Проект" модульно- компетентностный подход в профессиональном образовании". Разработка государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования на основе модульно-компетентностного подхода Модульно компетентностный подход преподава

Реализация модульно – компетентностного подхода с использованием информационных технологий при подготовке специалистов среднего профессионального образования в ГБОУ СПО СТТ.

Великая цель образования - это не знания, а действия.
Герберт Спенсер

Модуль в переводе - «мера», функциональный узел. В образовании модулем называют относительно целостную структурную единицу информации, деятельности, процесса или организационно-методическую структуру.

Понятие "компетенция" определено в существующих проектах стандартов, как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определённой области. Именно уровень соответствия индивидуальных показателей (результатов обучения) является основным показателем компетентности для работодателя и общества.

Суть компетентностного подхода состоит в том, что в процессе образования у человека должно быть сформировано целостное социально - профессиональное качество, позволяющее ему успешно решать производственные задачи и взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, язык компетенций является наиболее адекватным для описания результатов образования, в основе которых лежат потребности рынка труда.

Концепция модернизации российского образования позволила выделить ряд существенных проблем в развитии российского образования и начать движение в направлении подготовки более глубоких преобразований. Ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача "готовых" знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Рынок труда предъявляет требования не только к уровню теоретических знаний потенциального работника, но и к той степени ответственности, профессиональной компетентности, которую он может продемонстрировать.

Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании - модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения.

Образовательная программа на основе модульно-компетентностного подхода (модульная образовательная программа) - документ (комплект документов), отражающий содержание профессионального образования и состоящий из совокупности модулей, направленных на овладение определенными профессиональными компетенциями, необходимыми для присвоения квалификации.

В настоящее время успех процесса формирования информационной компетентности любого специалиста вообще и преподавателя, в частности, зависит от общеобразовательной компьютерной подготовки и гарантий высокой профессиональной мобильности в условиях жесткой конкуренции на рынке труда. Обучаемый должен стремиться использовать компьютер именно в своей профессиональной сфере и обладать высоким уровнем психологической и функциональной готовности к успешному применению новых информационных технологий. Речь пойдет об информационной компетентности, как о необходимой и достаточной значимой части профессиональной подготовки преподавателя специальных дисциплин и профессиональных модулей.

Формирование информационной компетентности преподавателя предполагает следующие этапы решения задач:

  1. Определение целей деятельности, т.е. постановка задачи.
  2. Целенаправленное применение знаний, умений и навыков в их
    строгом соответствии с проблемой, поставленной в данной задаче.
    3.Интерпретация промежуточных и конечных результатов.

Рассматривая образовательный процесс среднего специального учебного заведения и процесс освоения новых компьютерных информационных технологий на социальном уровне, следует отметить, что требования современного информационного общества к своим членам заключается, прежде всего, в знании информационных технологий и умении их применять. Информационные технологии -это совокупность средств и методов сбора, хранения, переработки, поиска и т.д. информации. Компьютер выступает как техническое средство этих процессов.

Условием эффективной подготовки в области информационных

технологий является качественное приближение основных инструментов и

используемых в процессе обучения программных продуктов к

информационной среде будущего молодого специалиста. Проблема развития

информационной компетентности кроется как в области технических

способностей учебного заведения, так и в отсутствии необходимого

методического обеспечения.

Составляющие информационной компетентности могут быть выявлены

исходя из задач; видов профессиональной деятельности и квалификационных

требований к специалистам, учитывающих запросы работодателей и

ориентированных на международные стандарты, так как выпускник должен

выполнять не только все указанные в образовательном стандарте виды

профессиональной деятельности, но и быть готовым реализовать свой

личностный потенциал в условиях плавающих профессиональных границ.

Для обучения многим практическим навыкам наиболее эффективным

способом в системе СПО является модульно-компетентностный подход,

который обращает внимание на результативность образования, здесь главное не количество усвоенной информации, а способность студента действовать в

различных ситуациях. Сегодня, одной из наиболее приемлемых технологий

реализации компетентностного подхода в образовании рассматривают

модульное обучение, которое позволяет получить более качественное

профессиональное образование. Модуль - это относительно самостоятельная

единица образовательной программы, направленная на формирование

определённых профессиональных компетенций.

Ценность данного подхода в том, что он воспитывает умение самостоятельно учиться, развивать

способности студентов.

Концептуальной базой технологии модульного обучения являются теории

личности и мотивации; деятельности и ее субъекта; активности, познавательной деятельности и творчества; поэтапного формирования умственных действий; когнитивной эргономики.

Целью модульно-компетентносной технологии обучения является создание условий для формирования компетенций и успешности обучения, для развития творческой познавательной активности и

самостоятельности студентов. Главная идея этой технологии заключается в

создании условий для достижения высоких и прочных результатов обучения

студентов, а также для развития их творческого потенциала. Такими условиями служат модульная организация учебного процесса, постоянное отслеживание уровня достижений и много бальное оценивание успешности обучения студентов.

Мы считаем, что модульно-компетентносное обучение при условии его

правильного применения может являться средством формирования 2231

профессиональных компетенций будущих специалистов именно в силу своих

существенных признаков: модульности, компетентности и реитингования. Эти признаки создают возможности формирования профессиональных

компетенций, поскольку центр тяжести переносится на формирование способностей студента к самообразованию, к самостоятельному получению знаний, умений и отработке навыков - категорий, входящих в понятие «компетенция».

Индивидуализация обучения решает актуальную задачу - подготовку

специалистов, способных быстро подстраиваться к изменениям производства, принимать правильные и быстрые решения и решать поставленные задачи.

Учитывая направленность среднего профессионального образования на

подготовку специалистов среднего звена производства, необходимо знать

требования работодателей к качеству подготовки выпускников.

Сотрудничество образовательных учреждений с работодателями в оценке уровня сформированное профессиональных компетенций будущего

специалиста и определении требований к нему конкретного производства

является наиболее востребованным.

В Себряковском технологическом техникуме реализуются принципы модульного обучения: используются активные методы обучения,

широко применяются информационные технологии, студент сам принимает

решения, а преподаватель лишь корректирует их. Особое внимание при этом

обращается на индивидуальность студента;

При подготовке студентов по специальности: 151031 «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)»

студенты при выполнении дипломных и курсовых проектов активно используют программу Компас 3d.

Студентами выполняются лабораторно - практические работы, курсовые работы, в ходе которых они применяют навыки работы на компьютере с различными программами изучая их на уроках «Информационных технологий». В лабораториях техникума создаются реальные производственные ситуации, в которых будут работать выпускники. Студенты могут попробовать свои профессиональные возможности на разных участках работы, что способствует овладению практическими компетенциями и повышает конкурентоспособность выпускников.

В настоящее время назрела острая необходимость не просто давать

студентам знания по дисциплинам, но и учить их самостоятельно добывать эти знания, используя современное информационное пространство. В результате будущие специалисты быстро и легко адаптируются в любой

профессиональной среде, что гарантирует их востребованность на рынке труда.

Для достижения целей учебно-воспитательного процесса педагогики

должны владеть технологиями формирования компетенций и

профессиональной культуры будущих специалистов и быть профессионально

компетентными.

Анализ состояния проблемы и результаты внедрения технологии

формирования профессиональных компетенций в учебно-воспитательный

процесс, а также учет требований работодателей к будущему специалисту

показали необходимость учета ряда особенностей, определяющих

организационные и психолого-педагогические условия подготовки специалиста с позиций компетентностного подхода:

Возрастание роли личностных качеств профессионала, которые в свете

изменения требований современного высокотехнологичного производства к

подготовке специалиста выступают не только в качестве основы

профессиональной культуры, но и в качестве средства освоения

профессиональной среды;

Активизация деятельности студента, направленной на освоение

профессиональных компетенций;

Формирование опыта профессиональной деятельности с целью

интеграции теоретической и практической подготовки;

Направленность деятельности педагога на создание условий для полноценной самостоятельной работы студентов;

Создание электронного учебно-методического комплекса и

педагогической технологии, отвечающих особенностям компетентностного

подхода в формировании ключевых и профессиональных компетенций, а также профессиональной культуры выпускника системы СПО.

Внедрение компетентностного подхода в систему СПО позволит в

значительной мере реализовать личностно ориентированный, деятельностный и практико-ориентированный подходы в образовательном процессе.

Выделение компетенций в содержании учебных дисциплин определяет ориентиры в отборе тех знаний, умений, навыков и способов деятельности, которые наиболее значимы для формирования профессиональных и ключевых компетенций будущего специалиста.

Целями использования в обучении информационных технологий являются:

  • формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей;
  • подготовка личности «информационного общества»;
  • возможность дать студенту так много учебного материала, как только он может усвоить;
  • формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Проведя анализ литературы по данной теме исследования и, исходя из личного опыта, считаю, что преподаватель спецдисциплин должен:

  • овладеть базовыми знаниями в области информатики, иметь представление об информации, способах ее обработки, хранения, передачи; - иметь представление об устройстве компьютера, уметь выбирать и загружать программное обеспечение в оперативную память, ориентироваться в различных операционных системах;
  • знать основную терминологию, относящуюся к использованию информационных технологий в обучении,
  • уметь работать с текстовыми, графическими и музыкальными редакторами, электронными таблицами и базами данных и знаний, другим прикладным программным обеспечением;
  • уметь анализировать возможности программных продуктов с целью выявления целесообразности их использования в учебно-познавательной деятельности.

Таким образом, информационная компетентность студента проявляется в готовности к постоянному информационному поиску и способности обрабатывать результаты поиска с помощью новых информационных технологий с целью получения и обновления знаний, необходимых в учебно-познавательной деятельности.

Если соблюдать определенные педагогические условия, то на всех этапах

образовательного процесса будут формироваться необходимые

профессиональные компетенции будущих специалистов технического профиля.

Основываясь на содержание стандартов третьего поколения можно

сформулировать профессиональные компетенции, которые будут обеспечивать

комплексную компетентность обучаемых в профессиональной сфере:

Возможность интеграции компьютерных технологий и традиционных

методов обучения при изучении нового материала (использование тестовой

программы в обучающем режиме для закрепления полученных знаний);

Формирование готовности студентов к самостоятельному выполнению

практической работы на компьютере, применяя разработанные преподавателем

методические указания и пособия или электронные учебники, поиск

информации в сети Интернет;

Применение компьютера при диагностике результатов обучения

(использование тестовой программы для контроля усвоенного учебного

материала).

На основе вышесказанного можно сформулировать основные тенденции,

заложенные в основе компьютерных учебных технологий:

Развитие самостоятельности, устойчивой работоспособности,

ответственности, готовности решать поставленную задачу нетрадиционными

способами;

Формирование таких качеств, как самоконтроль, самокритичность,

саморегуляция - благодаря применению тестовых программ, а также

программного обеспечения, позволяющего студенту раньше преподавателя

увидеть результат своей деятельности и сделать выводы о правильности

решения поставленной задачи;

Порождение активности, поскольку необходимо постоянное участие

студента в происходящем. Он является активным участником процесса

обучения, а не пассивным слушателем лекции или просмотра видеофильмов;

Формирование и развитие креативного мышления, позволяющего

развивать пространственное воображение и модельное видение, что особенно

важно при обучении студентов технических колледжей.

Таким образом, практически каждая дисциплина среднего

профессионального образования должна использовать компьютерные

технологии для повышения уровня знаний студента, ускорения и улучшения

подачи материала, активизации обучения. Это позволит повысить

эффективность обучения, где требуется подача большого и достаточно

трудного для усвоения студентами материала.

ВЫВОД

Студенты образовательного учреждения СПО должны иметь

представление о том, какие компетентности они должны развивать и

формировать у себя в процессе обучения, иметь достаточно высокий уровень

самоопределения, профессиональной мотивации, уметь осуществлять

самооценку и самоанализ, развивать в себе профессионально важные качества

личности, а также овладевать содержанием и технологиями формирования

профессиональной культуры.

Одним из основных составляющих профессиональной компетентности

современного специалиста является информационная компетентность,

предполагающая умение работать с компьютерной техникой, использовать

современное программное обеспечение, предназначенное для решения

профессиональных задач, способность получать необходимую информацию с

использованием сетевых технологий. Кроме того, современный специалист

должен обладать определёнными личностными качествами, быть способным к самообучению, чтобы соответствовать уровню развития информационных

технологий. Все перечисленные требования к подготовке специалиста должны быть реализованы в процессе преподавания дисциплин информационной направленности.

Новые информационные технологии являются сегодня неотъемлемой

составляющей развития высшей профессиональной школы, всей системы

образования в целом. Овладение этими технологиями является важнейшей

составляющей становления профессионала, в том числе и его коммуникативной

компетенции. В этом смысле они, как правило, рассматриваются с позиции

освоения компьютерной техники, формирования навыков работы с

библиотечными фондами и поиска необходимой информации, в том числе и в СМИ.

Новые информационные технологии позиционируются как метод,

отвечающий главным образом за формирование информационной культуры.

Функционирование современного профессионального учебного заведения

невозможно без построения образовательного процесса, адаптированного к

жизни в постиндустриальном обществе, создания условий для максимально

возможного развития личности, встраивания средств НИТ в учебную

деятельность, поиска новых подходов к организации учебно-воспитательного

процесса в условиях информатизации всех сфер человеческой деятельности.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля

2. Современная энциклопедия [Электронный ресурс]/ www. dic.academic.ru. – 2010. – 9 августа

4. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.

5.. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

6. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов// Высшее образование в России. – 2001. – № 6. – С. 46–50.

7. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

8.. Сластенин, В.А. О современных подходах к подготовке педагога [Текст] / В.А. Сластенин, Н.Г. Руденко // Педагогика. – 1999. – № 6. – С.55–62.

9. Талызина, Н.Ф. Технология обучения и ее место в педагогическом процессе [Текст] / Н.Ф. Талызина // Современная высшая школа. – 1977. – № 1. – С. 21–35.


ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНО - КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

к. э.н., ст. преподаватель КазНУ им. Аль-Фараби

Кредитная технология обучения в основе предполагает выбор студентами элективных курсов самостоятельно. Как показывает опыт проведения занятий, студенты первого курса не могут достаточно сориентироваться в потоке неизвестных им названий учебных дисциплин . В связи с этим, предлагаем:

Дисциплины по выбору включить в учебный план во втором семестре. Для этого необходимо для студентов первого курса предварительно провести подготовительную работу, которая заключается в следующем:

во-первых, предоставить перечень предметов по выбору по всем специальностям (по кафедрам);

Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании – новая модель организации учебного процесса, в которой совокупность профессиональных компетенций, выступает в качестве конечной цели обучения.

Литература:

2. , Медведев -компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам. М., 2006

3 .Глоссарий современного образования (терминологический словарь) // Народное образование, 2003, № 3

4. Полат педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: 2008.

В данной статье рассмотрены и сущность и значение модульно-компетентностного подхода в организации образовательного процесса.


2 Из материалов коллегии Минобрнауки России 15 ноября 2006 года Работа по организации разработки нового поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в Российской Федерации осуществлялась в соответствии: с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года; Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005 – 2010 годы, (приказ Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. 40).


3 Из материалов коллегии Минобрнауки России 15 ноября 2006 года Министерством привлечен к работам значительный ресурсный потенциал и широкая академическая общественность для решения поставленных задач в рамках проектов в годах Федеральной целевой программы развития образования и Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы».


4 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 – 2010 Г.Г. Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, которая во многом определяется состоянием системы образования. Именно в этой сфере находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективы.


5 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА 2006 – 2010 Г.Г. Совершенствование содержания и технологий образования Внедрение моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального и карьерного роста. Внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей непрерывного образования.




7 Анализ структуры и содержания стандартов профессионального образования. 1. Отсутствие четкой структурно-содержательной взаимосвязи между разделами стандартов «требования к уровню подготовки» и «обязательный минимум содержания». 2. Текстовая избыточность стандартов (по нашей оценке для стандартов первого поколения - до 80%), являющаяся следствием необходимости повторения описания в каждом стандарте одних и тех же блоков «обязательного минимума содержания». 3. Серьезным структурным недостатком действующих образовательных стандартов является отсутствие ориентации на компьютерные средства их ведения и обработки. 4. Отсутствие связи между образовательным стандартом и конкретными ожидаемыми результатами обучения. Стандарт базируется на описание учебного материала по дисциплинам, а не на системе требований к ожидаемым достижениям обучения.


8 Анализ структуры и содержания стандартов профессионального образования (продолжение) 5. Отсутствии механизмов постоянного обновления образовательных программ. В соответствии с Законом РФ «Об образовании» государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе (конкурс объявляет Правительство Р.Ф.) «не реже одного раза в десять лет». При этом текущее совершенствование содержания образования, ориентированное на перспективу развития современной технологии, вполне может быть истолковано как недопустимое отклонение от стандарта. 6. Отсутствие связи между понимаемым учебным заведением качеством подготовки специалистов и требованиями работодателей. 7. Отсутствие механизмов измерения качества подготовки квалифицированных специалистов. 8. Отсутствие преемственности, как интегрирующего фактора системы непрерывного профессионального образования, требующее определения функций каждой ступени в формировании личности и формулировании конечных результатов обучения.


9 Анализ структуры и содержания стандартов профессионального образования (продолжение) 9. Вызывает также сомнение и правомерность «периодично- циклического» подхода к обновлению образовательных стандартов по схеме: разработка (1-2 года) - использование (5-10 лет) - переработка (1-2 года). Перечисленные недостатки практически ставят под сомнение способность действующих стандартов выполнять их основные функции, и в частности такие, как «являться основой объективной оценки деятельности образовательных учреждений», «обеспечивать образовательную мобильность учащихся в рамках, выбранной ими или обусловленной жизненными обстоятельствами образовательной траектории» и др. Таким образом, необходимо радикальное обновление структуры и содержания существующих стандартов профессионального образования.


10 Компетентностностный подход, как основа обновления содержания профессионального образования Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Сегодня компетентность чаще определяют как сочетание умений самостоятельно, ответственно (действенная компетентность) и с умением выполнять определенные трудовые функции.


11 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Американская ассоциация промышленников так формулирует требования к эффективному (компетентному) работнику: правильный выбор оборудования; организация и ведение документации и базы данных; рациональное распределение времени и денег; общение с людьми с разным культурным опытом; умение осваивать новые профессиональные умения.


12 Компетентностностный подход, как основа обновления содержания профессионального образования (продолжение) По данным рейтинговых агентств, современный российский работодатель при наборе новых сотрудников обращает внимание прежде всего на: наличие диплома об образовании (преимущества имеют те, кто имеет не один диплом), при этом имеет значение, какой вуз окончил претендент; наличие сертификатов дополнительной подготовки; опыт работы; мотивация к труду и на занимаемую должность; корпоративная принадлежность, умения работать с коллективом; представления (резюме), составленное по определенной форме; результаты тестирования; умение решать прикладные (практические) задачи.


13 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) При работе и решении о продвижении по карьерной лестнице, т.е. при делегировании неких элементарных управленческих функций работнику внутри компании, работодатель обращает внимание на следующие характеристики работника: готовность к карьерному росту; мотивация компетентности; инициатива; ответственность за собственные решения, умения прогнозировать последствия принятых решений и способность нести ответственность за последствия; аккуратность в работе с документами; продуктивность (умение вести несколько проектов); мобильность; готовность к увеличенным нагрузкам; опыт решения проблем в группе и опыт организации группы для решения проблем; умение планировать и прогнозировать; умение работать с информацией для себя и группы; умение эффективно представить результаты своей работы; способность к рациональным, аргументированным и рефлексивным решениям.


14 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Мотивация и ответственность – отличительные черты компетентного поведения работника от некомпетентного. Применительно к профессиональному образованию Э.Ф. Зеер констатирует, «что компетентность человека определяют его знания, умения и опыт». Характеристика человека как компетентного – это своеобразного рода социальное признание.


15 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Компетентностный подход – это подход акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) учебного заведения.


16 Компетентностностный подход, как основы обновления содержания профессионального образования (продолжение) Важно выделить, что компетентностный подход – это подход, при котором результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.






19 Категории знания (американская модель) Первая категория знания - знание-описание - позволяет описывать окружающий мир и внутреннее состояние человека, эта категория универсальна, однако, актуальна в строго определенном контексте. Вторая категория знания - знание-объяснение - позволяет выйти на теоретический уровень. Третья категория знания позволяет синтезировать знания, чтобы они стали единым целым. Знание-предсказание или прогноз предшествуют знанию-intervention, которое предполагает активное вмешательство в процесс, что должно привести к позитивному результату. Контролирующее знание позволяет управлять процессом познания.


20 Второй компонент компетентности - умения, которые делятся Дж. Стретчем на восемь групп. Первая группа представлена - умениями мыслить критически. Вторая группа - кооперативные умения, то есть умения существовать в коллективе и работать в команде. Третья группа умений позволяет делать осознанный и правильный выбор. Четвертая группа умений - ценить разнообразие («разность»), допускать «иное». Пятая группа умений нацелена на то, чтобы раскрыть потенциал другого, добиваться от членов команды максимального вклада в общее дело. Шестая группа умений - это умение мыслить системно. Седьмая группа умений - это умение работать творчески, видеть новое, перенести привычное в новую плоскость. Восьмая группа умений – лидерские.


21 Третий компонент компетентностного образования – ценности: Личные, Групповые (семьи, друзей, профессиональной группы), Общественные (закон, мораль), Ценности самоуважения (быть тем, кто ты есть, и гордиться этим), Ценности непрерывного образования (быть всегда открытым новому знанию).


22 КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД Подход в реформировании обучения заключается в разработке и освоении таких форм обучения, когда «акцент обучения переносится с преподавательской активности преподавателя, который планирует, оценивает, задает вопросы, ставит задачи – преподает в широком смысле, на учебную деятельность, основанную на инициативе и ответственности самих учащихся».


23 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Термин «ключевые компетенции» впервые появился в проекте Совета Европы «Среднее образование в Европе» в 1992 г.. А в 1996 г. на симпозиуме «Ключевые компетенции для Европы», были выделены пять ключевых компетенций современных выпускников: 1.Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, регулировать конфликты ненасильственным путем). 2.Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе (принятие различий, уважение других, способность взаимодействовать с людьми других культур, языков, религий). 3.Компетенции, относящиеся к владению устным и письменным общением более чем на одном языке. 4.Компетенции, связанные с возникновением информационного общества (владение новыми технологиями, понимание возможностей их применения, критическое отношение к информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламы). 5.Способность учиться на протяжении всей жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте профессиональной подготовки.


24 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Стратегия модернизации российского образования предполагает, что в основу обновленного содержания общего образования будут положены «ключевые компетентности». В документах по модернизации образования записано: «Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать, не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах». Все ключевые компетентности имеют ряд характерных признаков: 1.Ключевые компетентности многофункциональны. Компетентности относятся к ключевыми, если овладение ими позволяет решать проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. 2.Ключевые компетентности надпредметны и междисциплинарны, они применимы в различных ситуациях, не только в учебном заведении, но и на работе, в семье, в политической сфере и др. 3.Ключевые компетентности требуют значительного интеллектуального развития: абстрактного, критического мышления, саморефлексии, определения своей собственной позиции, самооценки, критического мышления и др. 4.Ключевые компетентности многомерны, то есть они включают в себя различные умственные процессы и интеллектуальные способности, коммуникативные умения (аналитические, критические, коммуникативные и др.), «ноу-хау», а также здравый смысл.


25 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ (РОССИЙСКИЙ ВАРИАНТ) В структуре ключевых компетентностей, на наш взгляд, должны быть представлены: компетентность в сфере самостоятельной, познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе вне учебных; компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя); компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации); компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).


26 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Пример ключевых компетенций представленных в виде перечня, сделанного на базе списка компетенций, который явился результатом обсуждения этой проблемы на семинарах Совета Европы в рамках проекта «Среднее образование в Европе». Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением; запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.


27 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Думать: организовать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; нанимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы. Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.


28 КЛЮЧЕВЫЕ (БАЗОВЫЕ) КОМПЕТЕНЦИИ Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых измений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.


29 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПТЕНЦИИ Профессиональная компетентность определяется как готовность и способность специалистов к реализации знаний, умений, навыков, опыта в реальных условиях профессиональной деятельности. Компетентности объединяют опыт, не сводимый только к набору знаний и умений, а целостность и конкретность восприятия ситуации, готовность к труду и получению нового продукта. А это требует принципиальной смены логики образовательного процесса и изменения его структуры и содержания. Соотношение целей образовательной деятельности и получение результата – подготовка компетентного специалиста, определяет качество образования. Человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении некоторых профессиональных вопросов.


30 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ Будем различать следующие виды профессиональной компетентности: специальная компетентность владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие; социальная компетентность владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также социальная ответственность за результаты своего профессионального труда; личностная компетентность владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; индивидуальная компетентность владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил; Названные виды компетентности означают по сути дела зрелость человека в профессиональной деятельности, в профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности.


31 ФУНКЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ 1.Подготовка обучаемых к учебному процессу: ориентация на цели и действия; выбор целей учения; уточнение значимости целей обучения; формирование мотивации к учению; планирование учебных действий; активизация внимания. 2. Выполнение учебных действий в соответствии с поставленной целью: понимание, запоминание материала; интеграция и применение выученного. 3 Управление учебными действиями: наблюдение за процессом обучения; оценка учебных действий; внесение коррективов в учебный процесс и методов обучения; осмысление хода учения. 4. Оценка результатов работы: отчет о процессе обучения и его результатах; оценка процесса обучения и его результатов. 5. Поддержка мотивации к обучению и концентрации внимания.


32 Концепции модульной технологии обучения: -предварительное проектирование учебного процесса; -центр внимания - учебно-познавательная деятельность самого обучающегося (успешность обучения в любом случае достигается эффективностью учебной деятельности); -диагностика целесообразности и объективного контроля результатов; -целостность учебного процесса как педагогической системы. При модульном обучении цели формируются в терминах методов деятельности и способов действий.


33 Достоинствами модульного обучения являются: повышение качества обучения за счет того, что все обучение направлено на отработку практических навыков; компетенция определяет необходимые личностные качества; сокращение сроков обучения (иногда до 40%); реально осуществляется индивидуализация обучения при реальной возможности создания индивидуальных программ обучения; быстрая адаптация учебно-методического материала к потребностям производства, запросам потребителя, гибкое реагирование.


34 ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Модульное построение обучения дает ряд преимуществ и является одним из эффективных путей интенсификации учебного процесса. К этим преимуществам относятся: 1.обеспечение системного подхода к построению курса и определению его содержания; 2.гибкость структуры модульного построения курса; 3.эффективный контроль за ходом учебного процесса, промежуточными и конечными результатами обучения; 4.исключение дублирования в содержании изучаемого предмета и возможность перераспределения учебного времени на расширение доли практических и лабораторных работ; 5.наглядное представление структуры курса способствует его совершенствованию и улучшению планирования работы преподавателей;


35 ПРЕИМУЩЕСТВА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) 6. возможность лучшего удовлетворения потребности студентов в индивидуализации процесса обучения в части получения дополнительных специализаций и сокращения сроков изучения дисциплин; 7. усиление мотивации учения и заинтересованности студента в результатах обучения; 8. стимулирование активной повседневной систематической работы студентов; 9. улучшение атмосферы экзаменационных сессий за счет снятия значительной доли стрессовых ситуаций и случайностей; 10. обеспечение более объективной оценки деловых качеств студентов.


36 Проблемами модульного обучения можно считать следующее: длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование; наличие современной материально-технической базы: необходимо иметь современное оборудованные, оснащенные учебные места; некоторая сложность организации учебного процесса. Преодоление сложностей организации зависит в основном от способностей организаторов учебного процесса. наличие высококвалифицированных специалистов (для СПО - наличие у преподавателей педагогического и технического образований) при низкой тарифной сетке оплаты труда. психологическая и профессиональная незащищенность преподавателей в государственных учебных учреждениях нет практики работы по индивидуальным методикам, защищенным авторским правом.


37 ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Внедрение модульного обучения требует определенной организационной перестройки учебного процесса. Это касается планирования работы преподавателей, разработки соответствующего методического обеспечения, подготовки лабораторной базы к фронтальному проведению лабораторных работ, организации системы контроля знаний.

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования

ОГОУ СПО Ульяновский профессионально-педагогический колледж

Теоретическая разработка

то теме: «Модульно-компетентностный подход

к формированию общих и профессиональных компетенций

Директор ОГОУ СПОУППК

Зам. директора по УМР

Научный руководитель: , зав.

НМЦ ПО УИПКПРО, к. п.н.

г. Ульяновск, 2011

Введение . 3

Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы формирования профессиональных и общих компетенций в системе среднего профессионального образования . 5

1.1. Профессиональные и общие компетенции в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования . 5

1.2. Модульно-компетентностный подход как совокупность технологической, методической и организационной составляющих процесса подготовки специалистов среднего звена . 12

2.2 Формирование профессиональных и общих компетенций в рамках профессиональных модулей . 30

Заключение . 36

Список литературы .. 37

Введение

Происходящие в экономической жизни современного российского общества изменения требуют качественного преобразования характера и содержания труда: повышения уровня социальной и профессиональной мобильности, конкурентоспособности работников в различных сферах производственной деятельности.


Среднее профессиональное образование, прежде всего, должно быть направлено на удовлетворение потребности экономики в кадровом потенциале. В последнее время развитие и функционирование системы профессионального образования, а также качество подготовки специалистов вызывает серьезные нарекания работодателей.

Складывающаяся в настоящее время в России образовательная ситуация определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность , позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные специалисты, способные эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями.

В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно-компетентностный.

Модульно-компетентностный подход в профессиональном образовании ориентирован на формирование компетенций и принципиально отличается от сложившегося в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ОУ СПО) предметного подхода к формированию знаний и умений. В связи с этим ОУ СПО предстоит пересмотр всех направлений деятельности, начиная от организации обучения педагогических работников до создания новой модели образовательного процесса. В данной разработке представлены некоторые аспекты этой большой долгосрочной работы педагогических коллективов.

Глава I. Теоретико-методологический анализ проблемы формирования профессиональных и общих компетенций в системе среднего профессионального образования

1.1. Профессиональные и общие компетенции в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования

Перечень общих компетенций, необходимых для формирования, предложен в федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования и аккумулирует в себе вышеназванные составляющие.

Общие компетенции инварианты относительно видов профессиональной деятельности, и решают общие для различных профессиональных областей задачи, свя­занные с умениями человека взаимодействовать с другими людьми, раз­решать проблемы, сотрудничать, работать с информацией и т. д.

Они представлены в виде инвариантной части требований к качеству подготовки выпускников, несут в себе отношенческий и поведенческий аспекты и направлены на:

Формирование базовых (полипрофессиональных), общекультурных (ключевых) и профессиональных (монопрофессиональных) компетентностей;

Духовное и нравственное развитие личности выпускника среднего профессионального учебного заведения;

Формирование активной жизненной, гражданской и профессиональной позиции;

Формирование коммуникативной и информационной культуры .

Под профессиональной компетенцией понимается интегрирован­ный результат профессионального обучения, выражающийся в готовности субъекта эффективно использовать внутренние и внешние ресурсы для вы­полнения профессиональной деятельности в соответствии с установленными требованиями. Формирование профессиональных компетенций связано с процессом «оспособления» человека, т. е. овладения им способами деятель­ности (развития способности) в процессе освоения разнообразных видов деятельности . Поскольку освоить деятельность через подражание невозможно, обучающийся начинает управлять своей дея­тельностью, используя, интегрируя различные результаты образования (знания, умения, навыки, ценности и др.), формируя собственный ресурсный пакет. Если для выполнения какой-то профессиональной деятельности внут­ренних ресурсов оказывается недостаточно, обучающийся может мобилизо­вать ресурсы извне .

Набор осваиваемых способов деятельности социально востребован, является предметом запроса работодателей и других заказчи­ков образования, что позволяет обучающемуся оказываться адекватным ти­пичным социально-профессиональным ситуациям. Такие требования могут быть актуальными в течение какого-то промежутка времени, а затем корректироваться в связи с разного рода изменениями (социально-экономическими и др.).

Следует также учитывать, что профессиональная компетенция – способность к выполнению основных видов профессиональной деятельности и профессиональных задач в условиях производства. Следовательно, в состав профессиональных компетенций можно включить следующие группы компетенций: общепрофессиональные, специальные и специализированные, исходящие из региональных, отраслевых особенностей.

Суммируя сказанное, можно предположить что выпускник, освоивший образовательную программу среднего профессионального образования, должен характеризоваться:

1. Общими компетенциями (социально-личностными):

Относящимися к человеку как индивиду, субъекту деятельности и личности,

Социальными, определяющими его взаимодействие с другими людьми;

Относящимися к умению учиться;

Информационными, связанными с получением и обработкой информации ;

Расчетными, связанными с умением решать профессиональные задачи с использованием адекватного математического аппарата;

Эксплуатационными;

Управленческими, организационными;

Конструкторскими;

Проектировочными;

Экономическими, включающими поведение на рынке труда.

Эти компетенции должны формироваться как общие для широкого круга профессий, специальностей. Они обеспечивают гибкое поведение на рынке труда.

2. Профессиональными компетенциями или профессионально-функциональными знаниями и умениями, опытом практической деятельности, которые обеспечивают привязку к конкретному объекту, предмету труда, трудовым функциям.

В предлагаемой условной «модели» специалиста большое внимание уделяется компетенциям социально-личностной направленности, которые служат фундаментом, позволяющим выпускнику гибко ориентироваться на рынке труда и в сфере дополнительного профессионального образования.

В то же время необходимо избегать ситуаций, когда выпускник подготовлен ко всему и ни к чему конкретно. Задачи объектной и предметной подготовки решает блок профессиональных компетенций, которые в ФГОС, представлены большой группой по осваиваемым видам профессиональной деятельности.

Подготовка специалистов среднего профессионального образования в контексте стандартов нового поколения отличается не только новым образовательным результатом, но и подходом к его получению. Эта особенность, безусловно, накладывает свой отпечаток на организацию процесса его формирования.

В ФГОС СПО заложен уровневый подход к формированию общих и профессиональных компетенций. Учитывая матрицу образовательных результатов , каждую группу компетенций предлагает классифицировать по уровням сформированности, которые зависят от планируемого образовательного результата, вида выполняемой деятельности (репродуктивной, частично-поисковой, поисковой), подготовки студентов и их личностных характеристик. В основу каждого из уровней положены понятия познавательной деятельности: воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценка.

Базовый уровень сформированности профессиональных и общих компетенций является минимальным показателем и основой для дальнейшего приращения и обогащения профессиональной компетенции.

И как высокий показатель выступает творческий уровень сформированности профессиональных компетенций.

Уровни сформированности профессиональных компетенций обусловливаются критериями деятельности. Так, критерием базового уровня является репродуктивная деятельность по заданному алгоритму, опирающаяся на понимание и воспроизведение профессиональных действий. Критерием продуктивного уровня будем считать частично-поисковую деятельность, предполагающую применение профессиональных действий при анализе профессиональной задачи. Для творческого уровня критерием выступает поисковая работа, при этом происходит оценка ситуации или профессиональной задачи и синтез возможных вариантов профессиональных действий.

Деятельность, носящая репродуктивный характер, отличается тем, что при ее реализации студенты пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), средства и методы достижения поставленной цели, порядок реализации.

Деятельность, носящая частично-поисковый характер, отличается тем, что при ее реализации студенты не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требует от студентов самостоятельного подбора средств и методов выполнения действий в инструктивной и справочной литературе и др.

Деятельность, носящая поисковый характер, характеризуется тем, что студенты должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.

Таким образом, достижение результата на базовом, продуктивном и творческом уровнях должно обеспечиваться за счет понимания и принятия субъектами образовательного процесса целей деятельности, требований к промежуточным и конечным результатам. Как следствие этого понимания должны произойти кардинальные преобразования в организации, методическом обеспечении процесса формирования общих и профессиональных компетенций в системе подготовки специалистов среднего профессионального образования.

1.2. Модульно-компетентностный подход как совокупность технологической, методической и организационной составляющих процесса подготовки специалистов среднего звена

Введение модульно-компетентностного подхода в профессиональном образовании, интегрирующего в себе основные идеи компетентностного и модульного подходов, рассматривается перспективным и востребованным направлением в современной образовательной политике нашей страны. Нормативно переход на компетентностно-ориентированное образование в России закреплен в 2001 г. в Концепции модернизации российского образова­ния на период до 2010 года и Приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ (2004 г.). В Федеральной целевой программе развития образования на годы среди основных мероприятий обозначено приведение содержания образования, технологий обучения и методов оценки качества образования в соответствие с требованиями современного общества. Одним из механизмов успешного решения поставленных задач является реализация в системе среднего профессионального образования образовательных программ, построенных на основе модульно-компетентностного подхода .

Необходимо отметить, что рассматриваемый подход также отражает тенденции развития международного образовательного пространства и отве­чает базовым принципам организации единого европейского пространства в рамках Болонского и Копенгагенского процессов.

В результате анализа использования компетентностного и модульного подходов в отечественной и зарубежной теории и практике образования выяв­лены и сформулированы их основные инвариантные характеристики. Для компетентностной модели образования, во-первых, характерно определение образовательного результата через категорию «готовности личности к адек­ватным действиям в заданной ситуации» . Феномен готовности человека к дея­тельности включает в себя способность осуществлять эту деятельность и мо­тив, стремление к ее реализации. Во-вторых, смысл организации образова­тельного процесса в компетентностно-ориентированном образовании заклю­чается в создании таких условий, при которых новая информация будет не просто формально усвоена, а составит часть внутреннего ресурса обучающе­гося, т. е. проектируется механизм овладения способами деятельности в про­цессе освоения разнообразных типов и видов практик. И, в-третьих, оценка учебных достижений обучающихся базируется на заранее заданном стандарте качества при однозначных критериях. Таким образом, модульно-компетентностный подход в образовании фиксирует перестройку традиционных систем целеполагания, планирования, организации и оценки образовательных результатов.

Характеристика данного подхода может быть сведена к следующим слагаемым:

Основной единицей содержания обучения яв­ляется модуль, обладающий целостностью, определенной внутренней струк­турой, направленностью на достижение конкретных образовательных целей;

Организация учебного процесса требует соз­дания условий по освоению методов деятельности и способов действий, при этом усвоение содержания обучения не может осуществляться путем простой передачи обучающемуся информации, а только в процессе его собственной, внутренне мотивированной деятельности;

При этом подходе фиксиру­ется возможность гибко реагировать и приспосабливаться к конкретным усло­виям обучения: проектировать индивидуальные образовательные траектории обучающихся, своевременно корректировать процесс обучения;

Использо­вание модульно-компетентностного подхода на практике значительно упрощает реализацию принципа сотрудничества в учебном процессе, становится очевидным исполь­зование различных активных методов обучения, перераспределение активно­сти от педагога к обучающемуся.

Таким образом, мы видим, что введение модульно-компетеностного подхода позволяет обеспечить единство технологической, методической и организационной составляющих процесса подготовки специалистов в учреждении среднего профессионального образования.

Особенности технологической составляющей:

Обеспечение обязательной проработки каждого компонента ди­дактической системы и наглядное его представление в модульной программе и модулях;

Четкая структуризация содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса инфор­мационно-предметной системой оценки и контроля усвоения знаний (рейтин­говый контроль), позволяющей корректировать процесс обучения;

Возможность различных вариантов обучения, адаптация учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Эти отличительные особенности являются основой высокой технологичности подхода, которая определяется:

Структуризацией содержания обучения;

Четкой последовательностью предъявления всех элементов дидактической системы (целей, содержания, способов управления учебным процессом) в форме модульной программы;

Различными вариантами структурных организационно-методических единиц.

Особенности методической составляющей:

Модульное построение образователь­ных программ позволяет быстро и гибко реагировать на часто изменяющиеся требования современного рынка труда путем «наращивания» необходимых единиц квалификации;

Единицей квалификации в модульно-компетентностном подходе яв­ляются профессиональные и общие компетенции, которые формируются в рамках изучения одного или нескольких профессиональных модулей;

Изменение роли педагога в образовательном процессе: от «транслятора» знаний к организатору процесса самостоятельной «добычи» знаний обучающимися.

Особенности организационной составляющей:

Учебный процесс, регламентируемый модульным учебным планом, по мере изменения характера или набора поведенческих моделей педагога и с учетом индивидуальных особенностей обучающихся может быть изменен пу­тем изменения количества, структуры и последовательности освоения моду­лей;

Учебный процесс может быть построен через проектирование индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Цель модульно-компетентностного обучения – создание наиболее благоприятных усло­вий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления дидактической и методической систем к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной образовательной траектории.

Глава II. Модульно-компетентностный подход к формированию профессиональных и общих компетенций

2.1. Формирование профессиональных и общих компетенций в циклах дисциплин

Для получения качественных профессиональных и общих компетенций как составляющих различных видов профессиональной деятельности, которые востребованы работодателями, другими заказчиками необходимо рассмотреть наиболее значимые условия и факторы формирования данных характеристик специалистов среднего звена. Для этого, первоначально, следует рассмотреть вопрос о циклах дисциплин, направленных на формирование составляющих тех или иных компетенций.

Следует отметить, что весь курс обучения студентов СПО состоит из дисциплин общего, гуманитарного и социально-экономического, математического и общего естественнонаучного циклов и общепрофессиональных дисциплин .

Специфика новых подходов к проектированию программ дисциплин заключается в том, что в каждом из циклов должна быть практическая часть (желательно, связанная с применением на производстве или в решении жизненных проблем, полученных теоретически знаний, умений). Кроме того, практическая часть должна способствовать развитию деловой и производственной активности обучающихся, которая впоследствии должна перерасти в производственную инициативность, возможность и желание развивать производство, технологии и опыт практической деятельности.

Рабочие программы являются основными нормативными документами учебного заведения СПО, определяющими содержание, методы, формы и средства обучения различных дисциплин учебного плана. Придание им модульной структуры предполагает существенную модернизацию различных сторон образовательного процесса, направленную на его дальнейшее совершенствование.

Для разработки рабочих программ дисциплин предложена унифицированная схема-макет, состоящая из четырех основных разделов:

Тематический план и содержание дисциплины;

Условия реализации программы учебной дисциплины, её методическое, кадровое и информационное обеспечение ;

Конечные цели изучения дисциплины и методы контроля их достижения.

Требования к конечным целям изучения дисциплины формулируются в виде умений, которые необходимо выработать у учащихся по завершению изучения дисциплины и представляют собой обобщенную деятельность и перечисление ее составляющих – менее обобщенных деятельностей или действий. Помимо перечисления умений в целях формулируются также знания, которыми должен обладать обучающийся для выполнения этих действий.

Но анализ структуры программы, разработанной на модульно-компетентностной основе, не дает ответа на вопрос, как средствами учебной дисциплины педагог может формировать ту или иную компетенцию обучающихся. В рамках данного параграфа мы попытаемся показать возможность формирования общей компетенции – способности работать с источниками информации, которая может быть сформирована в рамках учебной дисциплины. Формирование «Информационной компетенции» в реальном учебном процессе имеет много функций и работает на формирование целого спектра составляющих и других компетенций, в том числе профессиональных.

Ещё одно важное замечание, касающееся формирования и оценки информационной компетенции: любое задание и упражнение, предлагаемое обучающемуся в рамках компетентностного подхода расценивается и как диагностирующее, и как формирующее, т. е. предлагая выполнить анализ текста обучающимся, педагог может выявить имеющиеся у него затруднения и сформированные умения, а также оценить степень их развития. Проектируя и используя данную систему заданий, педагог может реализовывать и дифференцированный подход к обучающимся, поскольку система заданий включает несколько уровней сложности, что дает возможность количественно оценить образовательный результат.

В оценке сформированности общих компетенций можно опираться на трехуровневую модель, предложенную Федеральным институтом развития образования.

Таблица 1

Модель оценки сформированности общих компетенций

Уровень сформированности

Сформированные способы деятельности

(обязательный)

Общая ориентировка ученика в способах предполагаемой деятельности;

Знание того, где основная информация может находиться;

Репродуктивное воспроизведение обобщённых учебных умений по известным алгоритмам;

- «узнавание» новой проблемы, возникшей в знакомой ситуации;

Наличие и принятие любой помощи извне.

(уровень возможностей)

Умение искать недостающую информацию для решения поставленной проблемы в различных источниках и работать с нею;

Умение решать некоторые практические задания в знакомых ситуациях;

Попытка переноса имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию;

Готовность оказать посильную помощь другим участникам совместной деятельности ;

Минимальная помощь извне.

Продвинутый (творческий)

Умение прогнозировать возможные затруднения и проблемы на пути поиска решения;

Умение проектировать сложные процессы;

Умелый перенос имеющихся знаний, умений, способов деятельности в новую незнакомую ситуацию;

Отсутствие помощи извне;

Оказание помощи другим участникам совместной деятельности;

Умение отрефлексировать свои действия.

Основой конструирования диагностических и формирующих заданий по информационной компетенции служат разработки, . Авторы подчеркивают, что «оценка посредством компетентностно-ориентированных тестовых заданий существенно отличается от традиционной оценки результатов образования (знаний, умений…), так как не может осуществляться исключительно с помощью заданий закрытого типа, требующих одного верного, предписанного, наконец, выученного ответа. Тест на проверку компетентностей не может считаться верным (валидным), если проверяет не деятельность, а некую информацию (пусть и об этой деятельности). Хотя отдельные аспекты компетентностей возможно и целесообразно проверять с помощью закрытых вопросов, необходимость отслеживания нового результата образования в целом заставляет специалистов обращаться к тестовым заданиям открытого типа, которые названы так потому, что ответ на вопросы этих заданий не может быть спрогнозирован дословно. Ведь выполнение заданий открытого типа требует от обучающегося совершения определенной деятельности по поиску необходимой информации, разрешению возникшей проблемы или оформлению результатов ее решения. Такое задание всегда требует развернутого ответа» .

В основе предлагаемой технологии положено несколько оснований для классификации, связанных с особенностями информации и способах её переработки:

1. Количество источников информации, с которыми одновременно работает обучающийся. В зависимости от возраста и степени сформированности соответствующих умений это может быть один, два, три, четыре и даже пять источников. В зависимости от полноты использования предложенных материалов педагог может судить о широте рассматриваемой компетенции. В перспективе именно эта серия заданий, связанная с варьированием количества источников, служит основой для формирования навыка написания реферата, обзора литературы по какой-либо проблеме и т. п.

2. Объем предлагаемого материала. В зависимости от характера источника информации объем может исчисляться по-разному: количество слов, количество предложений, абзацев, параграфов, страниц и т. п. Именно этот показатель позволяет педагогу достаточно тонко дифференцировать информационную компетентность по количественным характеристикам.

3. Способ предъявления информации. Для обучающихся информация может быть предложена в виде текста (причем это может быть текст из учебника или дополнительного источника), заранее отобранного педагогом, содержащем только необходимую информацию; это может быть текст, содержащий избыточную информацию, внутри которой обучающийся должен найти те факты, которые необходимы; это может быть рисунок, схема, репродукция, график, таблица и т. п. Особо можно выделить аудио - и видео-информацию, которая тоже должна использоваться педагогом для формирования информационной компетенции. Для работы с обучающимися можно рекомендовать в качестве способа предъявления информации не сам текст, а ссылку на него в виде списка литературы или адреса в Интернете.

4. Сложность источника информации. Источник может быть простым, то есть содержать информацию одного вида – только текст, только картинка или только таблица, а может быть сложным, содержащим аудиовизуальную (музыка – картина) или вербально-графическую (текст – график / диаграмма) информацию. Сложности первичной переработки, конечно, обусловленные сложностью структуры источника, основаниями и целью поиска, а также сложностью логических операций и степенью самостоятельности их выполнения. Увеличение сложности вопроса не происходит путем синхронного усложнения источников информации и заданий к ним. Если обучающийся работает с простыми источниками информации, то он получает более сложное задание по извлечению и первичной систематизации информации или ее обработке. В случае если источники существенно усложняются, задания к ним могут оставаться на уровне сложности предыдущего уровня.

Данный пример показывает логику определения основных показателей оценки результатов. Согласно данной профессиональной компетенции обучающийся проектирует технологический процесс. На основании, каких показателей преподаватель (мастер, эксперт) сможет определить, что данная компетенция освоена? Из предложенных во втором столбце вариантов каждый показатель отражает сущность компетенции, и самое главное, диагностичность. Формы и методы контроля также являются наиболее приемлемыми.

Сложность заключается в том, что показатели оценки и выбранные формы, методы контроля в совокупности должны позволять однозначно диагностировать сформированность соответствующих общих и профессиональных компетенций.

После разработки 5 раздела можно приступать к формированию содержания программы профессионального модуля. Наименования междисциплинарных курсов (МДК) определены в ФГОС. Задача педагогических работников заключается в том, что им необходимо начинить МДК соответствующими дидактическими единицами, направленными на формирование знаний. В каждом МДК планируются определенное количество лабораторных или практических занятий, в которых отрабатываются умения. В зависимости от степени функциональности знаний, изучаемых в МДК, устанавливаются уровни их усвоения.

В ФГОС СПО нового поколения 50% от объема обязательной учебной нагрузки обучающихся отводится на внеаудиторную самостоятельную работу. По каждой дидактической единице обучающиеся должны отчитаться конкретным результатом, «продуктом» учебной или практической деятельности.

В структуре программы профессионального модуля следующим компонентом является профессиональная практика: учебная, производственная.

Учебная практика направлена:

На совершенствование у обучающихся умений;

Приобретение первоначального практического опыта;

На освоение рабочей профессии (если это является одним из видов профессиональной деятельности в соответствии с ФГОС СПО по специальности). В этом случае студент может получить квалификацию по рабочей профессии.

Учебная практика проводится, как правило, в учебных, учебно-производственных мастерских, лабораториях, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках, полигонах, ресурсных центрах и других вспомогательных объектах образовательного учреждения.

Учебная практика может также проводиться в организациях в специально-оборудованных помещениях на основе договоров между организацией и образовательным учреждением.

Учебная практика проводится мастерами производственного обучения и (или) преподавателями профессионального цикла.

Производственная практика состоит из двух видов:

Практика по профилю специальности;

Преддипломная практика.

Практика по профилю специальности направлена на формирование у студента общих и профессиональных компетенций, совершенствование практического опыта и реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика направлена:

На развитие общих и профессиональных компетенций;

На проверку готовности студента к самостоятельной трудовой деятельности;

На подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы (дипломного проекта или дипломной работы) в организациях различных организационно-правовых форм (далее – организация).

Преддипломная практика проводится, как правило, в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и этими организациями, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.

Во время преддипломной практики студенты могут быть зачислены на вакантные должности, если работа соответствует требованиям программы преддипломной практики.

Цели и задачи программы практик и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.

Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Сроки проведения практики устанавливаются образовательным учреждением в соответствии с ОПОП СПО.

Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения программ учебной практики и практики по профилю специальности.

Если ФГОС СПО в рамках одного из видов профессиональной деятельности предусмотрено освоение рабочей профессии, то по результатам освоения данного модуля ОПОП СПО обучающийся получает документ (свидетельство) об уровне квалификации. Присвоение квалификации по рабочей профессии должно проводиться с участием работодателей и при необходимости представителей соответствующих органов государственного надзора и контроля.

Результаты прохождения практики представляются студентом в образовательное учреждение и учитываются при итоговой аттестации.

Таким образом, в рамках программы профессионального модуля обеспечивается завершенный цикл по формированию определенных профессиональных компетенций и отдельных общих компетенций, о чем может быть принято решение аттестационной или экспертной комиссией образовательного учреждения. Структура программы профессионального модуля отвечает принципам:

Минимальной достаточности (все необходимое для формирования тех образовательных результатов, которые заложены именно в рамках данного профессионального модуля);

Единства формирования общих и профессиональных компетенций (организация образовательного процесса предполагает сочетание активных методов и форм деятельности, формирующих составляющие как общих, так и профессиональных компетенций);

Ориентации на результат (что обеспечивается совокупностью различных видов деятельности, требованием к практтикоориентированности программы профессионального модуля: от 50% до 60%).

Заключение

Авторы надеются, что данная теоретическая разработка в преддверии внедрения федеральных государственных образовательных стандартов расширит методический и дидактический инструментарий педагогических работников работающих в учреждениях среднего профессионального образования.

Читатели, безусловно, отметили, что представленный в разработке подход к формированию общих и профессиональных компетенций, основан на новой парадигме профессионального образования: деятельностно-компетентностной. В настоящее время идет активный научный поиск в области реализации профессиональных образовательных программ на основе модульно-компетентностного подхода, как методологического основания обновления содержания и технологий профессионального образования. Но своеобразная мозаика идей, находок, положений еще не сложилась в целостную систему описания целей, механизмов, технологий оценки результатов профессионального образования.

Описанные методы и приемы модульно-компетентностного обучения могут быть в значительной мере расширены. Критерии и показатели сформированности компонентов общих и профессиональных компетенций в реальной практике могут стать основой организации процесса мониторинга и их оценки.

Данная теоретическая разработка – один из первых шагов обобщения ведущих научных, методических идей, положений, накопления опыта осмысления на региональном уровне подходов и оценки процесса формирования компетенций как системы знаний, умений, опыта практической деятельности и личностных качеств, новых образовательных результатов, определяющих готовность специалистов среднего звена к успешной социальной и профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Вариативная составляющая основных профессиональных образовательных программ по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования: аспекты разработки [Текст]: методические рекомендации / автор-разработчик М. А Фахретдинова. – Ульяновск: УИПКПРО, 2010. – 26 с.

2. , Медведев -компетентностный подход к новым государственным образовательным стандартам. PDF (143К) стр.96-99

3. , Смирнова внешней оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся: Методическое пособие для руководителей и педагогов образовательных учреждений / Под ред. . – Вып. 2 – Самара, 2006

4. Фахретдинова, М. А Развитие квалификационного потенциала обучающихся в учреждениях начального и среднего профессионального образования: методическое пособие/ - Ульяновск: УИПКПРО, 2009. – 61 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности СПО 150415 «Сварочное производство».

6. Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в учреждениях начального профессионального образования [Текст]: Методическое пособие / –­ Ульяновск: УИПКПРО, 2009. ­- 65 с.

7. , Ефимова проектирования учебных материалов на модульно-компетентностной основе для системы довузовского профессионального образования: методическое пособие/ , – М.: Московский психолого-социальный институт, Федеральный институт развития образования, 20с.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. [Текст]: // Профессиональное образование.. – 2002. – № 5 – С.

mob_info