тогда вина и перед конем, и перед людьми бу-дет заглажена, и Филька снова станет «чистым челове-ком». Думал мальчик, думал и придумал собрать наутро ребят со всей деревни с топорами и ломами для того чтобы колоть лед на реке у мельницы, пока не покажется вода. Так и поступили. Собрались на рассвете люди со всей де-ревни помогать ребятам, извинился перед ними Филька, как мог, и все принялись за работу. Вскоре потеплело, дело стало продвигаться быстрее, и добрались люди до воды. Повернулось колесо мельницы, принесли женщины немо-лотое зерно, и полилась из-под жернова горячая мука. Все были рады, а Филька больше всех. Но оставалось у него еще одно дело, глубоко в сердце сидела заноза вины перед незаслуженно обиженной лошадью. Материал с сайта

По всей деревне в этот вечер пекли пахучий сладкий хлеб с румяной корочкой. Наутро Филька взял буханку теплого хлеба, прихватил друзей для поддержки и пошел к коню мириться. Он разломил буханку, круто посолил ломоть и протянул его лошади. Но конь, помня неспра-ведливые слова, хлеба не взял и попятился. Филька испугался, что конь не простит его, и заплакал. Добрый Панкрат успокоил лошадь и объяснил, что «мальчик Филька не злой человек». Так было заключено торже-ственное перемирие, конь съел хлеб, а прощенный маль-чик был счастлив.

Мне кажется, что Паустовский сумел очень многое рассказать о взаимоотношениях людей, об их ответствен-ности за свои слова и поступки. Все в мире взаимосвя-зано, и последствия Филькиных действий в начале сказ-ки пришлось исправлять, привлекая на помощь людей всей деревни. Рассказ учит нас быть добрыми, отзывчи-выми и не бояться просить прощения за причиненные другим обиды.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • теплый хлеб чем понравилось
  • сочинение в чем смысл сказки теплый хлеб
  • пересказ тёплый хлеб
  • тёплый хлеб паустовский главный герой
mob_info